«ЗОЛОТО КАГАНА» НАЙДЕНО В АСТРАХАНИ

 

Астраханские этапы чемпионата и Кубка России по ралли-рейдам и кросс-кантри ралли собрали внушительное количество участников из 33 городов нашей страны – 42 экипажа были заявлены в автомобильные зачеты, а 14 райдеров выступали в категориях мото и квадро. Правда, к моменту старта претендентов на «Золото Кагана 2018» поубавилось – допуск к соревнованию получили только 39 экипажей автомобилей!
МИНУС ДЕСЯТЬ

Астрахань в очередной раз подтвердила свою репутацию – 613 километров маршрута по Наримановскому району выбили из борьбы еще десять экипажей! Из-за проявившихся уже на старте Пролога технических проблем гонку не смог продолжить Иван Маликов, выступающий на Yamaha YXZ 1000 Turbo категории Т3. Во второй гоночный день, также на старте спецучастка, выявилась проблема с редуктором багги Эдуарда Мымрина, в итоге экипаж был вынужден оформить досрочный финиш с получением штрафного времени.

Однако на следующий день Мымрин снова отправился покорять строптивую трассу. Спортсмены белгородского АСК «Вираж» Алексей Черкесов на Nissan NP-300 Pick-Up и Павел Ушаков на Porsche Cayenne S столкнулись с техническими трудностями в последний день гонки. В команде GAZ Raid Sport (включая ее китайское отделение BFCEC Sport) из восьми выставленных машин до финиша добрались только три ГАЗ Садко и один построенный прямо перед гонкой «Соболь 4х4», который пилотировал Александр Русанов. Пилоты боевых «газелей», пришедшие из классического ралли, не ездили до этого по песку, поэтому для них астраханская гонка стала большим испытанием и серьезнейшей тренировкой, им не хватало опыта пилотирования в сложных песчаных условиях, да и длинные спецучастки по бездорожью раллийным пилотам давались с трудом.

 

САМЫЙ СУПЕР

В классе Т1, он же Super Production, шла борьба за первые места между командами Suprotec Racing, ATT-Racing, MSK Rally Team и экипажем казахстанской команды Mobilex Racing Team. Борис Гадасин из Suprotec Racing стал практически недосягаемым для соперников, и с каждым спецучастком только увеличивал разрыв – к итогу гонки он составлял более 50 минут! Лидер MSK Rally Team Денис Кротов смог подняться с пятой позиции на второе место, оттеснив пилотов АТТ-Racing Андрея Сушенцова и Александра Щанова на третье место по итогам соревнований.

 

ПОЧТИ СЕРИЙНЫЕ

В зачете серийных автомобилей Т2 Богдан Вавренюк стабильно удерживал лидерство, легко обойдя земляков из подмосковной Коломны и соперников из Ульяновска. Он занял первую ступеньку подиума, оставив экипажи Леонида Петрова на Toyota Prado и Александра Грачева на УАЗ на втором и третьем местах соответственно. Одна из новинок пелетона, «метановая» «Нива» Александра Орлова показала после второго спецучастка четвертый результат, однако на следующем СУ вынуждена была сойти из-за технических проблем.

 

СПОРТИВНЫЙ РЕЙД

В классе Рейд-спорт боролись опыт и везение. Сначала два построенных на базе Toyota LC 80 прототипа АСК «Вираж» – Максима Кирпилева и Алексея Богодистова – умело атаковали пески и во второй день заняли два первых места, оттеснив новичков «Золота Кагана», экипаж Дмитрия Воронова, на третье. Но Воронов доказал, что даже дебютантам песков под силу справится с астраханскими дюнами, и на следующий день первенствовал в зачете. По итогам соревнований места в Рейд-спорт распределились так: первое место закрепилось за Максимом Кирпилевым, второе – за «Нивой» Воронова, а на третьем финишировал экипаж Алексея Богодистова.

 

САЙД-БАЙ-САЙДЫ И КОМАНДЫ

В классе Т3 чемпионата России лучшее время показала питерская гонщица Мария Опарина, ее соперники Азат Минниханов и Игорь Хмельницкий заняли второе и третье место по итогам гонки.

Командный зачет чемпионата России по ралли-рейдам не преподнес сюрпризов. На первое место поднялась Suprotec Racing, на втором – АСК «Вираж», а третье досталось «красным драконам» BFCEC Sport.

В Кубке России по ралли-рейдам среди турбированных вездеходов триумфатором гонки стал Алексей Бердинских, выступавший с опытным штурманом Кириллом Шубиным. Накопившаяся за время отсутствия в гонках энергия Алексея – в силу своего статуса организатора открытой внедорожной квадросерии он не может в ней выступать, да и на остальные соревнования времени у Бердинских не хватает – нашла, наконец, выход: он был неудержим! Экипажи Сергея Евстратова и Игоря Ганика расположились на второй и третьей строчках итогового протокола.

