Кто не знает компанию Nokian? На знаменитых зимних шинах из Финляндии у нас полстраны ездит большую часть года. Но теперь наши северные соседи решили вторгнуться в лето. С совершенно неожиданной новинкой – внедорожной шиной Nokian Rockproof. Знакомиться с ней мы отправились в жаркую Южную Африку.

В аэропорту Йоханнесбурга черный уборщик склоняется передо мной в подобострастном поклоне, протирая ручку двери туалетной комнаты и одновременно подставив ладонь для чаевых, – видимо, все еще сказывается тяжелое наследие апартеида. В отеле за соседним столиком отдыхает компания хорошо одетых коренных африканцев, заказ у них принимает белая официантка – во времена расовой сегрегации такое невозможно было представить. Современная Южная Африка оказалась совсем не той «страшилкой» из советской «Международной панорамы», что подсознательно ожидает увидеть каждый рожденный в СССР.

Похоже, ЮАР удалось перейти к толерантности и равноправию, минуя стадию массовой резни и погромов. Однако даже в столице все более-менее приличные кварталы огорожены высокими заборами с колючей проволокой под током и до сих пор сохранились «бидонвили» – фанерно-жестяные кварталы лачуг, где даже днем вас, не раздумывая, убьют за сигарету.

Тем не менее наш сопровождающий – африканер c полигона Gerotek, где Nokian испытывает свои летние шины начиная с двухтысячного года, утверждает, что ЮАР – лучшая страна в мире. Здесь, говорит, прекрасный климат, экология, самая красивая природа и совершенно безопасно. Просто нужно соблюдать простые правила, которые известны всем: не гулять в «нехороших» районах, никогда не останавливаться и не выходить из машины на городских окраинах…  Да уж, в Бирюлево и то спокойнее. Впрочем, на испытательных трассах «Геротека» нам грозит встреча только с бездорожьем.

По просьбам трудящихся

Шины Nokian Rockproof, если судить по тому, как их позиционируют в компании, прежде всего, предназначены тем, кому с бездорожьем приходится сталкиваться не ради развлечения, а в ежедневные рабочие будни. Лесозаготовителям, нефтяникам, золотодобытчикам и прочим мужественным работягам, каждый день наматывающим на колеса своих пикапов и внедорожников десятки, а то и сотни километров разбитых грунтовок, нужна очень прочная резина для «коммерческого», то есть очень интенсивного и отнюдь не бережного использования. Такая, чтобы ее не резало острыми камнями, не пробивало о торчащие корни деревьев, но в то же время эластичная и с хорошим зацепом.

Для прочности в боковины Nokian Rockproof замешаны волокна арамида – материала, использующегося при изготовлении пуленепробиваемых жилетов. В результате «Рокпруф» очень хорошо защищены от образования «грыж» и боковых порезов, но не страдают избыточным весом.

Для теста на полигон пригнали разные, но не самые легкие, как раз «коммерческие» машины: огромный американский Dodge Ram, Toyota Hilux, подготовленный южноафриканским (есть и такое!) отделением знаменитой Arctic Trucks, и стандартный Toyota Fortuner. Четвертый участник теста – обвешанный «силовиками» Land Rover Defender был обут в универсальные покрышки Nokian Rotiiva AT Plus, которые тоже показали себя очень неплохо во всех предложенных испытаниях.

Нелегкая геометрия

Полигон Gerotek – это десятки извилистых грунтовок, проложенных по высоким холмам недалеко от Претории, и длиннейшие тарированные спуски и подъемы. Где бетонные, где проходящие по природному камню или красной африканской земле, пронизанной корнями деревьев, но все один другого круче.

Начали с «пристрелки» – все же руль справа, многим непривычно. Несколько кругов по бушу, на небольших, но крутых спусках соблюдаем классическое правило: первая пониженная, руль прямо, тормоз отпустить. Ничего необычного – земля сухая, и «Рокпруф» уверенно цепляется за грунт, никакого скольжения под собственным весом не наблюдается.

А потом началось! Грунтовые подъемы с поворотами, сложные траектории, на которых огромному Dodge Ram с фаркопами впереди и сзади и лебедкой, торчащей далеко за передним свесом, приходилось проявлять чудеса маневрирования. Практически везде, за исключением самых сыпучих мест, получалось заползти вверх тягой, не прибегая к разгону и пробуксовке.

Предлагаю стравиться хотя бы до одной атмосферы, чтобы посмотреть, как ведет себя «Рокпруф» при пониженном давлении. «Нет-нет, мы не рекомендуем этого делать, шина должна работать, докапываться до твердого основания», – отвечает местный инструктор по внедорожному вождению. Да уж, странные здесь представления о том, как надо преодолевать бездорожье…

Следующий этап испытаний – «злой» и длинный каменистый подъем, изобилующий острыми гранями. Там, где их «не хватает», искусственно добавили бетонных ступенек. Несколько раз, на всех машинах по очереди, проходим препятствие – за камни Nokian Rockproof цепляется отлично, но впереди… Бетонного спуска такой длины и крутизны я еще не видел: метров пятьдесят вниз, ни одного поворота, стоять трудно, спускаться еще труднее – проскальзывают подошвы моих военных ботинок. Непонятно, что здесь подвергается большему испытанию: движки наших машин, воющие от натуги на первой пониженной, или шины. Крутизна такова, что торможения двигателем не хватает, приходится дотормаживать колесами, а это опасно: при недостаточных сцепных свойствах резины моментально сорвешься в юз. Однако даже почти трехтонный «Рэм» спускается вниз не торопясь – «Рокпруф» держит! Молодцом, кстати, показывает себя и Nokian Rotiiva AT Plus – утяжеленный силовым «железом» Land Rover Defender несколько раз повторяет спуск.

