Круги на воде — тестируем Geely Atlas

Эмблема компании Geely — щит, расчерченный черными и синими квадратами. Если вы не знакомы с геомантией или китайским искусством фэншуй, то вряд ли поймете ее значение. Между тем, китайцы вложили в свой фирменный знак желание охватить своей продукцией весь мир (собственно щит), обозначить свое присутствие на земле (черные квадраты) и в воздухе (квадраты синие). Надежды эти, надо заметить, не беспочвенны, кроссовер Geely Atlas — один из лучших представителей Поднебесного автопрома в своем сегменте.
ЧТОБ НИКТО НЕ ДОГАДАЛСЯ

Фирменный знак Geely — как камень, брошенный в спокойную гладь озера отечественного автомобильного рынка, немного оправившегося от последнего кризиса. Концентрические линии радиаторной решетки — круги на воде, но сможет ли Geely всколыхнуть спрос на китайские кроссоверы? Разойдется ли волна обожания «Атласа» по провинции, традиционно воспринимающей Срединную Империю в качестве поставщика доступных «иномарок»?

Вполне возможно, ведь в облике Geely Atlas, созданном при участии старого мага Питера Хорбери из купленной с потрохами еще в 2010 году шведской Volvo, нет ни единого намека на происхождение. Если убрать опознавательные знаки, никто и никогда не догадается, где нарисован этот автомобиль — в Европе, в Японии? Может быть, но уж точно не в Китае — интернациональная команда дизайнеров позаботилась о том, чтобы ни одна линия, ни единая деталь в образе Geely Atlas не вызывала компрометирующих ассоциаций.

АРОМАТ ЕВРОПЫ

В Geely относят Atlas к новому, третьему поколению модельного ряда, совершенно непохожему на то, что компания делала раньше. Действительно, «Атлас» не сравнить с Emgrand X7, изготовленным по лекалам одного из древних Toyota RAV4. Однако без японского наследия все же не обошлось. Бензиновый 2,4-литровый 149-сильный двигатель, которым были оснащены пригнанные на тест в Сочи автомобили, происходит от тойотовского атмосферника 2AZ-FE, а вот шестиступенчатый «автомат», положенный этому мотору, родом из Австралии. Правда Geely уже приобрел компанию DSI и наладил сборку АКПП в Китае, так что коробки, можно сказать, собственного производства.

На презентации китайцы хвалились дополнительным антикором, немецким автоматом для точного нанесения герметика и толщиной оцинковки — 35 микрон снаружи и 16 внутри. Из оцинкованного стального листа изготовлено большинство внешних деталей кузова, гарантию от сквозной коррозии дают на десять лет.

Новейший, открытый прошлой осенью завод в белорусском Жодино — копия производства в китайском Баодине — сейчас способен выпускать 60 000 автомобилей в год. Когда будет готова вторая очередь, с собственной штамповкой, мощность увеличится до 120 000 автомобилей, куда девать такую прорву? Похоже, Geely рассчитывает повторить в России и Белоруссии успех на внутреннем рынке — в Китае за прошлый год нашли владельцев триста тысяч «Атласов», кроссовер занял в Поднебесной третье место по объемам продаж. Дома Geely Atlas удалось сломать стену недоверия к внутреннему производителю, но преодолеть скептицизм россиян, давно «наевшихся» низкосортных китайских товаров, будет непросто.

Впрочем, претензий к качеству Geely Atlas с ходу не предъявишь — зазоры на кузове ровные, покрашен хорошо, хром не шелушится, салон собран крепко, фенолом не воняет. На моей памяти «Атлас» — первый китайский кроссовер, не просто не вызвавший мгновенного отторжения, а наоборот, заставивший задуматься о покупке, особенно после того, как я заглянул в почти «европейский» салон новинки.

ЭКОНОМИЯ ПО-КИТАЙСКИ

Но давайте присмотримся внимательней. Торпедо «китайца» — явная отсылка к Range Rover Evoque — такой же широкий экран медиасистемы, выраженные горизонтали, только вместо кожи центральная часть отделана под матовый металл — так даже интереснее. Пластик с декоративными «швами» мягкий, на руле с по-спортивному срезанным нижним сектором — настоящая прострочка, подстаканники на высоком центральном тоннеле спрятаны под сдвижной крышкой. Посадка удобная, баранка регулируется по углу наклона и по вылету, у кресел только один недостаток — кожа не перфорированная, зато профиль удачный, хорошая боковая поддержка и настройки с электроприводами.

В верхней комплектации полностью цифровой, поделенный на три части дисплей приборки. Подсветка меняет цвет с голубой на зеленую, если выбрать режим «эко», в спортивном режиме шкала краснеет, а спидометр уступает место тахометру. На центральную часть дисплея приборки можно вывести индикацию скорости, радио, данные о давлении и температуре в каждой покрышке. Климат-контроль раздельный, электроручник с функцией автоматического удержания, видеокамера сзади с подвижными линиями траекторной подсказки… Короче, все «по-взрослому», но должны же были китайцы хоть на чем-то сэкономить!

