РЕФОРМА ОСАГО: ДЕНЕГ НЕ ПЛАТИТЬ!

ПРИ СОДЕЙСТВИИ НАЦИОНАЛЬНОГО АВТОМОБИЛЬНОГО СОЮЗА 10 ЯНВАРЯ В КОМИТЕТЕ ГОСДУМЫ ПО ФИНАНСОВОМУ РЫНКУ СОСТОЯЛСЯ КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО ВОПРОСАМ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОСАГО.
Вынос, где-то в начале
Поправки к закону об ОСАГО: автомобилистов хотят сделать заложниками страховых компаний.
Каждому, кто столкнулся с «автогражданкой», без всяких обсуждений понятно – система обязательного страхования автомобилей в нашей стране настолько же далека от норм, принятых в цивилизованном мире, насколько, например, Россия далека от присоединения к единой Европе. Простой автовладелец воспринимает ОСАГО, прежде всего, как часть неизбежного «оброка» за возможность перемещаться на собственной машине. Причем государство пытается всеми возможными способами увеличить его. Никто из нас ничего хорошего от взаимодействия со страховщиками не ждет, наоборот, заранее готовится к худшему – затягивающимся на месяцы разбирательствам, судам – в общем к тому, что страховая компания не поможет ему справиться с проблемами, а только добавит неприятностей.
В этом свете совсем неудивительно, что люди боятся «европротокола» и предпочитают часами дожидаться инспектора для оформления самого незначительного ДТП, а вместо направления на ремонт по ОСАГО стремятся как можно быстрее получить компенсацию деньгами – как говорится, «с паршивой овцы хоть шерсти клок». Страховщики, со своей стороны, жалуются на так называемых «автоюристов», выкупающих у собственников поврежденных автомобилей право добиваться возмещения в суде и пользующихся всеми возможными лазейками в законах, чтобы отсудить максимальные компенсации.
Страховые компании «плачут» о том, что рынок ОСАГО становится убыточным именно из-за того, что юристы побуждают клиентов выбирать деньги вместо ремонта. Реформа ОСАГО, поддержанная президентом Путиным на «прямой линии» с населением прошлой весной, направлена, прежде всего, на то, чтобы денег не платить, фактически принуждает автовладельцев получать компенсацию «натурой», то есть ремонтом. Российский союз автостраховщиков (РСА) тогда же, весной, направил в Центробанк, Госдуму и Минфин проект поправок. В конце прошлого года Центробанк поддержал принятие нового законопроекта об ОСАГО в первом чтении, но с условием, что ко второму чтению в него будут внесены значительные изменения, направленные на защиту прав потребителей.
На заседании круглого стола 10 января 2017 года, в котором приняли участие представители бизнеса, общественных организаций, РСА, Роспотребнадзора, Минфина и Правительства РФ, зампред Центробанка Владимир Чистюхин эти изменения озвучил. Вкратце, по версии Центробанка, реформированное ОСАГО должно выглядеть так:
1. Страховая компания формирует по своему усмотрению список автосервисов, в которых ее клиент может отремонтировать автомобиль; владелец имеет право выбирать только из предложенного компанией списка.
2. Сервис должен находиться не далее 50 км от места регистрации автомобиля и (или) места ДТП. (Очевидно, что в реалиях нашей страны это требование выглядит по меньшей мере странно.)
3. Срок ремонта не может превышать 35 дней.
4. Страховая компания отвечает за качество ремонта. В случае неудовлетворительного ремонта клиент обращается к страховщику с досудебной претензией, и только если проблема не решается, следует судебное разбирательство.
5. Денежная компенсация возможна лишь в случаях, когда страховщик не может обеспечить ремонт в установленный срок или автомобиль не подлежит ремонту. Также денежная компенсация возможна при «тяжелых жизненных обстоятельствах» клиента по решению специальной комиссии при РСА. (Что это за «обстоятельства», пока не понятно никому, включая самих страховщиков.)
6. Ремонтировать автомобиль можно, применяя не только новые оригинальные, но и восстановленные запасные части, в том числе аналоги.
