ВСЕГДА ГОТОВЫ!

Классический пионерлагерь, развешенные в его ключевых местах плакаты с наглядной агитацией, гипсовый пионер в джерси с символикой гонки – весь необычный антураж базового бивуака первого этапа квадросерии Can-Am X Race текущего года призывал: «Будьте готовы!». Так всегда же готовы – гражданина нашей страны упрашивать поучаствовать в гонках нет необходимости. Как говорил, правда немного по другому поводу, Жванецкий: «Нужно только ему разрешить»! Ставший самой популярной российской ралли-рейдовой серией X Race как раз и «разрешает» – создает реальные гоночные условия для широкого круга желающих.
Текст и фото Михаил Ласточкин
ВОЖАТЫЙ ПО ЕВРОПЕ

Переход компании BRP на прямую дистрибуцию и открытие собственного представительства в нашей стране породил в рядах ралли-рейдовой квадрообщественности опасения за будущее знаменитой серии – до сих пор всеми вопросами организации соревнований бренда Can-Am занимались исключительно российские фирмы, в последнее время – «Формула 7». Все вопросы в первой же фразе своего обращения к собравшимся на посвященной старту гонки торжественной «линейке» снял «старший пионервожатый» – директор канадской компании по Центральной и Восточной Европе, а также странам СНГ Милош Лазничка: «BRP продолжит поддержку проведения в России столь успешной и популярной серии гонок». Другими словами, вновь: «Будьте готовы»!

 

ВСЕ НА СЛЕТ!

Арчединско-Донские пески Волгоградской области, на границе которых расположился лагерь гонки и по которым проходила изрядная часть ее маршрута, для ралли-рейдов не то, чтобы Мекка – таковой для данной дисциплины автоспорта всегда была Астрахань – но один из знаковых регионов. Открытые песочницы, зачехленные травой и кустарником дюны, песчаные дорожки разной – в том числе и самой высокой! – степени вязкости и непростые броды хорошо известны постоянным участникам автомобильного чемпионата России и проходивших по этим местам с 2010 по 2013 год марафонов «Шелковый путь». Канамовцы также положили глаз на Арчеду довольно давно, еще в 2015-м, однако тогда магнит Астрахани с ее «Большим братом», «Африкой» и другими знаменитыми барханами перетянул гонку южнее.

 

ПРАВИЛЬНЫМ КУРСОМ

На сей раз в подготовку маршрута внесла коррективы природа. Готовить трассу пригласили главного российского специалиста в этой области Сергея Таланцева: «Несмотря на то, что не получилось проехать по всем дорогам, по которым планировали изначально, в целом подготовкой трассы первого этапа Can-Am X Race 2018 я доволен. Из-за поздней весны и сильных паводков часть дорог оказались затопленными, в низинах еще грязно, сыро. Мы постарались максимально объехать эти места параллельными дорожками. Трасса получилась разнообразной, каждый сможет найти для себя в ней то, что ему особенно нравится в ралли-рейдах: скорость, пилотирование, работу с указателем курса и немного грязи».

К слову, правильным курсом удавалось пройти не всем – на втором спецучастке гонки произошел массовый «загул» – часть экипажей на одной из позиций Легенды устремилась в неправильном направлении, опасно вышла в лоб основному каналу гонки и потеряла массу времени!

 

ТРУБИ ОБЩИЙ СБОР!

В стартовом протоколе первого этапа нового сезона можно было найти фамилии всех сильнейших российских квадрогонщиков, за исключением, разве что, занятого подготовкой соревнования председателя оргкомитета Can-Am X Race Алексея Бердинских. Гонка собрала победителей отдельных этапов и серий прошлых лет, чемпионов России по ралли-рейдам, победителей и призеров главных супермарафонов планеты – «Дакара», «Шелкового пути» и «Африки Рейс». Всего же через расположенную на центральной площади городка Фролово (ударение на первый слог!) арку торжественного старта прошли 62 единицы техники пяти зачетных категорий Can-Am X Race: ATV, трех классов квадробагги SSV – Standard, Sport и Super Sport, а также нового зачета серии – Adventure. Это спортивно-туристическая группа, главная цель которой – дать новичкам возможность адаптироваться в ралли-рейдах. В первый день волгоградской гонки «искатели приключений» проходили квест по дорогам общего пользования, а во второй попробовали свои силы на боевых трассах этапа.

