О выступлении команды «ГАЗ Рейд Спорт» на ралли-рейде «Великая степь – Волга»

 

«Ба! Знакомые всё лица!» – вот так, словами Фамусова, можно передать первое впечатление от посещения «Парка сервиса» ралли-рейда «Великая степь – Волга 2017». Как-никак четвертый этап ЧР по ралли-рейдам, так что состав участников примерно постоянный, и многих приходилось видеть на гонке под Волгоградом в начале лета. Кстати, только ленивый, наверное, не вспоминал другую цитату из все той же бессмертной Грибоедовской пьесы, когда речь заходила о географическом месте проведения очередной гонки чемпионата: «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».

 

 

Что глушь, я бы не сказал. Вечером пятницы на пешеходной улице, спускающейся к Волге, оживленно, многочисленные ресторанчики призывно сверкают огнями – жизнь кипит. А вот на церемонию торжественного открытия гонки на Театральной площади народу собралось не так уж и много. Видимо, плохо проинформировали людей о том, что в их городе состоится автомобильное соревнование высокого уровня. Те, кто пришел, думаю, не пожалели: когда еще увидишь в одном месте столько спортивных автомобилей и мотоциклов! Все можно было потрогать, придирчиво рассмотреть, сделать селфи на фоне спортивного болида, детей сажали к вящему их удовольствию за руль, гонщики были открыты для общения и даже раздавали автографы на специально отпечатанных карточках с собственными фотографиями.

 

 

В стане мотоциклистов всех изрядно удивили двое гонщиков, выступающие… на 50-кубовых скутерах. Разумеется, у них отдельный зачет, но это ли не отличное доказательство того, что для участия в статусной гонке вовсе не обязательно иметь серьезный спортивный аппарат, в который вложено немало денег и труда. Практически стандартные автомобили были и в зачете четырехколесной техники. Но тут все не так однозначно, и к этой теме мы еще вернемся.

 

 

Выспаться в выходной день не получилось – первый экипаж покидает «Парк сервиса» в 7 утра. Лиазон приводит спортсменов в знаковое место не только Саратовской области, но и, пожалуй, всей планеты – к точке приземления первого космонавта Земли. Теперь на месте, куда 12 апреля 1961 года спланировал на парашюте спускаемый аппарат корабля «Восток-1», находится мемориальный комплекс. А неподалеку от него с использованием естественного рельефа местности построена кроссовая трасса, и именно на ней состоялся Пролог ралли-рейда. В соответствии с результатами, показанными на нем, спортсмены стартовали на второй спецучасток.

 

 

А результаты оказались интересными. И приятными для меня, приехавшего на гонку по приглашению команды «ГАЗ Рейд Спорт». Две «Газели Некст» (напомню, что это условное название автомобиля – на деле он сильно отличается от соответствующего серийного образца) под управлением братьев Коструковых заняли пятую и шестую строчки в итоговом протоколе результатов Пролога, насчитывающем 36 позиций. Время прохождения трассы у них отличалось всего на одну секунду, а отставание от легенды ралли-рейдов, как представили на церемонии открытия гонки Бориса Гадасина, занявшего на «суперавтомобиле» собственной постройки G-Force Bars первую строчку протокола, составило всего 6 и 7 секунд соответственно. Борис показал на трассе Пролога среднюю скорость 61,83 км/ч, а Коструковы 59,12 и 58,7 км/ч, в своем зачете «Рейд» они заняли 1 и 2 места.  Напрашивается вывод: из «Газели» (точнее, все же «Соболя 4х4») вполне может выйти отличный спортивный автомобиль, по своим способностям мало уступающий машинам, где за основу взяты иномарки. Разумеется, решающее значение имеет «прокладка» между рулем и сидением.

 

 

 

После довольно продолжительного перерыва, во время которого состоялся выбор стартовых позиций, участники ушли на СУ2. Длина дистанции была в районе 220 км, а начиналась она на окраине поля, на котором выращивали сладкий перец. Те, кто решили немного подкрепиться перед стартом, могли добавить в меню свежайшие сочные плоды – зеленые, желтые или красные – только что с грядки. Ну а потом спортсмены дали перцу…

 

 

Увы, наблюдать за прохождением ралли-рейдов сложно. Пролог проводится не только для жеребьевки участников, но и ради зрителей, ведь далеко не все могут попасть на трассу основной гонки. Конечно, и на ней бывают точки, собирающие изрядное количество болельщиков, как правило из тех, кто проживает поблизости. Но если вам надо получить представление о гонке в целом, то будьте готовы наматывать километры, перемещаясь от одной интересной точки на маршруте спецучастка к другой. И еще не факт, что выбранная точка, к которой всеми силами стремишься, окажется действительно стоящей, или же гонщики могут пройти ее до того, как успеешь на нее приехать.

 

 

Мы с руководителем команды «ГАЗ Рейд Спорт» Вячеславом Субботиным просчитались – проехав километров, наверное, 150, поколесив по грунтовкам между полей подсолнухов и бахчей с недозрелыми, как выяснилось вечером, арбузами, оказались в итоге на не слишком зрелищной точке. К тому же приехали на нее мы тютелька в тютельку – я даже не успел выхватить из кофра фотоаппарат, чтобы запечатлеть Михаила Кострукова и Олега Нежнова, промчавшихся мимо на зеленой «Газели».

 

 

Не успела осесть пыль, поднятая № 214, как подлетел брат Михаила Александр, пилотирующий белую «Газель» под № 215, в правом кресле – Евгений Павлов. Мы с Вячеславом порадовались за ребят, ведь они оставили далеко позади многих опасных соперников. Но вскоре нам пришлось расстроиться: звонок по мобильнику принес весть, что встала «Газель пикап» Егора Охотникова и Александра Дегаева – вроде как машина застряла в каком-то глубоком овраге. А вскоре еще одна неприятная новость – выбыл из борьбы экипаж красного «Соболя 4х4», сражающийся за китайскую команду BFCEC Sport. Автомобиль Александра Семенова и Бориса Павлова «потерял» передний мост. Обидно – ребята и половины трассы не прошли.

