СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА

Двухтонный пятиметровый гигант с двухлитровым моторчиком, Volvo V90 Cross Country приковывает к себе внимание и вызывает массу вопросов. Что это – роскошный «киллер» культового полноприводного универсала Volvo XC70 или новая ступень его эволюции? Это просто другой автомобиль – считает штатный «вольвовод» редакции, потолкавшийся на V90 Cross Country по столичным пробкам и проутюживший подмосковные поля аэрации.

Текст: Петр Лихолитов Фото: Вадим Конев

Два года назад, в декабре 2016-го, на российской премьере Volvo V90 Cross Country было не протолкнуться от гостей. Активно работая локтями среди звеневших бокалами шампанского коллег, я все же добрался до президента Volvo Car Russia Майкла Мальмстена. Зря старался – на мой взволнованный вопрос о судьбе проверенной временем модели ХС70 Майкл лишь сардонически ухмыльнулся: «Она свое отслужила. Как-никак двадцать лет на конвейере – rest in peace». И кивнул на возвышавшийся на подиуме Volvo V90 Cross Country: «Зато теперь есть он. Это, конечно, другой автомобиль, он больше и роскошнее…».

 

ВЗДЫМАЙСЯ ВЫШЕ, НАШ ТЯЖКИЙ МОЛОТ!

«Дредноут», «китовая акула»… – такие определения приходили мне на ум при виде тестового Volvo V90 Cross Country с дизельным двигателем D4 (190 л. с. и 400 Нм). Между тем этот окрашенный в благородный коричневый металлик гигант самый компактный в тройке XC90, S90 и V90 Cross Country, построенных на масштабируемой платформе SPA (Scalable Product Architecture). Со своими 4936 мм длины он на 14 мм короче, чем полноразмерный кроссовер XC90 и на 27 мм, чем седан бизнес-класса S90.

Однако внушительный вид и умеренно агрессивный дизайн с решеткой радиатора «китовый ус», фары а-ля «молот Тора» и 19-дюймовые колеса со сдвоенными спицами обеспечивают Cross Country уважение других участников движения. Даже в столичном транспортном потоке, где пафосного автотранспорта и без того хватает, вас незамедлительно пропустят при перестроении из ряда в ряд и проводят долгим заинтересованным взглядом.

И тут есть на что посмотреть. На фоне своих конкурентов – Audi A6 Allroad, Mercedes-Benz E220 и Subaru Outback – Volvo V90 Cross Country, обладает, пожалуй, самым гармоничным дизайном. О красоте не говорю, на этот счет есть разные мнения, но возвышающийся над дорогой стремительный профиль, размашистая, как у американских фургонов 70-х, корма с фирменными зигзагами задних фонарей, широко расставленные колеса в забранных пластиком арках – все это создает образ эталонного универсала повышенной проходимости.

 

МУМИ-ТРОЛЬ, НА ВЫХОД!

Снаружи он гигант, но с точки зрения внутренних размеров V90 Cross Country не слишком далеко ушел от своего предшественника XC70. Говорю это как владелец «семидесятки» последнего, второго поколения. Простым взглядом не заметишь, но судя по характеристикам, багажник стал даже меньше: 723/1526 л против 944/1580 у моего Volvo XC70.

Кроме того, в «девяностик» так же неудобно садиться – мне с моими 180 см и наметившимся пузом во время теста приходилось привычно клонить голову и скручиваться винтом, чтобы поместиться в низкий дверной проем V90 Cross Country.

Оказавшись на водительском сиденье, поначалу чувствуешь себя, как скрипач в оркестровой яме: постоянно хочется высунуться наружу – оценить, много ли публики в зале. Исполнив левой рукой пиччикато на переключателях настроек водительского сиденья, я смог задать удобные для меня параметры высоты посадки, положения поясничной опоры, длины подушки сиденья и боковой поддержки. Как вскоре выяснилось в ходе знакомства с меню похожего на «айпад» центрального дисплея, сиденья водителя и пассажира легко управляются с экрана. С него же, с вертикально ориентированного экрана, можно запустить обогрев, вентиляцию и даже… массаж передних кресел! Могу с уверенностью сказать: мнущие спину от лопаток до поясницы электронные кулачки – великая вещь, особенно, когда застоялся в пробке или третий час безостановочно катишь по автостраде.

