Текст и фото: Григорий Алешин

Для трудов и для «понтов»

Сравнивать Mercedes-Benz G 500 4×4² с Toyota Hilux Arctic Trucks АТ35 в исполнении 6×6 и 4х4 – смешная затея, поэтому мы приберегли этот тест специально к апрельскому номеру. Хотя, если поискать, и у таких разных «проходимцев» можно найти кое-что общее.

Общее?! Да, ведь наши конкуренты – не обычные автомобили, а специальные версии, созданные для особых задач. Но каких?

Пикап здравомыслящего человека

Начнем с Toyota Hilux Arctic Trucks АТ35 4×4. На мой взгляд, это «Хайлакс здравомыслящего человека», именно таким пикап должен был бы сходить с заводского конвейера: с колесами нормального диаметра в 35 дюймов, а не с «балетками» 265/65R17, на пять дюймов меньше. Никаких особенных переделок для этого не нужно, работа над Toyota Hilux Arctic Trucks АТ35 4×4 в красноярском представительстве компании занимает всего четыре-  пять дней. Режут арки, устанавливают расширители, усиленные передние кронштейны крепления кузова к раме, лифтуют переднюю подвеску проставками 45 мм, оставляя штатные амортизаторы и пружины впереди и рессоры сзади и… все! Клиренс в результате увеличивается с 227 до 275 мм, а цена машины возрастает примерно на 600 000 рублей, зато все изменения внесены в конструкцию на полностью законных основаниях, а обслуживаться можно у любого дилера Toyota без потери гарантии.

Минимум «понтов», максимум пользы и функциональности – нефтяники на «северах» такие «Хайлаксы» очень любят, и понятно за что. Единственное отличие от стандартного пикапа – за рулем сидишь выше, в остальном все как обычно – на асфальте курс держит, скорость набирает, как положено, колеса не бьют, шума от покрышек Yokohama Geolandar не много – голос, ведя разговор в салоне, повышать не приходится. Зато на бездорожье уже не выбираешь колею поменьше, да овраг помельче.

 

 

 

 

 

 

 

Специфичный грузовик

Toyota Hilux Arctic Trucks АТ35 6х6 в наших краях зверь не просто редчайший – это единственный трехосный Hilux восьмого поколения.

Трехосных «геликов» и то больше, хотя стоит Arctic Trucks АТ35 6х6 вдвое дешевле даже четырехколесного Mercedes-Benz G 500 4×4² – всего 11 миллионов 600 тысяч рублей,  можно сказать, «бюджетный автомобиль». Задняя часть рамы разработана заново и изготовлена скандинавскими инженерами Arctic Trucks. При небольшой доработке рама позволяет устанавливать колеса диаметром до 50 дюймов, но на нашем 6х6 тоже стоят «тридцать пятые» Yokohama Geolandar, а значит, и дорожный просвет – примерно те же 275 мм, что у его четырехколесного «брата».

Здесь уже более тяговитые главные пары 4.88, передние амортизаторы Fox, задняя подвеска полностью пружинная, кузов распилен в середине и в него вставлен дополнительный кусок. Каждый из задних мостов имеет свою подвеску на пяти рычагах – по четыре продольных и по одному поперечному.

Ощущения от езды по городу на этом «траке» на удивление приятные. Не считая десятиметрового радиуса разворота, особых трудностей с управлением нет. Arctic Trucks АТ35 6х6 стабильно держит курс и, в отличие от 4х4, намного меньше «козлит» на ухабах, зато ему труднее даются обгоны – движки-то у обеих «Тойот» стандартные не «чипованные» 2.8-литровые турбодизели мощностью 177 л.с. Тем не менее Hilux 6х6 без проблем едет в потоке и легко способен поддерживать 100–110 км/ч.

Зачем понадобилась третья пара колес? Прежде всего, для увеличения грузоподъемности и, конечно, для уменьшения давления на грунт – в исландских снегах, откуда родом Arctic Trucks, это важно. Об актуальности можно спорить, однако Hilux 6х6 без сомнения комфортнее грузовика и экономичнее него, если кому-нибудь важно сэкономить на солярке. Хотя при такой цене машины мысли об экономии средств выглядят довольно странно. Расход топлива за время преимущественно внедорожного теста составил около 16 литров на 100 км, тогда как двухосный пикап уложился в 13 литров.

\ \ \

«Статус – это количество перьев»

Чем отличается Mercedes-Benz G 500 4×4² от обычной старинной телеги? Прежде всего – ценой. Телегу вы можете купить примерно за 25 000 рублей, при этом она будет действительно классической, пережившей войну 1812 года и восстание декабристов, а затем революцию и советскую власть. G 500 4×4² – тоже живая классика, но стоит около 20 миллионов рублей, вот только подвеска у него… как у той самой телеги.

