Оставайся в деревне. Тестируем УАЗ Профи 4х4

Угораздило же меня купить дачу за двести пятьдесят километров от Москвы, да еще с плохим подъездом. В межсезонье не на всяком кроссовере до нее доберешься, зато тестировать внедорожники – в самый раз. Так что взял я новый полноприводный УАЗ Профи и поехал в родные пенаты.

 

КРАСИВАЯ КАРТИНКА

На УАЗовский грузовик я засматривался давно – уж больно красив, не чета ГАЗели, настоящий американский «трак». Особенно мне по нраву высокий бампер из некрашеного пластика, вот бы такой на обычный «Патриот» – и никаких «силовиков» не потребуется! Прочный, царапины ему нипочем, есть куда лебедку незаметно вставить, выглядит брутально.

В кабине «Профи» комфортно: руль настраивается по высоте и по вылету, огромные зеркала с электроприводами и обогревом, стеклоподъемники электрические, есть кондиционер и обогрев сидений, медиасистема с большим экраном на «Андроиде» – свой смартфон можно синхронизировать и пользоваться хоть почтой, хоть «Яндексом» с пробками, штатная навигация от Navitel тоже отлично показывает дорогу.

Вот только водительское кресло в моем УАЗе оказалось базовое, без микролифта и регулировки поясничного подпора – для рослых водителей почти неприемлемый вариант. Упор только в нижнюю часть спины, в районе плеч провал, толком не откинешься, лопатки и шея устают быстро. К тому же стоит кресло высоко – если баранку опустить пониже, то, вылезая, обязательно задеваешь правым коленом рулевую колонку. Надо бы педали отрегулировать – сцепление схватывает в самом конце, вытянешь руль на себя – длины ноги не хватает, чтобы его прожать.

УАЗ Профи оказался единственной машиной, где настройка баранки по вылету мне не пригодилась. Но здесь все равно удобнее, чем в ГАЗели: там даже облокотиться не на что, а в УАЗе левая рука идеально ложится на дверной подлокотник, правая – на центральный. Бардачок в центральном подлокотнике, правда, насмешил – сам он маленький, мелкий, а под вкладным пластиковым «корытом» в коробе еще столько места, что бокс мог бы быть в два раза глубже. Вытащил я его и обнаружил в закромах большой рулон туалетной бумаги – кто-то использовал свободное пространство с толком.

Что в кабине «Профи» плохо – вещи положить почти некуда. Вот этот самый центральный бокс, узкие карманы в дверях, небольшой бардачок в торпедо напротив пассажира, да полка на потолке под документы. Почему бы не сделать бокс на торпедо и откидывающиеся на петлях кресла? Сложно, затратно? Ну, хотя бы регулировку угла наклона спинки рычагом, а не тугой крутилкой – и настраивать удобнее и откидывать быстрее, если надо что-то положить за сиденье.

 

ПОТЯНИ ЗА ВЕРЕВОЧКУ

Дуги тента «Профи» стоят вертикально, натянут тент хорошо, тентованная платформа не выглядит, как у ГАЗели, хлопающим на ветру, скособоченным фургоном пионеров Дикого Запада. В стандартный кузов УАЗ Профи влезает четыре «европалеты», грузить можно полторы тонны и делать это удобно – пол из ровной «авиационной» влагостойкой фанеры, а не из плохо подогнанных досок. Груз не цепляется, кантовать легко, в полу такелажные скобы.

А вот затентовывать грузовую платформу веревкой через крюки, да еще узлы вязать – сложно, прошлый век, у прямого конкурента по-другому: продел тросик в петли и готово дело. Гораздо лучше у «ГАЗели» фиксаторы бортов, задний борт закрываешь в два приема, а в УАЗе – одной рукой стопорный штырек оттяни, другой замок захлопни, в дырочку стопором попади, от одного угла к другому побегай – умаешься. Десять раз подумаешь, прежде чем в кузов лезть! Хорошо хоть ступеньку на заднем борту сделали, платформа у «Профи» высокая, без опоры забираться на нее трудно.

 

РАДОСТНЫЙ «МОМЕНТ»

Безусловное преимущество ульяновской полуторки – новый мотор ZMZ Pro. Его, конечно, не сделали с нуля: модифицировали обычный 2,7-литровый ЗМЗ-40906.10, но очень удачно. Степень сжатия увеличена с 9,1 до 9,8, привод ГРМ — двухрядной цепью, распредвалы, поршни и клапаны новые, изменены фазы газораспределения, система выпуска с двухгорловым выпускным коллектором. В результате мощность подняли со 134,6 л. с. при 4600 об/мин до 149,6 л. с. при 5000 об/мин, а крутящий момент увеличили с 217 Нм при 3900 об/мин до 235,4 Нм при 2650 об/мин. Пик тяги сместился вниз почти до дизельных значений. Собственный индекс ZMZ Pro — ЗМЗ-409051.10, скоро такие движки будут ставить и на «Патриот».