За исключением практически безальтернативного возмещения «натурой», то есть ремонтом, предложения выглядят логичными, но это только в теории. На практике же они фактически полностью развязывают страховщикам руки. Можно с уверенностью сказать, что разбирательства как в досудебном порядке, так и в суде будут максимально затруднены и продлятся месяцы, если не годы, при этом автомобиль останется «на приколе», а о качестве запчастей, с помощью которых будет производиться ремонт, даже подумать страшно. Но главное, владелец автомобиля, направленного в ремонт, не сможет его продать до тех пор, пока он не будет отремонтирован, ведь компенсационные деньги он получить не сможет, а это – прямое ущемление неотъемлемого права распоряжаться своей собственностью. Что, в общем-то, и подтвердил в интервью после круглого стола Владимир Чистюхин. На прямо поставленный вопрос он ответил (цитата): «Я говорю о следующем: в целях защиты общественных интересов, а это ровно тот случай, допускается ограничение прав». Чьи же интересы, кроме интересов общества страховщиков и Центробанка, окажутся под угрозой в случае выплаты компенсации деньгами? Задавать подобные вопросы, похоже, бессмысленно.
Национальный автомобильный союз в процессе обсуждения за круглым столом предложил свою версию поправок к закону об ОСАГО. Вот основные тезисы:
1. Любой сертифицированный сервис, соответствующий установленным критериям качества ремонта, может подать заявку на прием в реестр, который будет вести РСА, при этом основания для отказа в приеме должны быть четко определены.
2. Автовладелец сам выбирает сервис из реестра.
3. За качество ремонта отвечает страховая компания, у которой был куплен полис ОСАГО.
4. Продолжительность ремонта не может превышать 30 рабочих дней.
5. Если ремонт в указанные сроки не может быть осуществлен – владелец получит компенсацию деньгами.
6. Не может быть ограничений на выплату денежной компенсации по автомобилям, принадлежащим юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям, поскольку для них даже небольшой простой автомобиля оборачивается значительными убытками.
7. Ремонт может производиться только новыми оригинальными запасными частями.
8. Стоимость запасных частей в каталогах РСА, которыми пользуются эксперты-оценщики, необходимо пересмотреть, поскольку она очень часто не соответствует действительности.
По мнению НАС, введение единого реестра СТОА, имеющих право браться за ремонт по ОСАГО, значительно увеличит количество сервисов, в которые сможет обращаться автовладелец, причем страховая компания не сможет навязать клиенту плохой, но удобный для нее сервис. Национальный автомобильный союз также провел мониторинг цен на наиболее востребованные запасные части к некоторым автомобилям в Москве и Новосибирске. Если в базе РСА, например, бампер для Toyota Land Cruiser 200 2013 модельного года стоит 6310 рублей, то в реальности среди 149 поставщиков в Москве минимальная цена – 12 000 рублей, а средняя цена нового оригинального бампера 20 406 рублей. Фара к BMW третьей серии 2007 модельного года по справочнику РСА стоит 23 000 рублей, на самом деле дешевле 33 000 рублей в Москве эту запчасть найти не удалось, а в среднем ее продают за 49 000 рублей. Еще одна проблема – наличие запасных частей. Ожидание поставки некоторых деталей даже не для самых редких автомобилей, особенно в регионах, зачастую превышает заявленный в поправках срок ремонта.
«Полный комплект» поправок к предложениям Центрального банка уже внесен в Госдуму, и на их обсуждение, к сожалению, остается очень мало времени – Центробанку не терпится принять новый закон об ОСАГО. На заседании 10 января Владимир Чистюхин заявил: «Мы считаем, что законопроект подлежит настолько, насколько это возможно, скорейшему принятию для того, чтобы он вступил в силу с 1 марта 2017 года». По мнению Национального автомобильного союза, такая торопливость не оправдана и опасна. В России почти 57 миллионов автомобилей, а это значит, что обсуждаемые поправки актуальны практически для каждой российской семьи. Если рассматриваемые сейчас поправки вступят в силу в марте этого года, то до марта следующего года, когда пройдут выборы Президента Российской Федерации, непосредственно с новой системой ОСАГО столкнется более четырех миллионов российских семей. В том случае, если депутаты Государственной Думы и сенаторы Совета Федерации примут поправки в закон об ОСАГО в их нынешнем виде, произойдет серьезный рост социальной напряженности в обществе.

Архив новостей

Рубрики

Каталог 4х4

Автомобили
Квадроциклы