Так и есть — бюджетный экран медиасистемы полностью слепнет при дневном свете, изображение с камеры заднего вида не отличается четкостью, качество звука традиционно «кастрюльное». Всего один USB-порт упрятан в тесный бардачок подлокотника, так что провод от гаджета, прикрепленного к ветровому стеклу, нужно тянуть через полмашины. Кнопки на руле мелкие, микроскопическими «фольксвагеновскими» качалками громкости и круиз-контроля пользоваться неудобно. Зато подключение по Bluetooth — без проблем, меню логично и толково русифицировано — всяких там «килом к пустоте» и прочей смешной китайщины вы здесь не найдете и, кстати, все стеклоподъемники с автоматическим режимом как на подъем, так и на опускание. Жаль, что в «Джили» не учли специфику российского климата — дополнительного «теплого пакета» «Атласу» не положено, подогреваются только передние кресла, зона покоя дворников и заднее стекло.

Очень понравилось, что при наличии полного привода сзади практически нет трансмиссионного тоннеля, а простор во втором ряду просто королевский — даже при полностью отодвинутом назад переднем кресле между его спинкой и моим коленом помещается кулак, хотя мой рост выше среднего — 183 см. Подлокотник сзади широкий, с подстаканниками под крышкой. Но на этом опции, в общем-то, и заканчиваются — спинка дивана не регулируется по наклону, для зарядки телефонов только розетка на 12В. Минимальный объем багажника — 397 литров, немного, да и трансформация грузового пространства упрощена до предела — спинка второго ряда опускается вперед в пропорции 2/1. Ровного пола не получается, зато какое подполье! В огромный нижний отсек вместо штатной докатки с пенопластовым органайзером легко поместится полноразмерная запаска, а вокруг нее — еще пара мешков картошки, а то и три, если вывалить ее врассыпную — настоящая дачная идиллия!

ТОЛЬКО НЕ ТУРБО!

Ездовой характер 2,4-литрового «Атласа» тоже оказался «дачным». Вообще-то 150 «лошадей» давно уже принято снимать с двух литров, однако мощность базового переднеприводного Geely Atlas с двухлитровым мотором и шестиступенчатой «механикой» — всего 138 л. с. Понятно, почему их не привезли в Сочи — даже 2,4-литровый кроссовер едва справлялся с местными горными серпантинами. Газ в пол на подъеме, но «Атлас» никак не может преодолеть скоростной рубеж в 40 км/ч: педаль сильно задемпфирована, передачи переключаются с большим запаздыванием. Мотор оживает только к 4000 об/мин, настройки электроники полностью искусственные — нажимаешь кнопку «Спорт» и задержка в реакции на газ уменьшается ровно в два раза, но АКПП все равно «подтормаживает» со сменой передач. Попробовал пользоваться ручным управлением — бесполезно, выбранная ступень не держится, «автомат» перескакивает на следующую не доходя до красной зоны.

Несмотря на то, что я целый день пытался выжать из «Атласа» все возможное, расход топлива составил 12,3 литра на 100 км. А по пути из Москвы (на тест машины прибыли своим ходом) кроссовер «ел» около 10 литров на сотню. Не «Европа» конечно, но тоже неплохо. Позже, в общении с китайскими товарищами выяснилось, что в «Джили», как, впрочем, и в остальных автомобильных компаниях из Поднебесной, превратно толкуют гоголевское «И какой же русский не любит быстрой езды?», считая, что нам должны нравиться мощные, но экономичные турбированные малокубатурные «пукалки». Atlas для нас собираются оснащать 1,8-литровым турбомотором, что-то спрашивали и о перспективах трехцилиндровых двигателей… Не знаю, удалось ли нам донести до китайцев, что отечественный «бюджетный» покупатель боится турбины как огня, особенно от непроверенного производителя. Только ленивый журналист из нашей группы не отметил, что гораздо полезнее было бы поменять настройки 2,4-литрового мотора, сделав разгон более эмоциональным, ведь шасси «Атласа» это позволяет.

30% ПОЛНОГО ПРИВОДА

Управляемость Geely Atlas доводили специалисты из британской компании MIRA. Довели до нормального «среднекроссоверного» уровня — крены не слишком велики, раскачка проявляется только на крупных неровностях, в повороты вписывается без проблем, система динамической стабилизации по пустякам не вмешивается, когда нужно — отрабатывает без резких движений. Руль, оснащенный электроусилителем, пустой в «ноле», не балует избытком информации при маневрах. Когда селектор АКПП в парковочном положении, в меню можно поменять его настройки на «спортивные», но делать этого не стоит — баранка тупо тяжелеет вдвое, однако информативности от этого не прибавляется.

Подвеске далеко до «дастеровского» эталона: дубасить по ухабам на полной скорости «Атлас» не может, хотя с большинством неровностей на асфальте, включая стандартных «лежачих полицейских», справляется неплохо. Собственно пробоя можно не опасаться, но от земли до пластиковой защиты под мотором всего 160 реальных миллиметров, измеренных рулеткой, на крупных грунтовых волнах легко достать картером до очередного «пика». Удивительно, что при таком низком клиренсе производитель уделил немало внимания настройке внедорожных алгоритмов работы трансмиссии. В арсенале «Атласа» есть прекрасно работающая система помощи при спуске, удержание на подъеме, отключаемая ESP… Есть даже кнопка принудительной блокировки муфты полного привода, правда, до задней оси в любом случае доходит не более 30% крутящего момента.

