В ЕВРОПУ ЗА ОФФ-РОУДОМ

Странная мысль – русскому человеку искать бездорожье в Европе, не правда ли?  Определенные сомнения в здравости такой идеи перед поездкой на Breslau Poland Rally 2018 были и у нас, но любопытство разбирало!

ТЕКСТ и ФОТО: МИХАИЛ ЛАСТОЧКИН
Желание увидеть своими глазами чем живет европейский офф-роуд и побывать на одной из самых популярных тамошних гонок смешанного ралли-трофи формата пересилило снобизм избалованных различными российскими соревнованиями журналистов. Сразу скажу – было очень интересно и необычно!

Автомобили обоих классов Breslau Rally – Cross Country и Extreme – похожи,
даже на машинах более скоростной дисциплины может быть установлена лебедка

Breslau? Wroclaw!

Так нам прямо с порога – госграницы Польши и Беларуси – и заявили польские таможенники! Немецкое название польского города Вроцлав отсылает к почти четвертьвековой истории ралли (старт первого издания гонки образца 1995 года был проведен в Мюнхене, а затем маршрут рейда пришел к более привычному для нашего уха «Берлин – Бреслау» и «Дрезден – Бреслау»), а также призвано подчеркнуть международный статус соревнования, собирающего участников из 20 стран мира. Официальными языками  Breslau Rally являются английский, немецкий и польский, что несколько ограничивает возможности коммуникации для довольно многочисленной французской диаспоры гонки, большая часть которой традиционно не владеет иностранными языками даже на базовом уровне.

Никаких условностей: под пристальным взглядом инструктора литовские мотоциклисты
«оживляли» специальные манекены под палящим солнцем больше 10 минут!

Два в одном

Breslau Poland Rally в этом году объединило под своими флагами сразу две гонки – большой восьмидневный рейд (именуемый организаторами Марафон) и проходящий в формате трехдневной бахи этап чемпионата Германии по внедорожным видам автоспорта, названный  Breslau 500. Причем любой экипаж имел возможность «заявиться» в оба соревнования – спецучастки второго и третьего дня бахи совпадали с первыми этапами Марафона. Так литовский мотоциклист Арунас Нециунас выиграл Breslau 500, однако уступил своему земляку Айдасу Бубинасу третье место по итогам рейда Breslau Rally. Разумеется, зачетные категории и техтребования обоих гонок полностью совпадают.

Целебная грязь: соучредитель одного из спонсоров гонки – компании Euro4x4Parts –
Франсуаза Холлендер в любимой стихии

Призы разыгрываются в двух классах: Cross Country и Extreme, каждый из которых разбит на несколько категорий: Эндуро, ATV, SSV, легковые автомобили (разделенные на подкатегории Limited – аналог международного зачета Production, «модели массового производства, предназначенные для распространения покупателям по обычным коммерческим каналам производителя», и Open – машины, построенные специально для соревнований), а также легкие – массой от 3,5 до 7,5 тонн – и тяжелые грузовики.

Подобное изобилие возможностей посоревноваться приводит к тому, что Breslau Rally традиционно собирает изрядное количество участников – в этом году в стартовые протоколы попало 138 единиц техники!

Самый популярный грузовик Breslau Rally – MAN KAT. В гонки принимали участие
экипажи сразу семи таких «ЭмЭйЭн», причем в обоих классах – «быстром» и экстремальном

Ралли и трофи?

С зачетом Cross Country все более-менее понятно – в России эта дисциплина называется ралли-рейды. Правда некоторые пункты техтребований Breslau Rally, в том числе важные – положения о наличии каркаса или 4-точечных ремней – содержит опредение highly recomended, то есть штраф за отсутствие этих устройств не предусмотрен? Объективности ради заметим, что экипажей, пренебрегающих нормами безопасности, нам не попадалось. Из самых необычных для российских болельщиков автомобилей можно выделить бешеный желтый «бусик» Volkswagen, а из наиболее привычных – боевой КамАЗ 4911, купленный несколько лет назад у «Синей армады» немецким экипажем.

Штурман, он же лоцман: «Брод не очень сложный, если знать фарватер!»

А вот класс Extreme не вполне соответствует нашим трофи-рейдам. Основную часть времени нахождения на дистанции «экстремальные» экипажи на максимальных скоростях носятся по ралли-рейдовым трассам используя исключительно указания роуд-бука, и лишь несколько раз за спецучасток преодолевая локальные, но довольно сложные, требующие использования лебедки, внедорожные препятствия: глубокие броды, колеи, элементы рельефа и даже болото! Никакого ориентирования по GPS, фотографирования точек и бесконечной грязи. В общем: ралли с отдельными элементами трофи.

