СТАТУС: ОН-ЛАЙН. ВСЕГДА!

ПРОВОДЯ В АВТОМОБИЛЕ ЧАСТЬ ЖИЗНИ, НАМ ХОЧЕТСЯ НАПОЛНИТЬ ЕЕ КОМФОРТОМ. И НЫНЕШНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УЖЕ ДОСТИГЛИ ТОГО УРОВНЯ, КОГДА ЭТО НЕ ТОЛЬКО ВОЗМОЖНО, НО И ДОСТУПНО.

Интернет давно стал важной частью современного мира. Утренний кофе мы совмещаем с просмотром новостных сайтов, по пути до офиса пользуемся он-лайн навигацией и слушаем музыку из сети, во время рабочего дня ведем деловое общение с партнерами по электронной почте или в режиме видео-конференций, просматриваем профильные социальные сети, обращаемся к «паутине» за справочной информацией. Вечером – виртуальные встречи с друзьями, изучение тематических форумов по увлечениям, магазины, фильмы, игры. Даже обычные телевизионные программы мы порой предпочитаем смотреть не в традиционном «зомби-ящике», а на экране компьютера или смартфона – всегда можно «перемотать» или повторить интересный момент безо всяких привязок к сетке трансляций. Интернет позволяет совершать покупки, не тратя время на походы по магазинам, удаленно работать и учиться, вести бизнес и общаться, независимо от местоположения. И что греха таить, такая жизнь нам нравится!

В погоне за интернетом

К хорошему привыкаешь быстро, поэтому нам хочется иметь доступ в интернет всегда и везде. Стараясь не отстать от прогресса, мы покупаем очередные, более совершенные гаджеты и подключаемся к еще более «толстым» каналам связи. Однако если в стационарных условиях технически добиться мощного сигнала, высокой скорости и пропускной способности оборудования не слишком сложно, то в автомобиле приходится пользоваться так называемым «мобильным интернетом».  А его возможности, как это ни обидно, во многом пока зависят от качества услуг, предоставляемых операторами сотовой связи, от количества и расположения ретрансляторов, от загруженности сетей, работы «глушилок», даже от погоды, влияющей на распространение радиоволн, рельефа местности и солнечной активности. То есть от тех факторов, на которые потребитель повлиять не в силах. Поэтому с неприятными сюрпризами в виде «провалов связи» мы сталкиваемся практически ежедневно даже в городе, что уж говорить о выездах за его пределы.

Путешествуя на автомобилях, я не раз проводил эксперименты с «симками» разных провайдеров. То работает вся «большая тройка», то неожиданно кто-то из нее отваливается, а затем также внезапно появляется. Либо сигналы есть от нескольких операторов, но настолько слабые, что об интернете не может быть и речи, лишь бы успеть позвонить. И чтобы оказаться в таких «белых пятнах» не нужно забираться на крайний север Якутии, в степи Монголии или горы Дагестана – достаточно обычной российской глубинки где-нибудь на стыке Вологодской и Архангельской областей. Вот и приходится делать вынужденные остановки в «зонах доступа» или искать места со стабильным «вай-фаем» (кафе или гостиницы), поскольку одному из членов команды нужно позарез запостить в блог фотографии очередного дня поездки и сбросить ролик на YouTube, другому – решить вопросы на работе, сообщить о себе или узнать как дела дома.

Первое, что обычно в таких случаях сразу приходит на ум, – нужен спутниковый интернет (см. «ПП 4х4» №9 за 2016 год). Но подсчитав затраты, становится понятно, что «тарелка» по силам лишь большим экспедициям со спонсорами и неоправданно дорога для клубных или семейных путешественников. Тем не менее возможное решение проблемы все-таки есть. И мы не только смогли с ним всесторонне познакомиться, готовя этот обзор, но и провели полевые испытания в ходе недавней уикендовой поездки по Костромской области («ПП 4х4» №3 за этот год).

Смешать, но не взбалтывать

Итак, самое слабое звено в цепочке «вышка-гаджет-пользователь» – это сами операторы сотовой связи, предоставляющие нам услуги мобильного интернета: где-то лучше работают одни, где-то другие. А нельзя ли объединить слабые сигналы от нескольких провайдеров в один мощный и стабильный? Оказывается, можно!