Другой не сразу разрешенной проблемой оказался некий валик, высившийся аккурат поперек подушки водительского сиденья. Из-за него угнездить свой зад было невозможно – ни ближе к спинке, ни к передней кромке сидушки… Лишь путем дополнительных сложных и неочевидных манипуляций с настройками кресла этот валик удалось урезонить. А вот левый локоть так и не нашел привычной для «семидесятки» опоры на выступе двери – левую руку надо либо задирать на широкий дверной подоконник, либо опускать вниз, на полку с кнопками управления окнами и зеркалами.

В доставшемся нам автомобиле был четырехзонный климат-контроль. И порадоваться установленным по собственному вкусу силе и температуре обдува могли соответственно четверо членов экипажа. Хотя в описании V90 Cross Country заявлены три индивидуальных сиденья во втором ряду, усидеть в середине второго ряда сможет разве что самый маленький из сказочных Муми-троллей – третий там явно лишний, да и ноги сидящему в середине будет некуда деть из-за высокого центрального тоннеля. Зато двое сзади разместятся с комфортом: к их услугам, помимо настроек климата, многофункциональный подлокотник, опускающийся из дивана, и розетка на 12 В – заправляй или «заряжай» любой гаджет!

 

КАК НА ЛАДОНИ

Много воды утекло с тех пор, как с легкой руки журналистов каждую новую модель «Вольво» стали называть «айфоном на колесах». В те дремучие времена нежные ростки Wi-Fi и Bluetooth в машине воспринимались многими как предвестники техногенного апокалипсиса. А сколоченный из добротной фанеры сабвуфер в полбагажника был свидетельством развитого музыкального вкуса владельца авто.

Сегодня уже трудно представить себе современный шведский автомобиль без интернета, навигации, систем Apple CarPlay и Android Auto с возможностью доступа через них к приложениям водительского смартфона, а также – о, чудо! – «акустической голографии», воссоздающей в салоне звук, как в концертном зале города Гетеборг. Среди этого торжества технократии CD-проигрыватель на один диск, скромно приютившийся в центральном подлокотнике, кажется милой сердцу архаикой.

Но в доставшемся мне на тест Volvo V90 Cross Country поражает другое, даже не способность премиальной акустики Bowers&Wilkins через свои 19 динамиков во всех нюансах воспроизвести любимые мной заунывные напевы астраханских казаков с флешки, воткнутой в один из USB-входов в том же центральном подлокотнике. Это первый тестовый автомобиль, с которым у меня установились неразрывная связь и доверительные отношения! То есть, закачав, пусть и не с первой попытки, на свой «айфон» программу Volvo on Call, я получил удаленный доступ к истории и сегодняшнему дню конкретного полноприводного универсала.

Например, я смог изучить журнал его поездок за последние сто дней и выяснил, какого числа в апреле у него был наибольший пробег, сколько всего было выездов в тот день, а также их продолжительность и километраж. Бесценные сведения, скажем, для блогера-путешественника или мужа-ревнивца, отдавшего на время семейный универсал своей склонной к приключениям прекрасной половинке!

Неожиданно полезной «фичей» оказались данные о температуре «в окрестностях автомобиля». Сидя дома, можно использовать машину в качестве заоконного градусника – глянул на экран смартфона: ага, на дворе около четырехколесного друга воздух прогрелся еще только до +18°С, ехать загорать рановато… Ну, конечно, температуру за бортом смартфон подскажет и без всякого Volvo on Call, но это будет инфа, почерпнутая из интернета, а вот автомобиль даст вам конкретные «градусы» – в вашем микрорайоне, в вашем дворе…

Надо ли говорить, что с того же телефона можно завести и выключить двигатель, запустить парковочный подогреватель, заблокировать дверные замки… Так что с Volvo on Call машина в прямом смысле слова оказывается у вас как на ладони – на экране мобильника.

