ВЫЖИТЬ НА ШЕЛКОВОМ ПУТИ

Отправляясь на самый сложный российский ралли-рейд «Шелковый путь», я совершенно не представлял, с какими трудностями придется столкнуться, ведь на эту гонку я поехал впервые. Лишь в одном был уверен точно – Toyota Fortuner, выделенная мне в качестве пресс-кара, не подведет. Так оно и случилось, а вот сам я чуть не «сдулся».

Текст: Григорий Алешин Фото: автор, Артем Ачкасов и Андрей Кирнов

Вообще-то у нас в журнале работает опытнейший спортивный обозреватель Михаил Ласточкин, за его плечами не один «Шелковый путь», несколько «Дакаров» и бессчетное количество других соревнований. Гонки – его жизнь и работа, но мне всегда хотелось самому взглянуть на большой ралли-рейд изнутри. Когда российское представительство Toyota – официальный партнер ралли-рейда, предложило мне испытать бензиновый Toyota Fortuner с автоматической коробкой передач прямо на «ШП», я согласился не раздумывая.

ЗЕЛЕНЫЙ И ЖЕЛТЫЙ

Серебристый «Форчунер» встретил меня в аэропорту Астрахани. За окном жара – около сорока градусов на солнце, я побыстрее нырнул в кондиционированную прохладу салона и упал на переднее сиденье, подумав – хорошо, что обивка тканевая, а не кожаная, утром не «поджаришься», садясь в машину. Какое там «поджаришься»! Не успела отгреметь церемония торжественного старта, как поступили первые вводные: подъем в пять утра.

Чтобы попасть на лучшую фототочку первого этапа – знаменитый бархан «Большой брат», нужно выехать минимум за полтора часа до открытия спецучастка и пересечь гоночный канал до того, как стартуют спортсмены. Иначе снесут, а в лучшем случае налетишь на огромный штраф от организаторов. На «Шелковом пути» все «под колпаком» – и спортсмены, и журналисты. В каждой машине, допущенной на соревнование, стоит желтенький приборчик под названием «Трипи» – это и навигатор, и доносчик: каждый вечер с него снимают показания – превысил скоростной лимит (для медийщиков – 110 км/ч) – готовься к разборкам. К тому же пресскары делятся на две категории: подготовленные пикапы Toyota Hilux с силовым каркасом, спортивными сиденьями с пятиточечными ремнями безопасности и усиленной подвеской отмечены зелеными номерами – им можно появляться в канале гонки; а у меня – стандартный Toyota Fortuner без всякой подготовки, даже резина штатная, поэтому мой номер «Media 11» – желтого цвета, значит, в канал соваться запрещено.

МАЛЕНЬКИЙ «БОЛЬШОЙ БРАТ»

На точку прибыли загодя. Я заехал на самую вершину «Большого брата», который за последние несколько лет уменьшился чуть ли не вдвое, но все равно производит впечатление, а главное – машины прессы видны спортсменам издалека.

Первым пронесся фаворит гонки Нассер Аль-Аттия на своей боевой Toyota Hilux, я едва успел вскинуть камеру, зато остальных ждали долго, лишь через полчаса на горизонте появились багги. Они набили колею, по которой затем пошли почти все участники – грандиозные КамАЗы и МАЗы, юркие «кибитки» – квадроциклы, внедорожники. Иногда борьба разворачивалась в непосредственной близости – белорусский МАЗ догнал Nissan Patrol из Туркмении, тот, как заяц, прыснул от него в сторону прямо на фотографов – я и не думал, что способен бегать так быстро! Правда, туркменские гонщики тут же застряли в песке и долго откапывались под щелчки затворов фотоаппаратов. Последним проехал 77-летний японский ветеран на грузовике Hino.