 

КВАДРО И МОТО

В рядах участников мотокатегорий все было более спокойно, чем у автомобилистов, и без потерь! Мотогонщики и квадроциклисты все три дня замыкали старт – им приходилось преодолевать трассу после автомобильного зачета. Это не помешало Михаилу Лапшину, несмотря на падение на втором спецучастке, оставить далеко позади соперников и занять первое место. На втором – Иван Ли с отставанием более часа, а на третьем – дебютант покорения песков астраханской гонки на мотоцикле, но опытный ралли-рейдовый пилот Евгений Батаев.

 

СИНИЙ, ЧЕРНЫЙ, СИНИЙ

Грузовой зачет «Золота Кагана» отнюдь не был тренировкой и тестами «КАМАЗ-мастера» – побороться за призовые места с «Синей Армадой» в Астрахань приехали спортсмены из «МАЗ-СПОРТавто». Напомним, лидер белорусской команды Сергей Вязович в этом году завоевал серебро грузового зачета «Дакара»!

Наибольшие опасения у болельщиков команды из Набережных Челнов вызывало состояние здоровья вернувшегося в строй после полученной травмы позвоночника Андрея Каргинова. Напрасно – Андрей не просто хорошо перенес убойное астраханское бездорожье, но и выиграл гонку! Черный капотник Николаева также уверенно прошел пески, а главное – связывающую их тряскую дистанцию, и только пробитая топливная трубка не позволила экипажу бороться за победу – второе место. А замкнул тройку экипаж Дмитрия Сотникова. Спортсмены «МАЗ-СПОРТавто» завершили гонку на четвертой и пятой позиции итоговой ведомости, GAZ Raid Sport отстал от «Синей Армады» почти на пять часов, в активе нижегородцев шестое, седьмое и восьмое место своего зачета.

 

КАПОТНИК И ГАЗОДИЗЕЛЬ

Поддержанный «Газпромом» и банком ВТБ, «КАМАЗ-мастер» построил новый газодизельный спортивный грузовик с 16-литровым двигателем Liebherr. Ранее экипаж Сергея Куприянова гонялся на машине с тутаевским 18-литровый дизелем.

Еще один челнинский грузовик привлекал повышенное внимание специалистов и автоспортивной публики: Эдуард Николаев управлял уже знакомым фанатам «Синей армады» грузовиком капотной компоновки. Правда, сейчас это практически новый грузовик. Усовершенствованиям в нем подверглись многие узлы и агрегаты, начиная с ходовой части и заканчивая тем, что теперь здесь вместо гоночного двигателя чешской команды Buggyra (к внутренностям которого, по условиям контракта, механики и инженеры челнинской команды не имели доступа, что и являлось тормозом проекта) установлен новый шестицилиндровый рядный мотор собственной доработки. Такой же двигатель на машине Дмитрия Сотникова уже прошел испытания «Шелковым путем – 2017» и «Дакаром-2018», и станет основным силовым агрегатом команды.

 

ЛИМУЗИН ДЛЯ ГУБЕРНАТОРА

Короткий 8-километровый Пролог, трасса которого традиционно была проложена по берегу Волги, был ориентирован на зрителей. Собравшиеся в зрительской зоне болельщики тепло приветствовали губернатора Астраханской области Александра Жилкина, ставшего на время Пролога участником экипажа Антона Шибалова. Такая замена в кабине была оценена спортивными комиссарами в час штрафного времени (регламент – есть регламент), но руководство команды «КАМАЗ-мастер» и организаторы гонки пошли на это осознанно – в знак благодарности за гостеприимство астраханцев и за поддержку автоспорта в области.

А в субботу место за рулем газодизельного «КАМАЗа» вместо Антона Шибалова занял Сергей Куприянов, прилетевший накануне и включившийся с сегодняшнего этапа «Золота Кагана» в астраханскую программу «КАМАЗ-мастера». Эта рокировка была запланирована руководством команды изначально. По регламенту соревнований 304-й экипаж из-за замены пилота уже не мог бороться за результаты в ралли «Золото Кагана», но тренировка в режиме гонки имела большое значение (пилоту ассистировали штурман Александр Куприянов и механик Дмитрий Свистунов). Именно на этом новом газодизельном «КАМАЗе» экипаж Сергея Куприянова собирается принять участие в трансконтинентальном ралли-марафоне «Шелковый путь-2018», до старта которого остается всего три месяца.

 

ТОП-10 ГОНКИ

Интересно оценить не только результаты в классах, но и абсолютную скорость гонки за «Золотом Кагана». В общей квалификации десятку наиболее быстрых пилотов открыл Борис Гадасин на прототипе BARS, за ним расположились три экипажа «КАМАЗ-мастера». Пятое и седьмое места достались белорусской грузовой команде, пропустившей на шестое российско-украинский экипаж Дениса Кротова и Дмитрия Цыро. На восьмой позиции общего протокола гонку закончил Nissan коллектива АТТ-racing под управлением Андрея Сушенцова, а на девятом – Maverick X3 Алексея Бердинских, выступающего в классе Т3 Turbo. Замкнул десятку еще один BARS команды Suprotec Racing пилотируемый Андреем Рудским.