Впрочем, иногда в нашем общении с автомобилем возникали моменты взаимного недопонимания. Это случилось, например, когда претендующая на тонкое знание человеческой натуры система Sensus попыталась поговорить со мной, чтобы выяснить, куда я хочу поехать. Почему-то в ответ на мое недвусмысленное требование «Едем на АЗС!» она предложила список ближайших пивных баров.

Поняв свою ошибку, искусственный разум не сдался и вывел на дисплей список мест, которые, по его мнению, подходят «по описанию» в качестве дальнейших точек маршрута, и попросил меня назвать нужный номер из списка. Когда и это не помогло, система Sensus махнула на меня виртуальной рукой – мол, о чем вообще можно говорить с этим биологическим объектом! Тут одно из двух: либо ребятам из «Вольво» стоит поработать над распознаванием человеческих голосов, либо мне сходить к логопеду…

 

ХАРАКТЕР НОРДИЧЕСКИЙ

В том, что Cross Country совсем другой «Вольво», я убедился, просто покрутив его обшитый кожей пухлый руль. Невероятная легкость – пальцем можно рулить! Вот какие чудеса творит электрический усилитель рулевого колеса, да еще и с персональными настройками! В сравнении с этим «баранка» ХС70 тугая, будто спортивная! Странно при этом, что положение рулевой колонки в «девяностом» регулируется вручную, как на моем «древнем» XC70 выпуска 2014 г.

Ну, а роскошь, она в V90 Cross Country повсюду. Перфорированная кожа цвета молочного шоколада, контрастная прострочка сидений, панели из шпона орехового дерева Black Walnut с благородной фактурой, ручка запуска двигателя и барабан переключения четырех режимов движения, выглядящие будто ювелирные изделия – лаконичный и самобытный скандинавский дизайн. Никакой вычурности или «китайщины», даром, что с 2010 года шведский автопроизводитель принадлежит китайской Zhejiang Geely Holding Group.

Если придираться, то разве что оформление динамиков в верхней части дверных панелей можно назвать неоднозначным – чуть более затейливая конструкция, чем хотелось бы видеть среди в целом сдержанного интерьера.

В окружении благородных материалов виртуальная панель приборов и новомодная система управления бортовыми мультимедиа выглядят органично. Как представляется, 12,3-дюймовый дисплей с сенсорным экраном, внедренный «вольвовскими» инженерами в центральную консоль вместо кнопок и кругляшей переключателей, лучшее решение, чем выдвижные или просто торчащие «планшетники» в немецких автомобилях.

Да, если вы никогда не имели дело с гаджетами Apple, вам придется потратить чуть больше времени на освоение интерфейса. Но потом, листая виртуальные страницы на защищенном от бликов глянцевом экране, вы и представить себе не сможете, как обходились без этого удобнейшего устройства.

Правда, не все иконки на экране дисплея мне удалось задействовать. Скажем, выход в интернет с борта автомобиля оказался под вопросом из-за блокировки Роскомнадзором сайтов, поддерживающих целый ряд ранее доступных сервисов. Но это уже совсем другая история!

 

В ПОЛЕ ПОНЕВОЛЕ

Удивительно, как шведским мотористам-ювелирам удалось снять 190 лошадок и 400 ньютонов момента с 1969 «кубиков» миниатюрного дизеля D4. Но как бы то ни было двойной наддув, прямой впрыск и 8-ступенчатый «автомат» Geartronic делают свое дело – тяжелая машина разгоняется уверенно и ровно, переключения передач происходят незаметно. Нужное ускорение задолго до того, как стрелка виртуального тахометра поднимается до двух тысяч оборотов. Расход топлива при этом остается вполне умеренным: в городе – тестовый не дотягивал и до 8,5 литров при заявленных 6,1 л.

Замечу, что при активированной системе «старт-стоп», когда на ходу снимаешь ногу с педали газа, автомобиль это сразу «замечает» и как бы имитирует торможение двигателем, предвосхищая скорую остановку. Если же система отключена, то «девяностый» продолжает резво идти накатом, как набравший скорость бильярдный шар.