Джим Марсден не только владеет фабрикой Gigglepin, но и «дружит» с «болгаркой»!

Военные и гражданские

Где же организаторы находят трассы для офф-роуда на землях чистенькой и благообразной старушки Европы? Как ни странно, частично маршруты нескольких этапов рейда проходили по польским лесам, в основном – в районах заготовок древесины. Однако львиная доля спецучастков гонки «арендована» у военных, в частности, на полигонах Дравско-Поморске и Чарне. Трасса петляет по полигонам, максимально задействуя их площади. Внедорожные препятствия здесь имеют имена собственные: «Лебединое озеро», Granatenbaum (не в смысле дерева, на ветвях которого зреют сочные гранаты, а в смысле дерева, к стволу которого когда-то была привязана растяжка с боевой гранатой), «Песчаный мостик», «Лужа» и особенно приятный для нас Ladoga Swamp – Болото трофи-рейда «Ладога».

Михал Гинтер в болоте с ласкающим слух российского джипера названием Ladoga Swamp

Старт дан!

В классе Cross Country гонка проходила как и на любом другом хорошо организованном ралли-рейде: онлайн мониторинг каждого участника штабом; благообразные седые «старцы»-хронометристы на старте и финише (глядя на которых думаешь, что любая ошибка с их стороны просто исключена!); перекрытие большинства примыкающих к трассе дорожек; стоящие на ключевых точкам маршрута подготовленные как для участия в гонке медицинские автомобили, способные в кратчайший срок прибыть на место аварии и другие атрибуты серьезной гонки. Серьезных происшествий на Breslau Rally 2018, насколько нам известно, не было, за исключением падения одного из мотоциклистов, оперативно отправленного с трассы полигона в госпиталь в Дравско.

Категория ATV в общей сложности собрала 15 квадроциклистов: семеро выступали
в бахе Breslau 500, еще 8 райдеров стартовали в зачете Марафона

В теплой, дружественной атмосфере..

Еще одной особенностью гонки экстремального класса является не просто лояльное, а скорее даже заботливое отношение стоящих на офф-роудных препятствиях судей к участникам. В качестве якоря для троса лебедки организаторы польской гонки используют тяжелые грузовики-эвакуаторы: где-то по-другому нельзя – естественных опор просто нет, где-то искусственная точка исключает возможность случайно повредить живое дерево. Отличное решение! Так вот, если экипажу не хватает длины троса, судьи запросто могут ссудить его удлинителем или пододвинуть поближе тягач. И никто не пишет на это протестов – гонка вообще очаровывает дружеской атмосферой. Чего также не встретишь в российском чемпионате!

Новый штурман Джима Марсдена португалец Хелдер Да Роча не подвел –
экипаж победил в классе Extreme

Стремительная эвакуация

Прекрасно налажена на Breslau Rally и работа службы эвакуации – утонувшую или сломавшуюся машину убирают с трассы при первой же возможности. То тут, то там по асфальту полигона проносятся ярко желтые грузовики с мигалками и закрепленными на платформах боевыми автомобилями. И большинство из сошедших с дистанции в этот день экипажей оказываются в лагере и начинают ремонт техники раньше, чем их прошедшие всю дистанцию и получившие отметку о финише более удачливые коллеги!

На трассах класса Extreme помимо бродов, грязи и болот встречается довольно сложный
рельеф, требующий использования лебедки, а чаще всего и блока

Окно в Европу

Гонка нам очень понравилась. Пожалуй, многовато было повторов, езды по одним и тем же трассам и препятствиям Дравского полигона. По нашим ощущениям, на пару дней рейд можно было бы сократить… Но! По-другому создать условия для максимально жесткой марафонской проверки людей и техники на выносливость в центре Европы просто не получится.

Экипажу пилотессы Мажены Качмарек совсем немного не хватило
до третьего места в классе Extreme

Все прошло классно! В активе Breslau Rally великолепная дружеская атмосфера, возможность общения, обмена опытом с фанатами офф-роуда из других стран и знакомство с тенденциями специфического (по нашим меркам) европейского внедорожного автомобилестроения. Прекрасный шанс высказать в лицо улыбчивому и общительному Марсдену все, что вы думаете о его Гигглпине, а вечером за крафтовым пивом поздравить  литовских мотоциклистов, впервые участвовавших в гонках по роуд-буку и сразу же попавших «в призы». Почувствовать, что собравшиеся здесь люди не нуждаются в победе любой ценой и корову здесь не проигрывают. Порадоваться отличной организации, уютным лагерям, налаженному быту и вкусной еде.

Атмосфера на церемонии награждения была дружеской и теплой.
Впрочем, как и во время всей гонки!

Полную версию статьи читайте на страницах очередного номера нашего журнала