Вы ее видите – на каждом колесе по два амортизатора с отдельными компенсационными бачками, но на самом деле ее нет. Не верите? Попробуйте прохватить на этом «супергелике» по грунтовке. И не прельщайтесь наличием «комфортного режима» амортизаторов – не то что «прохват», даже осторожный проезд отзовется болями в пояснице и тремором в конечностях – эта штука просто не работает на ухабах. Совсем!

Если вы хотите на сто процентов испортить саму идею классического мостового внедорожника – спросите в Mercedes, как это сделать: немцы знают точный рецепт. Вот его краткое содержание: возьмите побольше самого дорогого карбона и сделайте из него все, что потенциально можно оторвать в кустах – расширители колесных арок например. Добавьте обвес из крашеного пластика, установите за ним как можно ниже дополнительные радиаторы, выхлопные трубы выведите в базу ниже порогов. Колесные редукторы усильте ажурными распорками, которые будут скрести колею, сзади прикрутите противоподкатную балку, причем так, чтобы с клиренсом в 450 мм у вас все равно осталась возможность если не вырвать ее с мясом, то загнуть. До предела зажмите подвеску, не оставив практически никакой артикуляции мостам, и обуйте самые большие диски, которые сможете найти, в тонкие шоссейные «полуслики». Готово!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теперь можете наслаждаться абсолютным бессилием дважды турбированного четырехлитрового бензинового V8 мощностью 422 лошадиных силы и совершенной бесполезностью трансмиссии с демультипликатором и  тремя штатными стопроцентными блокировками.

 

 

 

 

 

Зачем здесь гигантский клиренс? Ну, прежде всего для того, чтобы всякие «популярные блогеры» могли лечь под этот «гелик» со своим айфоном и визжать от страха и счастья, снимая «эпическое» видео о том, как их переехал «Мерседес». Покой вам не приснится даже на трассе – очень большие неподрессоренные массы, тугой руль постоянно подергивается уже при 90–100 км/ч, а в асфальтовой колее его разве что не выбивает из рук, тормозить почти до остановки придется перед каждым лежачим полицейским. Добавим намного более тесный, чем у «Хайлакса» салон, несмотря на роскошь и перенасыщенность баснословно дорогими опциями, очень неудобный, особенно для задних пассажиров, и полное понимание того, как горько плачут богатые, вынужденные покупать этот «внедорожник», вам обеспечено.

Попытки и пытка

Перекопанный траншеей проезд к внедорожному участку Arctic Trucks АТ35 4×4 прошел ходом, не останавливаясь на разведку и, как по ровному, почесал по замерзшей грунтовке, в  хлам разбитой военными «Камазами». Трехосный «Хайлакс», несмотря на длину, тоже не долго «думал» – остановка потребовалась лишь для того, чтобы подключить переднюю ось. Не торопясь, слегка вывесив сначала среднее, потом заднее колесо с одной стороны «тележки», переехал канаву и бодро погнал вслед за «младшим братом». В паутине замерзших колей почти не болтало – многочисленные задние колеса не попадали в резонанс, поэтому не ощущалось «козления». «Гелик», даром что самый короткий, с первого раза траншею пересечь не смог – завис в классическом диагональном вывешивании, противобуксовочная система не помогла двум колесам, сохранившим опору, вытащить его на другую сторону, понадобилось последовательно включить все три блокировки – межосевую и две межколесных.

На грунтовке дело пошло лучше – вилять не надо, встал в след от военного «Камаза», благо ширина колеи редукторных мостов практически совпадает с грузовой, и осторожно покатил к тарированным склонам Бронницкого полигона. Подъехали в самый разгар «шоу» – трехосный Hilux, спускаясь с холма, так высоко задрал заднюю ось на перегибе, что можно было в подробностях рассмотреть кардан и рычаги подвески. Геометрическая проходимость – не самая сильная сторона Arctic Trucks АТ35 6х6, на сложном рельефе одна из осей то и дело повисает в воздухе, так что блокировки здесь не роскошь, а средство передвижения. Схема такова: сначала штатной «тойотовской крутилкой» подключается передняя ось, поскольку у Toyota Hilux межосевого дифференциала нет, то момент между передней и средней осями распределяется жестко в соотношении 50/50. Затем в ход идут дополнительные блокировки от ARB с пневмоприводом: левой клавишей подключаем (тоже жестко) заднюю ось, средней – блокируем сразу оба дифференциала в задних мостах, правой – блокируем межколесный дифференциал передней оси. Теперь наш «трак» не остановить до тех пор, пока все шесть колес не начнут проскальзывать одновременно, а добиться этого не так-то просто. Тяги на пониженной передаче в достатке, правда, едет машина в основном прямо – поворачивать в таком состоянии тяжело, да и не слишком хорошо для трансмиссии, поэтому не забываем разблокировать большую часть дифференциалов, справившись со сложным участком.