В движении Cross Country, конечно, не выстреливает – тут же под капотом всего два литра! С другой стороны, куда спешить обладателю такого авто? Возможно по той же причине тут мягковаты тормоза – хотелось бы поострее.

Из четырех возможных режимов движения – Eco, Comfort, Dynamic и Offroad – наиболее востребованными за время теста оказались комфортный и внедорожный. Eco, понятно, экономичный, но «тошнить» в нем невыносимо даже капитану-улитке, а в Dynamic разве что стремительно подскакивают обороты двигателя и тяжелеет руль… Совсем другое дело Comfort – в этом режиме на первый план выходят главные достоинства «шведа»: великолепно настроенная подвеска с опционной пневматикой на задних колесах и отточенная управляемость. Ну, а в режиме Offroad в экстремальной ситуации электронная рука повелевает газом и тормозами, заставляя их работать по-внедорожному.

Внедорожный режим был задействован, когда мы с фотографом попытались изобразить диагональное вывешивание на живописном подмосковном поле где-то под Сергиевым Посадом. Красивое такое холмистое место манило жизнерадостными одуванчиками и подсохшими колеями, оставленными грузовиками. О том, что тут кругом г…но, то есть, естественные удобрения, мы догадались лишь выйдя из машины, чтобы изучить глубину колеи, в которую хотели заехать…

«Я посреди этого снимать не буду! От смрада потом не отмоешься…» – решительно заявил коллега, и мы, включив режим Offroad, со всеми предосторожностями поползли самым коротким маршрутом к спасительному асфальту – по ухабам и кучам свежего, обсиженного мухами гуано. Не обошлось без элементов триала с преодолением канав и пологих склонов… Благо на спуске все, что должен делать водитель – точно рулить. За остальное отвечает электроника в лице Hill Descent Control. Только однажды из-под днища раздался хруст и шорох осыпающегося грунта – все-таки плоское днище и 210-милиметровый клиренс это великая вещь!

Итак, Volvo V90 Cross Country с двигателем D4 мы сравнили бы… с мастером скандинавской ходьбы. Ведь ходьба с палками на свежем воздухе лишь на первый взгляд напоминает ненапряжный досуг для вышедших в тираж легкоатлетов. На самом деле она предполагает равномерную и, конечно же, безопасную нагрузку на все группы мышц. А при необходимости опытный ходок может здорово ускоряться, взбегать на возвышенности и даже интенсивно двигаться по пересеченной местности. И все это изящно, без надрыва, со скандинавским флером, без этого нашего «через не могу».

Но заплатить за приятные прогулки придется вполне осязаемые наши деньги – цены на Volvo V90 Cross Country (190 л. с. и 400 Нм) стартуют от 3 150 000 руб. Добавьте приятные опции вроде 19-дюймовых легкосплавных дисков (в базе стоят 18-е, а опционально можно выбрать и 21-е), пневмоподвески задних колес, проекционного дисплея на лобовом стекле или системы визуальной помощи при парковке 360 – и ценник с небывалой легкостью взлетит еще на несколько сот тысяч.

А покупать бензиновый «Кросс Кантри» за 2 960 000 руб. только за изысканный дизайн его кузова, что называется, безыдейно. Уж лучше присмотреться к Subaru Outback 2,5 л (175 л. с.), цены на который начинаются с 2 830 000 руб. – пафоса поменьше и нет дизельной версии, зато шире возможности вне асфальта. Ну, а если важен имидж и побегов в пампасы даже в страшном сне не предвидится, то вот вам вариант от 3 904 000 руб.: Mercedes-Benz Е 220d 4Matic (194 л. с.) – легендарная «мерседесовская» основательность, помноженная на функциональность универсала и дизельный силовой агрегат.

Тем, кто еще сомневается, брать или не брать дизельный Volvo V90 Cross Country, дадим аргумент в пользу покупки. По словам гендиректора «Вольво» Хакана Самуэльссона, с будущего 2019 года компания Volvo намерена выпускать автомобили только с электродвигателями или гибридными моторами, отказавшись от производства машин исключительно с двигателями внутреннего сгорания. Так что торопитесь приобрести для своей коллекции авто уникальный «Вольво» с тяговитым дизельком, пусть и таким миниатюрным!