ZMZ Pro, кстати, изначально подготовлен к установке итальянского ГБО четвертого поколения производства фирмы Lovato. И это очень хорошо, потому что потребление топлива даже пустой машиной пугает. Чтобы водители не расстраивались, из новой приборки даже убрали указатель среднего расхода, но я замерил по километражу от полного до полного бака, заливая по горлышко. Получилось 16,2 литра на 100 км по пустой асфальтовой трассе без единой пробки, при этом я не разгонялся быстрее 90 км/ч и буквально «ласкал» педаль газа, пытаясь экономить изо всех сил. С грузом расход явно вывалится за «двадцатку», а бензин все дорожает…

Интересно, заставит ли ульяновцев «раскошелиться» на Cummins 2.8 или другой подобный дизель конкуренция с ГАЗелью? Пока что заводчане – кремень, мотора на тяжелом топливе в планах нет. Зато обещают подумать о шестиступенчатой коробке передач – пяти явно мало. Даже с грузом на шестую хочется перейти уже к 70 км/ч. Учитывая отменную тягу, 3200 – 3500 об/мин при скорости 100 – 110 км/ч – очень много, на тахометре с 4500 об/мин красная зона начинается. Может быть, заодно с новой МКПП и раздаточную коробку подправят – гудит она препротивно. Это, пожалуй, главный раздражающий фактор, от «зуда» в дальнем пробеге не знаешь куда деться. В раздатке, похоже, и дорабатывать много не надо – если придерживать ее рычаг рукой в определенном положении, она почти не «подвывает».

 

МЯГКО СТЕЛЕТ

Несмотря на шум в кабине и тентованную платформу за спиной, за рулем УАЗ Профи все равно не чувствуешь себя водителем грузовика. Полуторка должна подскакивать на каждой трещине, трястись и громыхать на колдобинах, а «Профи» и пустой идет довольно мягко, даром что в грузовых односкатных шинах давление чуть не вдвое выше, чем в шинах «Патриота». Даже перескочив на скорости «лежачку», я не подпрыгнул до потолка и руль из рук не выбило. Единственное неудобство – постоянно приходилось по чуть-чуть подруливать, курс мой «Профи» держал плоховато. Я успел поездить на нескольких грузовых УАЗах, и с полным и с задним приводом – курсовая устойчивость не зависит от колесной формулы: где-то хорошая, где-то никакая, качество сборки, традиционно для постсоветского автопрома, плавает.

В остальном мне повезло, на новой машине почти отвалился незакрепленный правый дворник, кнопки электростеклоподъемников и настройки зеркал «глючили» через раз – так, мелочи. Свернув на знакомый грейдер, я даже не стал сбавлять скорость – по укатанной грунтовке «Профи» легко идет со своей крейсерской «асфальтовой» скоростью 80 – 90 км/ч, причем не требует более активного, чем на трассе, подруливания, и по всей ширине грейдера не скачет, а о пробоях можно не беспокоиться.

 

В ПОИСКАХ БЕЗДОРОЖЬЯ

К своему огорчению, я обнаружил, что колея на последних, самых сложных километрах, успела подсохнуть, грязь пришлось поискать, однако не слишком глубокую. Клиренс УАЗ Профи – 210 мм, стандартный для внедорожника, но развесовка пустой машины к подвигам не располагает. На штатных, почти лысых покрышках Кама И-359 225/75R16С пустой «Профи» не гребет задней осью даже с включенной блокировкой. Кстати, блокировка отключается автоматически на скорости 30 км/ч, то есть при первой же хорошей пробуксовке. Толк от нее будет, лишь если очень осторожно, ползком, выбираться из «засады», хорошо что, благодаря очень «низовому» новому мотору, тяги для этого УАЗу, наконец-то, хватает. Груженый «Профи» и без заднего блока прет как танк, на легком бездорожье зачастую не требуется подключать передний мост. В отличие от «Карго» и УАЗ Пикап, у «Профи» задние рессоры расположены под мостом, в колее они быстрее цепляются за грунт, вывесить «Профи» не сложно, ход подвески небольшой, причем из-за высокого центра тяжести вывешивается он очень резко. С высоким тентом по лесным дорожкам не очень-то поездишь, того и гляди, поломаешь дуги или порвешь тент о сучья.

 

КТО ВОЗЬМЕТ?