С Toyota Hilux Arctic Trucks АТ35 4х4 все намного проще – у него в арсенале имеется лишь заводская блокировка задней оси, но поскольку двухосный пикап по сравнению с 6х6 – маленький и юркий, этого хватает. Несмотря на стандартные главные пары, ему тоже вполне достаточно тяги, но на грузовом полигоне не везде проедешь даже с повышенным клиренсом.

Ну что, господин «Мерседес», ваш выход? Порезвиться есть где, но в G 500 4×4² больше думаешь не о том, куда бы залезть, а о том, что находишься за рулем чужого автомобиля стоимостью 20 миллионов рублей, и каждая запчасть к нему стоит, как хорошая подмосковная квартира. Выдержат ли порталы LeTech ценой 67 тысяч евро, если от души газануть с включенными блокировками? Не пробьет ли шальная ветка карбоновый расширитель?

Осторожно лезу в горку. Не доехав и до середины, «гелик» скользит вниз под собственным весом – ему бы хоть резину получше! С «универсальными», а на деле дорожными покрышками Pirelli Scorpion, все, на что он способен, – «отшлифовать» подъем до грунта – полное фиаско. Отправляюсь «крутить пятаки» в ровном заснеженном поле – надо же сделать эффектное фото. Мотор ревет и булькает, фонтаны снега летят из-под колес, руль пляшет в руках, когда инерция выносит более чем трехтонную махину из поворота. Эту бы силищу, да в мирное русло. На первое время хватит обычной АТ-шной резины, но для того, чтобы превратить этот «гелик» в настоящий внедорожник, придется пройти весь цикл подготовки: сменить подвеску, установить более мощные защиты всего, что можно повредить, то есть заняться тюнингом уже тюнингованного автомобиля, и некоторые покупатели так и делают. Вы удивитесь, но пройти поворот в эффектном заносе легко способен и Toyota Hilux Arctic Trucks АТ35 6х6, причем зрелище будет куда более эффектным, но в отличие от «Гелика» продукция Arctic Trucks – готовый рабочий инструмент, не требующий дополнительных затрат для выполнения своих задач. Хотя… Настоящая задача Mercedes-Benz G 500 4×4² – не показывать всем «кузькину мать» на бездорожье, а кидать «понты» где-нибудь на смотровой площадке Воробьевых гор, и к ней он готов как никто другой.

ГОРОД

Mercedes-Benz G 500 4×4²***

Toyota Hilux Arctic Trucks АТ35 6х6**

Toyota Hilux Arctic Trucks АТ35 4х4*****

Радиус поворота двухосного G 500 4×4² из-за колесных редукторов чуть ли не больше, чем у трехосного Hilux, но Toyota намного мягче пересекает трамвайные пути и на самом деле гораздо комфортнее для передвижения везде, включая мегаполис. Единственная проблема с 6х6 – поиск парковки, а вот Arctic Trucks 35 4х4 и мягкий и не слишком длинный для городского маневрирования, причем более юркий, чем неповоротливый Mercedes. Впрочем, не для города такие машины…

ТРАССА

Mercedes- Benz G 500 4×4²***

Toyota Hilux Arctic Trucks АТ35 6х6***

Toyota Hilux Arctic Trucks АТ35 4х4*****

Очень тугой руль и большие неподрессоренные массы заставляют G 500 4×4² сильно рыскать в самой маленькой асфальтовой колее. Даже прерывистую дорожную разметку, не говоря о более серьезных неровностях, чувствуешь руками, лежащими на баранке. Разгон до сотни за 7.4 секунды, максималка – 210 км/ч, но пересилить себя, чтобы выйти на резкий обгон, очень сложно, поперечных кренов практически нет, однако за рулем «карта», поставленного на ходули, ехать быстрее 100 км/ч просто страшно. У Hilux 6×6 маловато мощности для активных обгонов, но курсовая устойчивость отличная, нет поблеем и с торможением, так что держать 100–110 км/ч не составляет труда. Версия 4х4 управляется, как стандартный Toyota Hilux, разве что газом при маневрах нужно работать чуть активнее.