По рации дали отмашку – СУ закрыт, можно двигать в лагерь. И тут начался «журналистский зачет». В песке «садились» многие, даже мне пришлось кое-кого выручить, поддернув тросом, зато потом я устроил собственное «ралли». Какое же удовольствие «валить» по степи, когда машина позволяет не стесняться! Руль у «Форчунера» довольно отзывчивый, по рукам не бьет, стандартная подвеска легко выдерживает скорость 80–90 км/ч по ухабистой грунтовке. На длинных плавных перегибах я даже пару раз подпрыгнул с отрывом всех колес, но не «пробился» и не слетел с траектории, курс внедорожник держит отлично. На рулевой колонке есть лепестки ручного переключения передач, правда я не воспользовался ими ни разу – шестиступенчатый «автомат» и так работает быстро. Важно только сразу нажать кнопку «Power mode» на центральной консоли, иначе педаль газа будет очень «ленивой».

УГАДАТЬ И ОБОГНАТЬ

Организаторы заранее присылают журналистам gpx-треки, на них отмечены потенциально интересные фототочки с путями подъезда. Но от прокладки трассы до гонки проходит время, ситуация на местности меняется. Вечерами медийные экипажи играют в лотерею «угадай, где интереснее ждать спортсменов». Каждое утро очень ранний подъем – нужно опередить гонщиков, поэтому спишь от силы часов пять. Досыпаешь в машине, ведь до выбранного места обычно больше сотни километров – спецучастки на «ШП» длинные.

Заднее сиденье «Форчунера» тут очень выручает – места для ног много, спинку можно откинуть назад. Мы ехали втроем и сзади каждый день кто-то тихонько похрапывал. Для Toyota Fortuner со 166-сильным бензиновым двигателем объемом 2,7 литра скорость 110 км/ч на асфальте более чем комфортна. Жаль «Трипи» не позволяет ехать быстрее, особенно неудобно на обгонах – превысишь рубеж хоть на 1 км/ч – сразу мигает красным, на российские «плюс двадцать» французскому «фискалу» наплевать! Зато средний расход топлива по трассе составил всего десять с половиной литров на сотню – почти как на дизеле.

Второй, марафонский этап «ШП» от Астрахани до Элисты был очень быстрым – ровная, сухая степь позволяла выжимать из техники полную скорость, правда, по условиям соревнования на этом этапе гонщики должны были сами ее ремонтировать, механики могли подключиться только на следующий день. Даже наследный принц Катара, засучив рукава, копался в заднем дифференциале своего болида, когда мы приехали на бивуак в Городе Шахмат.

КТО ПОСМЕЕТСЯ ПОСЛЕДНИМ?

Утро третьего этапа – обратно из Элисты в Астрахань, не понравилось нам сразу. С рассвета зарядил мелкий дождь, на точку мы приехали под ливнем, на небе ни единого просвета. По низкому бархану пронеслась пара внедорожников, багги, а дальше – полная тишина. Через час прилетел вертолет – забрал оператора, в общий чат пришло сообщение – «этап закрыт из-за грязи, сворачивайтесь».

Честно говоря, мы были даже рады такому раскладу, ведь все успели промокнуть на «дежурстве» до нитки. Поехали посмотреть на застрявших, на полпути получили еще одно сообщение – машины увязли глубоко в степи, канал закрыт. Что ж, надо возвращаться. Я поленился разворачиваться на узкой трассе в два приема, съехал с отсыпанной щебенкой обочины и тут же понял, что рано смеялся над оргами – «перестраховщиками». Твердая на вид степь превратилась в вязкую грязевую «кашу»! Наверх, на насыпь, не вернуться никак, покрышки полностью замылились, зацепа нет совсем. Единственный вариант – включить пониженную, блокировку заднего моста и попытаться выйти с разгона на сухой холмик, чтобы с него ходом вернуться на трассу. Приключение затянулось на полчаса – движка хватало в обрез, я никак не мог выскочить из-за недостатка тяги в самый ответственный момент. Это был единственный раз, когда я пожалел, что у нашего «Форчунера» под капотом не дизельный двигатель. Впрочем, тут свою роль сыграли и «лысые» универсальные покрышки и то, что мы почти не стравливали давление в шинах – компрессора, чтобы подкачаться, с собой не было, а до Астрахани еще ехать и ехать.