Еще одним новшеством этого года стало включение серии Can-Am X Race во Всероссийский спортивный календарь РАФ, что позволит участникам по итогам сезона претендовать на получение первого и второго спортивных разрядов, а в дальнейшем – званий кандидата в мастера спорта по автоспорту и мастера спорта.

Тенденция сезона – самой массовой зачетной категорией стал топовый SSV Super Sport, собравший 25 экипажей! Вполне ожидаемо, базовым квадробагги для суперзачета стал Can-Am Maverick X3. Подавляющее большинство – 22 экипажа – доработали именно эту машинку. К сожалению, «младшие» категории при этом изрядно поредели: в «Спорте» было заявлено 11 экипажей, в «Стандарте» – всего пять. Закономерный процесс для мировых ралли-рейдов – «почти серийных» машин категории Production в стартовых ведомостях становится все меньше.

География участников гонки получилась обширной, в Волгограде помимо россиян собрались представители Казахстана, Белоруссии, Украины и Латвии. Что же касается регионов нашей страны, здесь стоит особо отметить Татарстан, где квадроспорт развивается опережающими темпами. И высокие результаты не заставляют себя ждать – достаточно посмотреть итоговый протокол волгоградского этапа!

 

ПИОНЕРСКАЯ ЗОРЬКА

Пролог гонки прошел рано утром на кроссовой трассе с громким именем Автодром «Арчеда – ринг» городка Фролово. Стартовый спецучасток протяженностью чуть более трех километров был организован в формате парной гонки, что заметно оживило заезды и доставило немало удовольствия собравшимся поболеть местным жителям. Квадрики и машинки SSV, на радость публики, периодически проходили виражи на двух внешних колесах, но не из-за порывов сильнейшего ветра – просто перебарщивали со скоростью входа в повороты.

Извилистую трассу с множеством трамплинов и других препятствий быстрее всех – хотя и всего на две секунды – преодолел победивший на прошлом «Дакаре» и сломавший обе руки на супермарафоне этого года (менее четырех месяцев назад!), Карякин. В отличие от южноамериканской гонки, на Can-Am X Race в последние годы Сергей выступает за рулем SSV. Средняя скорость победителя на непростой трассе с постоянной потерей хода оказалась выше 60 км/ч.

 

С ПИОНЕРСКИМ ЗАДОРОМ

Помимо Пролога, за два дня гонки были пройдены шесть больших спецучастков общей протяженностью 362 километра с минимальными дорожными секциями между ними. Самый протяженный из лиазонов не превышал всего 30 километров – этап получился весьма достойным по длине боевого маршрута, однако очень компактным, что не могло не понравится участникам. Кроме того, гоночная трасса получилась сбалансированной по типам покрытия и непростой по навигации – по словам большинства опрошенных мной авторитетных штурманов отмеченные в Легенде привязки бились «метр в метр», но движение по курсам (когда задан азимут и расстояние, на которое ты должен по нему двигаться) стало задачей сложной.

Песчаные дорожки Арчеды и открытые «песочницы» были мягче, чем зубодробительные астраханские связки между барханами, однако очень вязкими! Техника часто работала на пределе, и выходы ее из строя не были редкостью. А из представленных на трассе элементов трофи-рейда, прессе (как обычно тестировавшей продукцию Can-Am в целом, и мое любимое средство передвижения всех времен и народов – Maverick X3, в частности) представлен был лишь топкий брод через петляющий в зарослях деревьев ручей на заключительном спецучастке гонки. Несколько экипажей там действительно подсели, один даже выехал из него на веревке, однако большинство участников опасное место преодолело ходом, почти не заметив, только жидкой грязи в открытый кокпит попало многовато! Отмыться удалось сразу же, поскольку за форсированием грязного ручья на трассе был предусмотрен чистый. Штурманам экипажей SSV, заламинировавшим листы Легенды бояться было нечего, остальные прятали Дорожные книги от брызг. Выступающим на ATV райдерам опасаться за ролики с Легендой не приходилось – они вставлены в специальные устройства с перемоткой, но у них были свои заботы – некоторые в броде задирали ноги, боясь их промочить.