На тестовом маршруте оффроуда не было вовсе, однако местные дорожники неожиданно внесли в него свои коррективы, полностью перегородив метров сто асфальта по пути к Воронцовским пещерам — пришлось объезжать их лесом. В автоматическом режиме противобуксовка очень долго «думает», прежде чем перекинуть тягу с буксующих колес к имеющим зацеп. Поэтому кроссовер едет рывками, иногда полностью останавливаясь, но не отказываясь двигаться совсем, главное — не отпускать газ полностью, стараясь поддерживать около 3000 об/мин. С отключенной ESP и включенной «блокировкой» Atlas едет гораздо увереннее, легко выходит из диагонального вывешивания.

Поверив в его способности, я настолько осмелел, что пересек топкий коровий выгон с единственной относительно сухой колеей. К счастью, геометрия свесов у «Атласа» неплохая — тщательно выбирая траекторию, я всего пару раз зацепил грунт бампером. Днище кроссовера не слишком ровное — торчит пластиковый топливный бак, свисает выпускной тракт, но мгновенно отрываемых деталей вроде бы нет, а бамперы не служат «ковшами». Сзади у «Атласа» имеется ввинчивающаяся буксирная проушина, а впереди — две стационарных скобы, но расположены они низковато, чтобы не откапывать их в грязи, лучше зацепить трос заранее. Впрочем, особенности буксировки вряд ли интересны потенциальным покупателям.

ЦЕННИК ПО РАЗМЕРУ

Переходим к размерам и ценам. Длина нового китайского кроссовера — 4519 мм, колесная база — 2670 мм. То есть, он всего на 13 мм больше Chery Tiggo 5 (от 969 900 до 1 189 900 рублей с двухлитровым 136-сильным мотором), а новый Lifan X70 (от 799 000 до 959 900 рублей, 2.0, 136 л. с.), короче аж на 129 мм. К тому же эти кроссоверы предлагают только с передним приводом, а в трансмиссии у них пятиступенчатая МКПП, либо вариатор. Dongfeng AX7 (от 990 000 до 1 249 000 рублей) на 170 мм длиннее «Атласа», но идет также исключительно с двухлитровым движком на 140 сил и передним приводом, правда, в качестве альтернативы пятиступенчатой «механике» тут предлагают шестиступенчатую АКПП.

Переднеприводный Geely Atlas 2.0 138 л. с. в базовом исполнении с шестиступенчатой МКПП продается за 1 029 990 рублей. Версия Comfort обойдется на сотню тысяч дороже и, честно говоря, на большой спрос с таким ценником рассчитывать не приходится. АКПП доступна лишь с 2,4-литровым мотором, а зря — даже отъявленные пенсионеры сегодня не любят работать «палкой». В той же версии Comfort с передним приводом она обойдется в 1 239 990 рублей, а верхняя комплектация Geely Atlas Luxury стоит 1 289 990 рублей с передним и 1 389 990 рублей с полным приводом. KIA Sportage (длина 4480 мм) в начальной переднеприводной комплектации с АКПП, он стоит от 1 494 900 рублей, и Hyundai Tucson (длина 4475 мм), за который просят от 1 419 000 рублей — ощутимо дороже. Renault Duster на 200 мм короче «Атласа», однако стоит максимум 1 056 990 рублей с двухлитровым 140-сильным бензиновым мотором, полным приводом и четырехступенчатым «автоматом».

С «Дастера» чаще всего начинается поиск бюджетного кроссовера, им же в большинстве случаев и заканчивается. Но у топовых Geely Atlas остается небольшой шанс составить конкуренцию «корейцам», но для этого понадобится сначала убедить покупателей в качестве своего товара.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ GEELY ATLAS 2.4 АТ
Тип кузова, число дверей/мест универсал, 5/5
Двигатель
Тип JLD-4G24, тип бензиновый, рядный, 4 цилиндра, расположен поперек
Рабочий объем, см3 2378
Макс. мощность, л. с. при об/мин 149/5300
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 225/3900-4400
Трансмиссия
Тип привода Полный, с многодисковой муфтой в приводе задних колес
Тип КПП АКПП 6 ступеней
Подвеска
Передняя / задняя Независимая, пружинная, МакФерсон / независимая, пружинная, многорычажная
Тормоза
Передние / задние Дисковые, вентилируемые / дисковые
Масса
Снаряженная / полная масса, кг 1725/2095
Геометрические параметры
Длина, ширина, высота, мм 4519/1831/1694
Колесная база, мм 2670
Колея передняя / задняя, мм 1560/1550
Дорожный просвет, мм 163
Динамические характеристики
Разгон 0-100 км/ч н.д.
Максимальная скорость, км/ч 185
Расход топлива, л/100 км
Городской/загородный/смешанный цикл, л 13,8/6,9/9,4
Прочее
Объем топливного бака, л 60
Объем багажника, л 397