 

 

Проводив еще несколько экипажей, отправляемся посмотреть, что все-таки приключилось с «красным». По дороге встречаем… № 202 Охотникова/Дегаева. Парни сумели выбраться из западни, в которую угодили, обгоняя в плотной пылевой завесе Ford F-150 Raptor Титова/Русова, но потеряли слишком много времени. Если продолжать идти по трассе, то не успеть до закрытия финиша, и тогда автоматически не попадаешь на старт на следующий день. Лучше получить пенализацию за пропуск контрольных точек, но остаться при этом в гонке. Приободрив Егора, разъезжаемся.

Когда мы подбираемся к красному «Соболю» та часть трассы, где он встал, полностью освобождается от участников гонки – все уже проехали. Поэтому можно двигаться прямо по «каналу», как называют трассу на ралли. Таким образом, у нас появляется редкая возможность взглянуть на трассу глазами спортсменов, хотя, разумеется, на гораздо меньшей скорости. Следы заносов на поворотах позволяют и без легенды понять, куда следует ехать. А «канал» неплохой, молодец Сергей Таланцев, автор Дорожной книги – интересный подготовил маршрут. В этот раз в гонке не участвует зачет Т4 – грузовики. Если бы они были, то им, пожалуй, местами было бы тесновато – но для легковых зачетов трасса просто отличная!

 

 

То и дело встречаем следы только что отшумевших сражений. Вот стоит поперек дороги Chevrolet Niva, припав на правую сторону. Оказалось, сначала у машины, совершенно серийной, заклинил подшипник ступицы переднего колеса, но на сыпучем песке экипаж в азартном порыве продолжал нестись вперед, пока колесо вместе с приводом не вырвало с мясом. Теперь уж никак не уехать своим ходом – расстроенные ребята размышляют над тем, как объяснить водителю эвакуатора, где их найти…

 

 

Проехав еще немного, видим уазик, лежащий на крыше. От крыши, впрочем, мало что осталось – она сложилась, словно карточный домик, и отчаянным мужикам из № 405 еще сильно повезло, что остались живыми и даже невредимыми. Хотя участникам Традиционной серии регламентом запрещено двигаться по трассе быстрее 80 км/ч, и на такой скорости, местами слишком высокой для грунтовки, автомобиль может получить серьезные повреждения. В отсутствие каркаса безопасности, обязательного для спортивных машин, экипажу при этом грозит реальная опасность травмироваться. Ребята говорят, что УАЗ размотало на неглубоких колеях полевой дорожки – и вот печальный результат.

 

 

Охотникову повезло больше – он, обгоняя, угодил в овражек, и хотя он надолго застрял, но машину не повредил. Семенов же, также совершая обгон, не заметил глубокую яму на поле. Штурман, Борис Павлов, ее увидел вовремя, кричал Александру, но тот, как сам говорит, смотрел вдаль, «работал не перспективу», и к предостережениям своего штурмана остался почему-то глух. Итог – полностью выведенная из строя машина. От удара передними колесами в противоположный край ямы мост раскололся в нескольких местах, согнулся – вернуть машине ход нечего и думать. На 52-м километре СУ2 в Дорожной книге появилось слово, написанное Павловым: «Финиш». Увы, он случился вдали от официального…

 

 

На следующий день гонка проходила на другом берегу Волги. Нашему журналистскому экипажу, кстати тоже на «Соболе 4х4», снова не очень повезло на интересные точки. И к сожалению, мы также стали свидетелями схода еще одного экипажа команды «ГАЗ Рейд Спорт». История умалчивает о том, что именно произошло на трассе, но факт остается фактом: подающий надежды на хороший результат Михаил Коструков/Олег Нежнов выбыли из борьбы, оторвав вместе со ступицей заднее правое колесо у своей машины. Технический директор команды Алексей Коптев мрачно пошутил: «Да уж, в этой гонке мы нормально мостов наколотили». Следует понимать, что мосты далеко не штатные – просто взять новый и поставить не получится, поскольку конструкция основательно доработана под жесткие условия гонок.

 

 

Возникла было мысль воспользоваться старым дедовским способом – привязать вместо оторванного колеса бревно и так финишировать. В итоговый протокол гонки, возможно, и попали бы, но почти наверняка на последнем месте – мало смысла в таком финише. Правильнее не мучить машину, а дождаться ее эвакуации силами команды.

Остается привести окончательные результаты ралли-рейда «Великая степь – Волга 2017» для команды «ГАЗ Рейд Спорт».

Оставшийся в строю экипаж Александра Кострукова/Евгения Павлова благополучно финишировал, заняв шестую позицию в общем зачете. Очень достойный результат! Позади остались многие именитые гонщики, на куда более «заряженных» автомобилях, в основном на базе машин иностранного производства. В своем зачете «Рейд» экипаж занял первое место, опередив 10 соперников.

Для Егора Охотникова и Александра Дегаева гонка не сложилась. Не пройдя СУ2, у них практически не оставалось шансов на достойный результат, и чуда не произошло – лишь 22 строка в итоговом протоколе и последние места как в Абсолюте (14), так и в собственном зачете Т1 – 8 позиция.

В командном зачете «ГАЗ Рейд Спорт» на третьем месте. Завоевано 11 очков, 10 из которых принес № 215 Кострукова/Павлова.

 

www.instagram.com/gaz_raid_sport

www.instagram.com/explore/tags/великаястепьволга