ГОРОД

Нет, V90 Сross Сountry именно что городской автомобиль: недреманный комплекс City Safety, экономящая топливо система «старт-стоп», убедительная разгонная динамика для стартов со светофора, навигация, да и вообще развитые мультимедиа с удобным интерфейсом – с таким набором китовая акула в мегаполисе, как рыба в воде. А четыре звезды даем только из-за почти пятиметровой длины кузова – многовато в тесноте каменных джунглей.

 

ТРАССА

На автостраде он действительно – король! По прямой «швед» катит локомотивом – уверенно и неуклонно, в поворотах пневмоподвеска не дает ему крениться. О наличии стыков в асфальтовом покрытии водитель скорее догадывается, чем ощущает их. Расход на сотню как у малолитражки. Электронный «второй пилот» даст вам расслабиться в умеренных пределах – в пределах полосы движения и дистанции между вами и впередиидущим авто.

 

ГРЕЙДЕР

Городской по природе своей автомобиль, покидая асфальт, он испытывает стресс. Даже с учетом энергоемкой подвески, даже в режиме движения «Комфорт» – водитель Volvo V90 Cross Country поостережется развивать на грейдерной дороге первую космическую скорость. Просто побоится за декор переднего бампера – вдруг машина «клюнет» носом в ямку и оставит в ней кусок пластика. Если же абстрагироваться от этих страхов, то приличная колесная база и большие колеса нивелируют воздействие на ваш вестибулярный аппарат волнообразных неровностей российского грейдера.

 

БЕЗДОРОЖЬЕ

Ну, все же все понимают: полный привод, приличный дорожный просвет и режим Off Road – в случае с Volvo V90 Cross Country это все не про пампасы. Переваливаясь с ухаба на ухаб, вы будете нервно прислушиваться к скрежету в районе днища – не оторвалась ли пластиковая пылезащита, а в грязевой колее этому габаритному и тяжелому автомобилю делать вовсе нечего, сядет в два счета. Звездную «двушечку» вместо «единички» даем только с перспективой установки металлической защиты двигателя и коробки под аккуратные съезды с асфальта к живописному водоему.

 

КОМФОРТ

Если бы не злополучные валики поперек передних сидений, «девяностик» можно было бы назвать эталонным автомобилем в плане комфорта. Но и так до идеала уже рукой подать. Одна функция массажа в передних креслах чего стоит! Что уже говорить про их подогрев и вентиляцию! А управление едва ли не всеми функциями автомобиля через экран встроенного планшета? А звуковая сцена в салоне, списанная с концертного зала в Гетеборге? А, наконец, бесценная роскошь общения с машиной через смартфон при помощи системы Volvo On Call?… Абсолютно заслуженные пять звезд!

 

РЕЗЮМЕ

Не надо упреков в отсутствии логики: дескать, почему Volvo V90 Cross Country получает максимальные пять звезд, когда среднее арифметическое число в данном случае – четыре. Этот «Вольво» создан для города и добротно асфальтированных трасс. И для этих условий он вполне годится. А то, что сити, где вольготно ездить и парковаться большим автомобилям, встретишь скорее по ту сторону Атлантики, так это не его вина. Зато «Кросс» обладает самобытным дизайном и не пытается быть похожим на настоящий внедорожник. А когда вам захочется с комфортом бизнес-класса проехать всю страну «насквозь», например, из Москвы в Сочи по трассе М4 (Дон), то он окажется как нельзя кстати.

 