Именно по этому пути пошли специалисты компании INCARNET, создавшие оригинальное и очень полезное для всех автомобилистов (не только для путешественников) устройство. Официально оно называется «мобильный маршрутизатор». В нашем распоряжении оказалась версия INCARNET Vi6, где цифра указывает количество одновременно работающих «симок». Их может быть от четырех до восьми, в зависимости от географии использования и поставленных задач.

Принимаемые сигналы от разных сотовых операторов в маршрутизаторе суммируются в один, который затем преобразуется и раздается по Wi-Fi на все доступные потребители, будь то ноутбук, планшет, смартфон, навигатор или видеорегистратор (всего до 100 пользователей в радиусе 20–25 метров). Предвидя скепсис «диванных специалистов», сразу отвечу – нет, это не мобильный роутер, коих сейчас есть множество во всех китайских магазинах. Этот прибор намного совершеннее и сложнее, как по принципам работы, так и по схемотехнике. Передача данных ведется по каждому из каналов. Когда автомобиль покидает зону покрытия одного из операторов, происходит автоматическое и бесшовное подключение к другому, наилучшему в данной местности соединению. А благодаря нескольким линиям связи обеспечиваются стабильность и максимально возможная пропускная способность. Это, если коротко и не вдаваясь в дебри радиоэлектроники.

Для справки. INCARNET – это российская компания. Она появилась на рынке порядка 8 лет назад и специализируется на собственных разработках, связанных с мобильным интернетом. Причем не только на автомобилях. Ею уже успешно реализованы масштабные проекты по предоставлению бесплатного Wi-Fi-интернета пассажирам московского общественного наземного транспорта, в частности недавно открытого МЦК, а также ведутся перспективные работы на высокоскоростном железнодорожном («Сапсан») и водном транспорте.

Путешествуя по Костромскому краю, благодаря INCARNET Vi6 мы четыре дня постоянно пользовались интернетом. Он чудесным образом «появлялся» в салоне автомобиля одновременно с запуском двигателя. Штурман следил на планшете за навигацией, периодически подгружая различные карты (то старинные, то спутниковые, то «генштаб»), и выдавал объемные исторические справки о посещаемых объектах. Фотограф, обнявшись с ноутбуком, выкладывал в социальные сети снимки, а отобранные картинки для публикации в журнале сразу заливал  в оригинальном разрешении на «облачный» сервис. Дети – смотрели на телефонах мультики и развлекались в дороге он-лайн игрушками. На качестве и уровне сигнала не сказывалась ни скорость, а по трассе мы перемещались довольно быстро, ни удаление от районных центров.

Конечно, мы не забирались в чухломские леса, хоть и были поблизости. Цели поездки были краеведческие, не предполагающие экстрима, однако нам встретились и разбитые в хлам грейдеры, и нечищеные грунтовки. Пару раз двигались на пределе возможностей кроссовера. И ужасно боялись застрять, понимая, что до ближайшего трактора километров двадцать по сугробам. Глушь вокруг, ни людей, ни деревень, – зато интернет был всегда! Даже шутили, что если «сядем», то начнем вести прямую трансляцию о выживании в стиле «Последнего героя».

 

Сам себе «точка доступа»

Вернувшись в Москву, мы в спокойной обстановке внимательно рассмотрели интернет-модуль. Почему в такой последовательности, а не наоборот? Дело в том, что он выпускается в исполнении, предполагающем скрытую установку, и во время полевого тестирования находился за обшивкой багажника.

Комплект состоит, собственно, из блока, в углублениях верхней поверхности которого имеются слоты для sim-карт (шести в данном случае), 12-ти приемных пластинок-антенн – по две на каждый канал – и двух передающих антенн, работающих в диапазоне Wi-Fi. Питание может осуществляться напрямую от бортовой сети, через разъем «прикуривателя» или адаптер на 220 вольт, что дает возможность стационарного использования.

В базовом варианте, ориентированном на кроссоверы и легковые машины, монтаж устройства сводится к его установке в одной из скрытых полостей автомобиля (как правило, изнутри кузова в районе задней колесной арки) и прокладке к нему жгута проводов от приемных антенн, которые фиксируются на двухсторонний скотч внутри заднего бампера. Ясно, что силовой обвес в таком случае исключается – бампер должен быть «радиопрозрачным», то есть пластиковым. Остается подвести питание – подключиться к разъему «прикуривателя» например, затем щелкнуть выключателем на блоке и вернуть на место снятую панель обшивки. При повороте ключа зажигания устройство начнет работать. Никаких дополнительных настроек или регулировок не требуется. Пара касаний пальцем экрана смартфона или планшета – и вы пользуетесь беспроводным интернетом, «предоставленным» собственным автомобилем со скоростью передачи данных, соизмеримой с домашней кабельной сетью. Красота!