В Абсолютном зачете победами на различных СУ отметились экипажи Ивана Маликова, Ирека Миннахметова, Сергея Карякина, Алексея Муравьева и Рафаэля Фаттахова, хотя отрывы победителей от ближайших преследователей порой не превышали 15 секунд, столь напряженной была борьба! В итоге Абсолютный зачет выиграл действующий победитель Can-Am X Race Ирек Миннахметов, в нынешнем сезоне выступающий с Кириллом Шубиным. Вторыми в Абсолюте и сильнейшими в SSV Super (напомним, что победители сезона серии на следующий год могут участвовать только в Абсолютном зачете, поэтому результат Миннахметова в классе Super не учитывался) стали челнинцы Радик Гарифьянов и Ришат Шайхулов. В SSV Sport первенствовали казанцы Азат Минниханов и Ильназ Гиззатуллин, а в стандартном зачете парных вездеходов – Анатолий Кузнецов и Алексей Смолин из Воткинска.

В зачете ATV самые стабильные результаты показывал москвич Сергей Храмушин, не одерживавший побед на СУ, зато выигравший гонку в целом. Причем вторую! За две недели до этапа квадросерии он победил на этапе Кубка России по кросс-кантри ралли в Астрахани. Вторым стал как всегда быстрый, выигравший два СУ, и отставший от победителя меньше, чем на полминуты Влад Маликов.

В новом зачете Adventure первенствовал наш коллега, известный мотожурналист Дмитрий Кузьмин. Отличный пример для подражания, но как-то… А Диму поздравляем!

 

АЛЕКСЕЙ И ЕГО КОМАНДА

Подготовленный и проведенный командой «Формулы 7» во главе с Алексеем Бердинских волгоградский этап вновь прошел на традиционном для серии превосходном организационном уровне и хорошем уровне судейства. На сей раз этот факт засвидетельствовали не только постоянные участники, но и присутствовавший на гонке Владимир Чагин, известный нам не только как гениальный гонщик, семикратный победитель «Дакара», но и, что в данном случае особенно важно, руководитель команды и организатор супермарафонов. Он абсолютно искренне отзывался о Can-Am X Race в превосходных степенях и называл ее лучшей серией во внедорожных ралли – согласитесь, такая оценка дорогого стоит. На торжественной послефинишной «линейке» Чагин вручил самому быстрому экипажу этапа специальный приз – сертификат на участие в Silk Way Rally 2018 без оплаты стартового взноса!

Кстати, вполне вероятно, что вслед за Владимиром Чагиным Can-Am X Race посетит (и также лично вручит «путевки» на свою гонку) знаменитый организатор марафона Africa Eco Race Жан-Луи Шлессер – он планирует побывать на этапе в Удмуртии. Возможность пообщаться с «Лисом Пустыни» станет дополнительным бонусом второго этапа Can-Am X Race. Так что, будьте готовы!

Иван Стахеев, SSV Sport, пилот: «Все понравилось, особенно трасса второго дня, дорожная книга отлично билась. На первых спецучастках был небольшой mud racing, который расходится с идеологией ралли-рейдов. Все-таки лебедку нужно ставить, мы уже второй год попадаем в ситуации с грязью, хотя ее в принципе не должно быть».

 

Александр Маслов, SSV Standard, штурман: «Последний спецучасток был скоростной, интересный, приходилось быстро ориентироваться. Большие колеи проходили ходом, пока еще учимся этому. Наш экипаж впервые участвует на мотовездеходе, пять лет назад выступали в квадросерии Can-Am на квадроцикле. Азарт, адреналин хлещет, спасибо организаторам!»

 

Раис Минниханов, SSV Super Sport, пилот: «Несколько лет не выступал в квадросерии Can-Am (пять или шесть), штурман мой, Вячеслав Мизюкаев, также года два не ездил, можно сказать, что мы новички! Спасибо за хорошую организацию.