Короче говоря, настоящее бездорожье – не для УАЗ Профи. Под оффроуд его нужно серьезно дорабатывать. На трассах ему тоже делать нечего, большие перегоны по асфальту при таком расходе топлива не выгодны, тем более ни к чему постоянно «таскать» передний ведущий мост и раздатку ради тяжелого «последнего километра».

Его стихия – небольшие ежедневные пробеги по сельским грунтовкам, где полный привод нужен почти постоянно. Правда, крестьяне давно привыкли к неудобному, зато дешевому классическому «головастику», он стоит от 616 300 рублей, а на борт берет 1225 кг, то есть всего на 275 кг меньше «Профи», да и кого у нас останавливала «официальная» грузоподъемность, все равно будут грузить, пока рама не лопнет.

Новая уазовская полуторка, учитывая доплату за полный привод, стоит от 786 000 рублей, то есть на 169 700 рублей дороже внутреннего конкурента. Доказать свою прочность и способность работать с постоянным перегрузом – это единственный шанс УАЗ Профи 4х4 закрепиться в деревне, другого места ему не найти, слишком уж он «кондовый».

 

ГОРОД

УАЗ Профи, несмотря на то, что им можно управлять с легковой категорией в «правах», считается грузовиком, со всеми вытекающими из этого последствиями – грузовой каркас, невозможность заехать в центр. С другой стороны, полноприводной полуторке просто нечего делать в городе, хотя, в принципе, сложностей с вождением в плотном потоке – не больше, чем у обычного пикапа, надо лишь не забывать про высокий тент.

 

ТРАССА

Основные недостатки – шумность и повышенный расход топлива. Управляется «Профи» почти так же, как «Патриот», пересев с одного УАЗа на другой, даже незнакомый с «комтрансом» водитель не потеряется.

 

ГРЕЙДЕР

Грунтовки – родная стихия УАЗ Профи. Однолистовые рессоры с подрессорниками обеспечивают мягкость даже пустому автомобилю, с тонной в кузове тоже можно не думать о пробоях, но перегруза «Профи» не любит, с полной загрузкой подвеска работает на грани комфорта.

 

БЕЗДОРОЖЬЕ

Очень тяговитый бензиновый мотор ZMZ Pro стал бы спасением для «Патриота», страдающего от недостатка крутящего момента в нижнем диапазоне оборотов. Новый мотор отлично вытягивает и «Профи», но пустой грузовик «не едет» из-за развесовки. Опциональная блокировка заднего моста автоматически отключается на 30 км/ч, так что помогает ограничено, а ESP у грузовика нет. Хорош прочный бампер из некрашеного пластика. В минусе – длинная база и задние рессоры, установленные под мостом.

 

КОМФОРТ

В кабине «Профи» намного шумнее, чем в «Патриоте». Это главное отличие, в остальном все очень похоже – можно заказать кондиционер, такую же медиасистему, полный электропакет и ветровое стекло с обогревом всей площади. УАЗовская полутрока намного комфортнее ГАЗели, она ближе к внедорожнику, чем к грузовику.

 

РЕЗЮМЕ

Разницу в цене с «головастиком» УАЗ-3303 придется оправдать выносливостью и способностью работать с заведомым перегрузом, иначе селянам новый «Профи» ни к чему, провальный «Карго» это уже доказал. Как основу для внедорожного кемпера, «Профи» можно будет рассматривать, только если появится надежный дизель, так что судьба новой ульяновской полуторки пока туманна.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УАЗ ПРОФИ 4Х4
(с однорядной кабиной и стандартной грузовой платформой)
Тип кузова, число дверей/мест грузовой/бортовой, 2/2
Двигатель
Тип бензиновый, атмосферный, 4 цилиндра в ряд, расположен спереди, продольно
Рабочий объем, см3 2693
Макс. мощность, л. с. при об/мин 149,6/5000
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 235,4/2650
Трансмиссия
Тип привода подключаемый полный
Тип КПП МКПП 5 ступеней
Подвеска
Передняя / задняя зависимая, пружинная / зависимая, рессорная
Тормоза
Передние / задние дисковые, вентилируемые / барабанные
Масса
Снаряженная / полная масса, кг 2065/3500
Геометрические параметры
Длина, ширина, высота, мм 5940/1900 (по кабине), 1990 (по грузовой платформе)/2520 (по тенту)
Колесная база, мм 3500
Колея передняя / задняя, мм 1600/1600
Дорожный просвет, мм 210
Размер шин 225/75R16
Динамические характеристики
Разгон 0-100 км/ч н.д.
Максимальная скорость, км/ч н.д.
Расход топлива, л/100 км
Смешанный цикл, л 11,6
Прочее
Объем топливного бака, л 68