НОВОЕ В ПОДДЕЛКЕ АНТИФРИЗОВ И ТОСОЛОВ

Рынок охлаждающих жидкостей в России составляет более 230 миллионов литров в год, что в денежном эквиваленте превышает 25 млрд рублей. Заманчивое поле для контрафакта. В зависимости от покупательной способности автолюбителей, количество подделок то увеличивалось в трудные годы, то уменьшалось в благополучные.

В последние годы появилась новая и весьма опасная тенденция – разбавление тосолов и антифризов метанолом. Метанол в несколько раз дешевле основного сырья для охлаждающих жидкостей, частичная замена позволяет существенно снизить себестоимость продукции при первоначальном соблюдении температуры застывания – единственного параметра, который в определенных пределах может самостоятельно проверить покупатель.

Данный вид подделки получил распространение еще и потому, что полученный суррогат не противоречит требованиям технического регламента Таможенного союза №030/2012, поскольку еще не вступили в силу поправки, которые могли бы поставить преграду метанолу.

Под действием двух факторов – желания заработать любой ценой и пробелов в нормативной документации – прилавки автомагазинов заполняют составы, приносящие вред и здоровью автовладельцев, и их машинам.

Воздействие метанола на человека неоднократно описывалось в статьях о стеклоомывателях, поэтому подробнее остановимся на последствиях применения содержащих метанол тосолов и антифризов для автомобиля.

При добавлении 8-10% метанола, температура кипения охлаждающей жидкости падает до 89-92°С вместо положенных 108°С. Вентилятор системы охлаждения двигателя начинает работать при температуре жидкости 92-98°С. Шанс, что жидкость в системе закипит, крайне велик, причем это может произойти даже до того, как включиться вентилятор. Кипящая жидкость не может нормально охлаждать двигатель, он неизбежно перегреется.

Самые скромные последствия «закипания» – ожидание эвакуатора и последующая замена антифриза, что обойдется автовладельцу в несколько тысяч рублей. Но может и не повезти: двигатель заклинит и потребуется его капитальный ремонт, стоимость которого выразится скорее всего в шестизначной сумме.

Со временем, правда, метанол из системы охлаждения испаряется, температура кипения увеличивается, риск закипеть уменьшается, но возникает другая проблема – изменяется температура замерзания с -37°С примерно до -20°С, появляется риск заморозить систему.

Кроме перечисленных проблем при применении подобных составов усиливается коррозия, раньше времени разрушается помпа, может потечь радиатор.

К сожалению, последствия применения суррогатов наступают не сразу, а спустя некоторое время, поэтому автовладелец редко связывает случившуюся поломку с покупкой несколько месяцев назад контрафактного тосола или антифриза.

Чтобы снизить риск, следует придерживаться следующих рекомендаций:

– не стремиться купить самое дешевое. Выбирая дешевую охлаждающую жидкость, покупатель получает только одно преимущество – низкую цену, и… целое море дорогостоящих и ненужных проблем через несколько месяцев;

– выбирать продукцию проверенных производителей, отечественные бренды в этой категории не подделывают, если куплена оригинальная канистра, можно быть уверенным в подлинности продукта.

В июне 2017 года эксперты Национального автомобильного союза закупили автомобильные охлаждающие жидкости 26 наименований, которые были направлены для выявления метанола в аккредитованную химико-аналитическую лабораторию ОАО ИЦ «НИИК». Закупка производилась в различных торговых предприятиях, в том числе, в розничных сетях «Ашан», «Окей» и «Магнит». По результатам исследований метанол был выявлен в девяти видах жидкостей производства ООО «Нова-нефтехим», ООО ПКФ «ПРОМПЭК», ООО «Тектрон», ООО «Стрэкстэн», ООО «Промсинтез», АО «Делфин Индастри», ООО НПО «Органик-Прогресс». Наличие метанола в составе жидкости указано не было.

В январе 2018 года Национальный автомобильный союз закупил автомобильные охлаждающие жидкости восьми образцов пяти наименований, которые были направлены для выявления метанола в аккредитованную химико-аналитическую лабораторию РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. Закупка производилась в различных торговых предприятиях, в том числе, в таких розничных сетях как «АШАН». Исследования позволили выявить метанол в девяти видах жидкостей производства ООО «Тэктрон», ООО «Стрекстэн», АО «Делфин Индастри». Следует отметить, что наличие метанола в составе жидкости указано не было.

Охлаждающая жидкость Pilots Antifreeze G12 Red Line, незамерзающая охлаждающая жидкость Pilots Antifreeze Green line, незамерзающая охлаждающая жидкость марки тосол А40 Аляsка, охлаждающая жидкость ТОСОЛ ОЖ-40 «Дзержинский», охлаждающая жидкость Antifreeze «Чукотsкий» содержат в себе метанол.

В интернете получают распространение видео, которые демонстрируют горение антифризов, содержащих метанол. Это марки антифризов:

Такие  антифризы не способны эффективно охлаждать двигатель автомобиля. Кипение создает в системе охлаждения воздушную пробку, которая приводит к целому ряду проблем: сбою в работе двигателя, термостата, некорректным показаниям датчиков, слабому обогреву салона. Кроме того, наличие метанола ускоряет образование коррозии радиатора.

Несмотря на запрет использования метанола при производстве охлаждающих жидкостей такие продукты по-прежнему широко представлены в продаже. Таким образом, содержащейся в автомобильных охлаждающих жидкостях ядовитое вещество метанол находится в свободном доступе. Стоит отметить, что в декабре 2016 года в Иркутской области произошли массовые отравления концентратом «Боярышник», унесшие жизни 76 человек. Результаты анализа жидкости, ставшей причиной трагедии, показали наличие в ее составе метанолсодержащего антифриза.

По оценкам Национального автомобильного союза, при общем объеме рынка охлаждающих жидкостей в 380-400 тысяч тонн в год, объем метанолсодержащей продукции может достигать 100 тысяч тонн, или 14 млрд рублей в денежном выражении.

В связи с данной проблемой Союз уже обратился к Председателю Правительства Дмитрию Медведеву. Правительство поддержало обращение и готовит поправки в законодательство.

Национальный автомобильный союз