ГРЕЙДЕР

Mercedes – Benz G 500 4×4²**

Toyota Hilux Arctic Trucks АТ35 6х6****

Toyota Hilux Arctic Trucks АТ35 4х4*****

Из-за жесткой даже в положении «комфорт» подвески хуже всех придется обладателю G 500, уже на скорости 30–40 км/ч он вытрясает из тела позвоночник. Arctic Trucks 35 6х6 нипочем все, кроме поворотов, чтобы заправить в вираж длинный кузов, замедляться нужно сильно заранее. Версию Arctic Trucks 4х4 ни пробить, ни серьезно растрясти невозможно – чем выше скорость, тем мягче лететь на 35-х покрышках по любой гребенке.

БЕЗДОРОЖЬЕ

Mercedes – Benz G 500 4×4²**

Toyota Hilux Arctic Trucks АТ35 6х6****

Toyota Hilux Arctic Trucks АТ35 4х4*****

Огромный потенциал очень мощного внедорожника с гигантским клиренсом, довольно короткой базой и минимальными свесами, а значит и потрясающей геометрической проходимостью, можно раскрыть только серьезной доработкой, вернее заменой, подвески. «Как есть» G 500 4×4² в грязи не у дел – нужно хотя бы поставить внедорожные покрышки и открутить задние противоподкатные трубы. Arctic Trucks АТ35 6х6 не блещет на рельефе, однако у него блокируются все дифференциалы и есть лебедка, в версии 4х4 и это не обязательно – для среднего бездорожья хватит клиренса, штатного заднего «блока» и высокопрофильной резины, которая на низком давлении превратит Arctic Trucks АТ35 4х4 почти в болотоход.

КОМФОРТ

Mercedes – Benz G 500 4×4²***

Toyota Hilux Arctic Trucks АТ35 6х6*****

Toyota Hilux Arctic Trucks АТ35 4х4*****

Если меряться опциями, Mercedes однозначно выйдет победителем, но дорогая кожа, обилие электроники, эксклюзивная музыка и прочие «навороты» не делают салон G 500 4×4² просторнее, а посадку удобнее. Маленький багажник, тесный задний ряд, куда невозможно попасть, не испачкавшись, карбоновая крышка пепельницы уже заклинила… Нет уж, в простецком салоне Toyota Hilux, к которому специалисты Arctic Trucks не притрагивались, чувствуешь себя намного комфортнее.

РЕЗЮМЕ

Mercedes – Benz G 500 4×4²***

Toyota Hilux Arctic Trucks АТ35 6х6*****

Toyota Hilux Arctic Trucks АТ35 4х4*****

G 500 4×4² – прежде всего, не внедорожник, а шоу-кар, сделанный, чтобы привлекать максимум внимания к себе, своему владельцу, а заодно и к марке. Покупкой этого «гелика» можно показать людям, следящим за такими вещами: вот смотрите, я могу взять и просто так выбросить двадцать миллионов на ветер. Продукция Arctic Trucks совсем по другому «ведомству», клиентам исландских ребят нужны «рабочие лошади» для постоянной и беспроблемной эксплуатации на плохих дорогах и бездорожье средней тяжести.

Технические характеристики

Mercedes – Benz G 500 4×4² Toyota Hilux Arctic Trucks АТ35 4х4

АТ35 6х6

Двигатель ТИП V8,бензин, двойной турбонаддув         L4 турбодизель
Рабочий объем, см3 3982 2755
Макс. мощность, л. с. при об/мин 422/5250-5500 177/3400
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 610/2000-4750 450/1600-2400
Тип привода

4WD

Тип КПП АКПП7 АКПП6
Подвеска передняя / задняя зависимая/зависимая независимая/зависимая независимая/зависимая/зависимая
Тормоза передние / задние дисковые/дисковые дисковые/барабанные дисковые/барабанные/барабанные
Снаряженная масса, кг 3021 2350 2600
Габариты:

длина, ширина, высота мм

4500/2100/2245 5330/1995/1870 6155/1995/1870
Колесная база, мм 2850 3085 3085+1000 между второй и третьей осью
Колея передняя, задняя, мм 1762/1779 1680/1680 1680/1680/1680
Угол въезда, съезда, рампы град 52/43.8/47.4 38/32/36 38/41/н.д.
Дорожный просвет, мм 450 275 275
Размер шин 325/55 R22 35×12,5 R17 35×12,5 R17
Разгон 0-100 км/ч, с 7.4 н.д. н.д.
Максимальная скорость, км/ч 210 н.д. н.д.
Расход топлива

городской/загородный/смешанный цикл

16.3/12.3/13.8 н.д./9.6/ н.д н.д
Топливный бак, л 96 80 80