Мы стартовали в конце и пришли в итоге седьмыми – на первый раз неплохо. Были поломки, пенализация один час. Приятно, что собралось много экипажей – в нашем классе больше 20 – это о многом говорит».

 

Вячеслав Мизюкаев, SSV Super Sport, штурман: «Есть специфика у этой гонки, я с ней осваиваюсь. Познакомился с таким понятием, как «заламинировать Легенду», иначе в первой луже дорожная книга превратится в комок грязи и останется только ждать кого-то, кто сможет тебя вывести. Первое, что я заметил: будет вода. В начале немного насторожился, но сейчас доволен. Хороший результат, если бы не поломка на ССУ-1, то был бы лучше!».

 

Артем Хайруллин, SSV Super Sport, пилот: «В первый день на втором спецучастке быстро шли, но начали часто блудить, «обсохли», пришлось «отсосать» у «Нивы» 92-го бензина (да-да, именно так это называется), потеряли 30 минут. СУ-3 быстро шли, обгоняли, забили фильтр пылью, перегрели ремень, порвали – замена 10 минут. Итог дня – 35 в Абсолюте!

Второй спортивный день начался быстро, шли бодро, с лучшим временем, совершили много обгонов. Такой же темп держали на СУ-5, но снова заблудились, а под занавес участка я неприемлемо повис на пузе в дюнах – потеряли на откапывание 15 минут и снова пропустили вперед другие экипажи. СУ-6 без происшествий, в хорошем темпе, пока не забились сетки – крайние 20 километров пришлось сбавиться, но финишировали!

На удивление: итог этапа – шестое место в Абсолюте. Многие из основных соперников получили различные пенализации и оказались позади нас! Шансы на продолжение борьбы в итоговом Абсолюте серии вполне реальны! До следующего этапа в Ижевске более двух месяцев – есть время на устранение мелких технических недочетов!»

 

Влад Маликов, ATV: «Было сложно. Все, с кем я разговаривал, рассчитывали, что на трассе будет много грязи, но оказалось, что грязи не было, а был песок. Песок не простой; никогда у меня не было такого сильного загруза, ни на одном из предыдущих этапов Can-Am не чувствовал, что квадроциклу тяжело, а в Волгоградской области было непросто. Из-за этого на квадроцикле порвался ремень вариатора, плюс не взял одну точку, за что мне насчитали пенализацию 10 минут. Это не позволило занять по итогам гонки первое место, мое отставание от лидера составило 24 секунды. Ошибки учту, уже тренируюсь и более аккуратно поеду на втором этапе Can-Am X Race 2018».

 

Игорь Ганник, SSV Super Sport, пилот: «Настроение неоднозначное. На трассе было много сложных навигационных участков, на которых мы потеряли достаточно много времени. В первый день на багги сломали передний привод. Во второй день доехали до финиша без проблем. Гонка далась непросто, хотя здесь все предрасположено для багги, SSV: заправки, сервис. Рельеф Волгоградской области для меня непривычен. Я привык к Астрахани, а здесь, среди этих елок, луж, которые непонятно, где объезжать, при этом вода брызжет в глаза, ничего не видно, тормоза от воды не работают… Надо просто вкатываться и тогда можно будет ехать быстрее. Пески я люблю больше, это однозначно!»

СКОЛЬКО СТОИТ?

Мы часто говорим, что квадросерия Can-Am X Race – один из наиболее бюджетных способов участия в настоящих ралли-рейдах с соблюдением всех современных норм безопасности и присвоением спортивных разрядов. Но это лишь слова, сколько в рублях?