Уже в лагере мы узнали, что «засели» многие – КамАЗы, МАЗы, внедорожники. Финишировать до закрытия этапа успели лишь те, кого мы встретили на бархане, они и стали лидерами общего зачета, остальным записали время достижения контрольной точки СР-1 плюс время последнего финишера. Правда, белорусов это решение не устроило и даже обидело – они хотели рубиться в грязи до конца, потому что имели реальные шансы отвоевать у «КамАЗ Мастер» место на подиуме или войти в пятерку. В результате вся МАЗовская команда в знак протеста снялась с гонки и уехала домой. На мой взгляд решение спорное, раз приехали – надо биться, а с обидами разбираться после.

ОБЪЕЗЖАТЬ НЕКОГДА

Четвертый этап «ШП» – кольцевой СУ «Астрахань – Астрахань», мы провели в вертолете. Большой Ми-8 высаживал нас на точке перед проездом лидеров, затем забирал на следующую, а на пятом – «Астрахань – Волгоград» я вновь сел за руль «Форчунера».

Этот этап оказался самым протяженным – 538 км, а бездорожья за глаза хватило не только гонщикам. Трек для прессы повел по едва подсохшей степи, проскочив несколько опасных участков, мы собрались было поискать объезд, но время поджимало – решили «валить» до конца. С каждым километром лужи становились глубже, грязь – «нажористей», в низинах еле заметная колея скрывалась под зеленым травяным ковром, правильную траекторию приходилось угадывать «шестым чувством». К счастью, меня оно не подвело ни разу, а вот увязавшиеся за нами болгарские фотографы на Nissan Navara сильно отстали, а потом и вовсе застряли. Правда, я заметил «пропажу» уже на точке. Только собрался возвращаться, выручать коллег, как они приехали сами – помогла другая медийная «Тойота».

ВЫЖАТ КАК ЛИМОН

Как и любое большое ралли, «Шелковый путь» прежде всего «заточен» под спортсменов. Репортерам приходится подстраиваться, к концу гонки от постоянных недосыпов и длинных перегонов накапливается огромная усталость. Не знаю, как наш Миша Ласточкин выдерживает такие нагрузки постоянно, я начал «расклеиваться» уже за Волгоградом, а к финишному этапу «Липецк – Москва» умудрился простыть и заболеть, да так, что не смог поехать на торжественный финиш на Красной Площади.

Впрочем, я увидел все, что хотел и прогнал бензиновый Toyota Fortuner по полной программе – не каждый редакционный тест бывает таким испытанием. «Форчунер» не только выжил, но и заставил задуматься – а не проехать ли на нем по маршруту «ШП» из Москвы в Астрахань, ведь я так и не побывал в канале гонки! Похоже, вирус, которым я заразился на «Шелковом пути» оказался раллийным.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ TOYOTA FORTUNER 2.7 AT
Тип кузова, число дверей/мест универсал 5/7
ДВИГАТЕЛЬ
Тип бензиновый, рядный, 4 цилиндра
Рабочий объем, см3 2694
Макс. мощность, л. с. при об/мин 166/5200
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 245/4000
ТРАНСМИССИЯ
Тип привода Part Time 4WD
Тип КПП АКПП 6 ступеней
ПОДВЕСКА
Передняя / задняя независимая/зависимая
ТОРМОЗА
Передние / задние дисковые/дисковые
МАССА
Снаряженная/полная масса, кг 2060/2750
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
Длина/ширина/высота, мм 4795/1855/1835
Колесная база, мм 2745
Колея передняя/задняя, мм 1545/1555
Дорожный просвет, мм 225
Размер шин 265/65 R17
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Разгон 0–100 км/ч, сек. 12
Максимальная скорость, км/ч 180
РАСХОД ТОПЛИВА
Смешанный цикл, л/100 км 11,1
Топливный бак, л 87