Volvo V90 Cross Country
Тип кузова, число дверей/мест универсал, 5/5
ДВИГАТЕЛЬ
Тип E-Drive, дизельный, рядный, 4 цилиндра, с двойным наддувом, прямой впрыск
Рабочий объем, см3 1969
Макс. мощность, л. с. при об/мин 190/4250
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 400/1750 – 2500
ТРАНСМИССИЯ
Тип привода полный с многодисковой муфтой BorgWarner
Тип КПП АКПП 8 ступеней, Geartronic
ПОДВЕСКА
Передняя / задняя независимая, двухрычажная / независимая, многорычажная, пневматическая (опция)
ТОРМОЗА
Передние / задние дисковые, вентилируемые / дисковые, вентилируемые
МАССА
Снаряженная / полная масса, кг 1826/2420
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Длина/ширина/высота, мм 4936/1879/1543
Колея передняя/задняя, мм 1652/1643
Дорожный просвет, мм 210
Колесная база, мм 2941
Угол въезда/рампы/съезда, градусы 18,9/17,7/20,7
Размер шин 235/55 R18
Объем багажника, л 560/1526
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Разгон 0–100 км/ч, сек. 8,8
Максимальная скорость, км/ч 210
РАСХОД ТОПЛИВА
Городской цикл, л/100 км 8,5
Смешанный цикл, л/100 км 5,3
Топливный бак, л 60

 

 

ЯН ХАЙЦЕЭР, вице-президент Национального автомобильного союза, управляющий партнер ГК «АРБ-Россия» и «Бриткар»:

«Посадка низкая, но я быстро нашел и настроил комфортное для себя положение водительского сиденья. В целом интерьеру ставлю пять баллов! Он самобытный, не такой традиционалистский, как у «Мерседеса».

Все выглядит лаконично и главное – дорого. Коричневая обивка салона – мой любимый цвет. Одного взгляда на воздуховоды, прикосновения достаточно, чтобы понять – не крохоборами сделано. Нет ощущения куска пластмассы – это цельный кусок железа. Оно холодит.

Понравились кнопки на дверях. Я сделал бы их чуть-чуть покрупнее. Они мелковаты и выбиваются из дизайна: автомобиль массивный, а кнопочки мелковаты. Но тактильно они приятные.

Сначала я подумал, что проекционный дисплей на лобовом стекле это прикольно, потом он стал меня раздражать – с непривычки отвлекаюсь на него. Может быть стоило бы убавить хрома, особенно в оформлении динамиков на дверях… Но в общем и целом с интерьером все в порядке!

Подвеска у V90 Cross Country лучше, чем была на ХС70. Чувствуется, что здесь сзади «пневма» – прежняя «Вольво» раскачивалась заметнее. Да, и сейчас присутствует приятная валкость, но без потери управляемости! В поворот V90 Cross Country входит абсолютно нормально! Могу сказать, что поведение V90 Cross Country мне нравится больше, чем, например, BMW X3 с шинами RunFlat, на которой я сейчас езжу. Здесь же на 19-дюймовых колесах установлены шины с 50-м профилем. Но и на таком, относительно небольшом профиле, ездить комфортно. При активном рулении, при резких поворотах меня не тащит в сторону. Практически не чувствуется центробежная сила. Это говорит об удачной комбинации управляемости, шин правильной размерности и того, как отрабатывает подвеска.

У «Вольво» очень европейская подвеска, она комфортнее, чем у некоторых немецких автомобилей. С такими настройками можно без проблем ездить по брусчатке в центре Риги или Кельна. На скорости перескочили через лежачих полицейских – машина не сотрясалась. Не было ни угловых жестких ударов, ни переднего удара, ни заднего подскока – подвеска отработала. Тут свою роль, конечно, сыграла пневматика.

Не надо лезть на Cross Country на бездорожье! Он для этого не предназначен. Перед нами нормальный городской проходимец. В то же время он может какие-то препятствия, что называется, оставлять под собой: влезть на невысокий бордюр или проехать по неглубокому снегу. Да, днище у машины ровненькое и прикрыто местами пластмассой. Однако эта защита лишь от грязи и пыли, а не от ударов. Вот защита элементов задней пневмоподвески – интересное решение, даже забавное. Но удар, если и произойдет, то не в районе задней оси – тут колеса, а где-то посерединке днища – самого уязвимого места длинной машины.

Основная внедорожная особенность этой модели – полный привод, который можно реализовать на скользком, корявом покрытии. По грунтовке любая машина проедет, но эта – увереннее. Вот для этого создан V90 Cross Country, и я считаю, что на пять баллов».

 

Автор благодарит ГК «АРБ-Россия» и «Бриткар» и лично Яна Хайцеэра за помощь в подготовке этого материала.