О затратах, которые ждут райдера ATV, мы попросили рассказать опытнейшего Антона Бердникова, участника квадросерии с самых первых ее стартов: «Сам квадрик обойдется в сумму от 700 тысяч до полутора миллионов, комплект запасных колес на дисках встанет от 40 до 160 тысяч, минимальный набор запчастей – от 50 до 250 тысяч. Навигация (одометр, курсометр, устройство для чтения роудбука, прибор слежения, «башня» для закрепления навигации на квадрике, проводка) потянут еще на 80-200 тысяч. Сертификация для участия в Can-Am X Race (поворотники, звуковой сигнал, зеркало заднего вида, чека выключения двигателя, аптечка, огнетушитель) – от 25 до 100 тысяч. «Улучшайзинг» (амортизаторы, доработка вариатора, руль, доп свет и другой тюнинг) – от 200 000 до бесконечности! Экипировка (шлем, очки, перчатки, защита шеи, защита спины, наколенники, налокотники, мотоботы, омологированные куртка и штаны, термобелье) – от 100 до 300 тысяч. Работа команды (шатры, пологи, бензо- и электроинструмент, слесарный инструмент, свет, генераторы, компрессоры и т.д.) – от 250 до 500 тысяч! Что же в итоге? Набор «Сиротка» – 1 545 000, набор «Мажорик» – 3 510 000 рублей.

Еще один заслуженный канамовец, Сергей Колчин, посчитал для нас бюджет участия в серии на SSV: «Сама машинка стоит от одного до 2,7 миллионов рублей. По техническим требованиям серии необходим каркас за 50 000, а также другие обязательные элементы – крыша, двери, поворотники, огнетушитель, зеркала, ремни и так далее – на общую сумму от 80 до 200 тысяч рублей. Стойки нужно менять по любому, иначе будешь ехать как овощ – цена вопроса 100 000, комплект колес на дисках 5 штук – от 100 000. Приборы по минимуму 45 000, «по жирному» – 60 000. Экип – 50 тысяч самый минимум. С собой нужно иметь запчасти и расходники: привода, ремни и т. д. Конечно, плюс кальян и музыкальная колонка для механиков! У нас на ЗиП и бонусы ушло 124 000. Кроме того, необходим бензин в количестве от 200 литров, предстоят расходы на логистику и проживание по вкусу».

В итоге, набор самого-самого необходимого для участия в гонке на SSV выйдет в те же деньги, что и для ATV – «по-бедному» немногим более полутора миллионов рублей

 

РЕЗУЛЬТАТЫ 1 ЭТАПА ВНЕДОРОЖНОЙ КВАДРОСЕРИИ
CAN-AM X RACE 2018
МЕСТО ЭКИПАЖ ГОРОД ТЕХНИКА

 

Категория Adventure
1 Дмитрий Кузьмин Железнодорожный RM 800
2 Инна Мартьянова / Екатерина Жаданова Москва Can-Am Maverick 1000
3 Дмитрий Кирсанов / Роман Логинов Москва Can-Am Maverick X3 X RC
Категория ATV
1 Сергей Храмушин Москва Can-Am Renegade 1000 X XC
2 Владислав Маликов Москва Can-Am Renegade 1000 X XC

 

3 Сергей Кудашев Златоуст Can-Am Renegade 1000 X XC
Категория SSV Standard
1 Анатолий Кузнецов – Алексей Смолин Воткинск Can-Am Maverick X RS
2 Фарит Губаев – Александр Чернов Ижевск Can-Am Maverick X MR
3 Айдар Галеев – Эльмир Гимазетдинов Набережные Челны Polaris RZR 1000
Категория SSV Sport
1 Азат Минниханов – Ильназ Гиззатуллин Казань Can-Am Maverick X3 X DS Turbo R
2 Артем Шумейко – Роман Елагин Москва Polaris RZR XP 1000 EPS
3 Сергей Евстратов – Георгий Майсурадзе Екатеринбург/Санкт-Петербург Can-Am Maverick X3 X DS
Категория SSV Super Sport
1 Радик Гарифьянов – Ришат Шайхулов Набережные Челны Can-Am Maverick X3 X RS
2 Денис Кротов – Дмитрий Цыро Москва/Киев Can-Am Maverick X3 X DS
3 Игорь Ганник – Олег Уперенко Набережные Челны/Рига Can-Am Maverick X3 X RS
Категория Абсолют
1 Ирек Миннахметов – Кирилл Шубин Казань/Долгопрудный Can-Am Maverick X3 X RS
2 Радик Гарифьянов – Ришат Шайхулов Набережные Челны Can-Am Maverick X3 X RS
3 Денис Кротов – Дмитрий Цыро Москва/Киев Can-Am Maverick X3 X DS