Модуль INCARNET изначально был спроектирован для использования на автомобиле и, соответственно, рассчитан на значительные перепады внешней температуры и возможные вибрации. Однако его корпус не герметичен и при установке на экспедиционный внедорожник не стоит забывать об этой особенности. Хотя, уверен, у наших умельцев наверняка найдутся способы устранить такие «мелочи». Разместить, к примеру, прибор в пластиковом боксе, закрепленном на потолке в багажнике. А антенны наклеить на панель, которую по подобию солнечной батареи прицепить на крышу или верхний багажник. Решений тут может быть много, да и производители, скорее всего, не останутся в стороне и оперативно отреагируют, если возникнут подобные запросы.

В одной упряжке

Важный момент. Сейчас у нас в стране есть три основных провайдера, не считая молодых операторов связи, которые появились недавно и работают довольно локально. А в устройстве шесть слотов – какими sim-картами заполнить три оставшихся гнезда? Понятно, что если вы отправляетесь в заграничный круиз, то имеет смысл дополнительно приобрести местные «симки». По России же логично продублировать карты «большой тройки».

Поясню немного «физику процесса». Представьте обычный современный смартфон, поддерживающий сети стандартов 3G и 4G – они отличаются всего одной цифрой, но на самом деле это принципиально разные виды связи, использующие абсолютно разные частоты и протоколы. В «трубке» же есть устройство – модем, преобразующий сигналы либо одного, либо другого типа. И он, вполне естественно, пытается подключиться к линии более высокого уровня, то есть к 4G. А этот сигнал в данной местности не стабилен: проехали километр – появился, еще километр – пропал. В итоге модем «скачет» от одной сети к другой, и интернет постоянно «вылетает». В нашем случае в INCARNET есть шесть самостоятельных модемов: первая тройка (по одному на каждого оператора) работает только с 3G, вторая – только с 4G (с теми же операторами). И все шесть задействованы одновременно! Даже если какие-то сигналы будут временно затухать или пропадать вовсе, то на общем результате это не скажется.

 

Интернет для всех!

Приятно подводить итоги знакомства с прибором, который понравился! В ходе наших испытаний каких-либо недостатков или сбоев в работе маршрутизатора INCARNET Vi6 выявлено не было. Мы не проводили, конечно, лабораторные исследования на точное соответствие заявленных параметров, но потребительские испытания он успешно выдержал. Еще совсем недавно даже сложно было представить, что мобильные устройства смогут выходить в интернет со скоростью, превышающей 4–8 Мб/с. Сегодня же благодаря современным технологиям скорость в 100 Мб/с стала доступна всем и каждому. А иметь постоянный доступ к высокоскоростному интернету – разве это роскошь?

 

 

Мобильный маршрутизатор INCARNET Vi6 (данные производителя)

Общие параметры

Габариты: 240×225×50 мм

Вес: 2,4 кг

Оперативная память 1 ГБ, DDR2

Встроенная SSD память 4 ГБ

Питание: 12–18 V

Температурный режим: от минус 30°С до плюс 65°С

 

Интерфейсы

6 модемов Multimode LTE 4 cat, UMTS and GSM module

4 порта Fast Ethernet 10/100 Mbps LAN

12 разъемов SMA female (антенны GSM/LTE)

2 разъема RP-SMA (антенны Wi-Fi)

 

Типы мобильных сетей

4G: FDD-LTE B1/B2/B3/B5/B7/B8 (2100/1900/1800/850/2600/900 МГц)

TDD-LTE B38/B40/B41 (2300/2500/2600 МГц)

3G: DC-HSPA+/ HSPA+/ HSPA/UMTS B1/B2/B5/B8 (2100/1900/900/850 МГц)

 

Беспроводной интерфейс

IEEE 802.11b, IEEE 802.11g, IEEE 802.11n

2.4 Гц

Антенная решетка 2 х 2

Пропускная способность интерфейса 802.11n 2.4 ГГц — 70 Мбит/с

 

Скорость передачи по каналам

LTE 4 cat, max. 150 Мбит/с downlink, 75 Мбит/с uplink

DC-HSPA+ max. 42 Мбит/с downlink, 5.76 Мбит/с uplink

UMTS/3G: max. 14.4 Мбит/с downlink, 5.76 Мбит/с uplink