Андрей Каргинов, победитель Грузового зачета: «Из-за травмы, полученной год назад, мне пришлось пропустить «Шелковый путь» и «Дакар» – ключевые гонки ралли-рейдового сезона. Психологически это очень непросто. Я мог наблюдать за ними только по телевизору. Поэтому, наверное, понятно мое огромное желание поскорее выйти на старт.  Для меня лично эти соревнования имели большое значение. Я рад, что все получилось».

Сергей Куприянов, пилот газодизельного «КАМАЗа»: «Новая машина оставила исключительно положительные впечатления. Хороший и надежный автомобиль. Использование смеси дизельного топлива и газа дает отличную разгонную динамику. Это особенно важно при движении в песках, где при выборе траектории движения в дюнах после замедлений необходимо быстро набирать скорость».

Борис Гадасин, победитель Абсолютного зачета гонки: «Астрахань славится сложными разноплановыми дорожками, и организаторы молодцы, потому как включили в маршрут гонки и пески, и жесткие дороги с множеством ям, были и скоростные участки. К сожалению, песок был достаточно неприятен в преодолении, он мокрый и жесткий и даже небольшие дюны были сложными. Навигация была не самая простая. У нас традиция: на первых десяти километрах мы всегда «блудим», но мы быстро находим верный курс и дальше все идет отлично. Машина вела себя великолепно. В этом году изменились международные требования к автомобилям класса Т1 и появились разрешения на увеличенные хода подвески спереди и сзади на 3 см. С новыми настройками машина стала более комфортнее и позволяет ехать намного быстрее. Мы не пытались сильно форсировать, ехали в марафонском режиме в свое удовольствие!»

РЕЗУЛЬТАТЫ «ЗОЛОТО КАГАНА 2018»:

 

ВТОРОЙ ЭТАП ЧЕМПИОНАТА РОССИИ ПО РАЛЛИ-РЕЙДАМ
МЕСТО ЭКИПАЖ ГОРОД

 

ТЕХНИКА
Абсолютный зачет 
1 Борис Гадасин /Дмитрий Павлов Санкт-Петербург/Москва G-Force BARS
2 Денис Кротов /Дмитрий Цыро Москва BMW X3
3 Андрей Сушенцов / Александр Щанов Москва Nissan NP-300 Pick-Up
Зачет Т2 
1 Богдан Вавренюк / Руслан Мосолов Коломна УАЗ 23602 CARGO
2 Леонид Петров / Антон Плетенев Москва/Коломна Toyota Prado
3 Александр Грачев / Сергей Переверзев Ульяновск УАЗ 31622
Зачет Т3 
1 Мария Опарина / Таисия Штанева Санкт-Петербург/Владимир Can-Am Maverick Х3
2 Азат Минниханов / Ильназ Гиззатуллин Казань Polaris RZR XP1000
3 Игорь Хмельницкий / Дмитрий Кожухов Москва Yamaha YXZ 1000 R
Зачет Рейд-спорт 
1 Максим Кирпилев / Олег Тюпенкин Белгород/Москва Toyota LC 80
2 Дмитрий Воронов/ Александр Андреев Санкт-Петербург ВАЗ НИВА Супротек
3 Алексей Богодистов / Владимир Черноситов Геленджик/Новороссийск Toyota LC 80

 

 

ВТОРОЙ ЭТАП КУБКА РОССИИ ПО РАЛЛИ-РЕЙДАМ
МЕСТО ЭКИПАЖ ГОРОД

 

ТЕХНИКА
Зачет Т3 Turbo 
1 Алексей Бердинских / Кирилл Шубин Останкино / Долгопрудный Can-Am Maverick Х3
2 Сергей Евстратов / Евгений Боаги Екатеринбург/Первоуральск Can-Am Maverick Х3
3 Игорь Ганик /Олег Уперенко Набережные Челны/Латвия Can-Am Maverick Х3
Зачет Т4 
1 Андрей Каргинов/Андрей Мокеев/Игорь Леонов Набережные Челны КАМАЗ 4326
2 Эдуард Николаев/Евгений Яковлев/Владимир Рыбаков Набережные Челны КАМАЗ 43509
3 Дмитрий Сотников/Дмитрий Никитин/Ильнур Мустафин Набережные Челны КАМАЗ 4326

 

 

ЧЕМПИОНАТ ПО КРОСС-КАНТРИ РАЛЛИ
МЕСТО ЭКИПАЖ ГОРОД

 

Класс 450 
1 Михаил Лапшин Москва
2 Иван Ли Санкт-Петербург
3 Евгений Батаев Коломна
 КУБОК МФР

 Open 

1 Роман Карымов Москва
2 Александр Торопчин Воронеж
3 Максим Никулов Москва
Эндуро-квадроциклы 
1 Сергей Храмушин Москва
2 Владимир Макеев Пенза
3 Михаил Маркин Москва