 

Бездорожье?

Откатав программу на склонах, мы переместились на участок, где нам предложили заняться традиционным южноафриканским оффроудом, – на извилистые тропинки в низкорослом лесу, том самом буше, где должны скрываться львы и леопарды. Но здесь их давно выбили, а все бездорожье высохло – климат-то жаркий, за окном около тридцати градусов. Честно говоря, это было скучно, про такие покатушки как раз и говорят: «Да я здесь на «Жигулях» проеду».

Оставалось рассматривать протектор в поисках застрявших камешков, а их почти не оказалось. Дело в том, что финны применили простейший, но действенный прием – между крупными шашками протектора проложили тонкие выступающие полоски резины – «камнеудалители». И они действительно работают – выталкивают из протектора щебенку.

Наконец вижу одинокую лужу под сенью развесистой акации. Русские участники шинного теста проходят ее не заметив, а коллега из Южной Африки… застревает. Но он за рулем «Дефа», а значит, на универсальной «Ротиве». Вместо осторожной раскачки зачем-то буксует, раскидывая зь из-под колес. Прилагая титанические усилия, визжа мотором, «Деф» все же сам выбирается из грязи – похоже, вопреки воле водителя, только из чувства собственного достоинства.

Российская группа ставит эксперимент с Dodge Ram – выскочит ли из колеи, если вывернуть передние колеса? Нет, при давлении 2.4 атмосферы в разъезженной по ступицы колее, полной грязевой каши, чудес не случается:  тягой пойдешь – нет зацепа, ходом – многолитровый бензиновый движок раз за разом просто выносит пикап из лужи, и неважно, в какую сторону повернуты передние колеса.

Стравиться мне все-таки разрешили, уже на асфальте, пока мыли машины, и только потому, что я весь день «нудел» о том, что российским джиперам очень важно иметь хотя бы теоретическое представление о том, как плющится новая покрышка. Оказалось – очень даже неплохо. Nokian Rockproof при давлении 0.5 атм не «растекается» до диска, однако опорная поверхность по протектору значительно увеличивается. Грязевой потенциал определенно есть, надеюсь, удастся проверить его в деле.

 

Герои… асфальта

Больше всего в ЮАР мне понравились не львы и леопарды – их мы так и не нашли даже в национальном парке Пиланесберг. Самое прекрасное – это возможность ехать со скоростью 120 км/ч практически по любой дороге за пределами населенных пунктов. Видно, у местных «гаишников» есть голова на плечах. К тому же разумная скоростная политика и огромный асфальтовый пробег (мы проехали около пятисот километров) позволили как следует оценить поведение Nokian Rockproof на трассе.

Во-первых, она очень хорошо тормозит даже на мокром после дождя асфальте, от резины с протектором типа МТ я такого уверенного замедления не ожидал. Во-вторых, Rockproof не гормче, а может даже и тише знаменитой BFGoodrich Mud-Terrain T/A KM2 в скоростном диапазоне до тех самых 120 км/ч. За гулом двигателя Dodge Ram ее просто не слышно, в Toyota Hilux Arctic Trucks умеренно тихо – мы разговаривали с финскими специалистами, не повышая голоса, а в Toyota Fortuner было комфортнее всего – звукоизоляция хорошая. Громче всех оказался LR Defender, но Nokian Rotiiva AT Plus тут ни при чем – просто для южноафриканского рынка в «Дефы», похоже, не докладывают «шумки», да плохо прикрученные канистры и хай-джек громко били по обвесу. Управляемость Rockproof тоже оказалась на уровне.

Скорей бы

На официальном сайте Nokian в России цены на Rockproof уже объявили, шины доступны в восьми ходовых типоразмерах от 225/75R15 до 315/70R17, стоят от 7 420 до 15 210 рублей за штуку. Правда, вместо «купить» висит надпись «скоро». Скорей бы – Nokian Rockproof очень понравилась. Рисунок протектора хоть и МТ, но не слишком агрессивный, шина отлично подойдет в качестве «экспедиционной», для путешественников, которым до интересных внедорожных точек нужно проехать не одну тысячу километров. Хороша она и для любителей покатушек – можно спокойно ездить все лето, не занимаясь шиномонтажом перед выходными. Ну а самые «упертые» могут ездить на Rockproof круглый год. Nokian Rockproof, кроме мало к чему обязывающей маркировки M+S, имеют отверстия для ошиповки! Так что признанным лидерам внедорожного шинного сегмента, кажется, придется потесниться.