НЕБО ВМЕСТО МОРЯ

«Это было удивительное путешествие» – никогда бы не подумал, что скажу такое про поездку в Турцию, но оказалось, что в мекке «тюленьего туризма» достаточно мест, достойных внимания пытливого искателя новых впечатлений. Взглянуть на страну без шор «олл инклюзив» мне помог Renault Duster в специальной лимитированной серии Dakar Edition.

Текст: Григорий Алешин Фото: автор и Кирилл Кейлин

Небольшой аэропорт Кайсери, куда мы прилетели из Москвы с пересадкой в Стамбуле, похож на воздушную гавань финского Ивало – и там и здесь с трапа спускаешься прямо на взлетное поле и пешком идешь к миниатюрному зданию, стараясь на ходу сделать побольше «селфи» с маленьким самолетиком местных авиалиний. Правда, в Финляндии при этом стучишь зубами от холода, а в Турции радуешься ласковым волнам теплого ветра, обдающим ароматом авиационного керосина вперемешку с запахами настоящего южного лета.

Жаль, что Кайсери, или Кесария – бывшая столица римской провинции Каппадокия, азиатский «монетный двор» империи, запомнилась мне всего лишь заштатным райцентром, сквозь который мы галопом пронеслись на своих «Дастерах» цвета красного апельсина, стараясь к закату успеть в Учхисар. Это город в горе, настолько древний, что даже хетты, скорее всего, не были первыми хозяевами крепости, высеченной в ее вершине.

В любом из учхисарских отелей легко представить себя гномом из подгорного царства «Властелина Колец» – гора изрыта ходами чуть ли не до основания, многие гостиничные номера были вырублены еще первыми христианами, скрывавшимися здесь от гонений. Отельерам осталось лишь провести в них свет и воду, превратить резервуары для сбора воды в бассейны, да пристроить лобби и рестораны. Местные жители тоже до сих пор предпочитают новостройкам выдолбленные в туфовых останцах квартиры, и зимой и летом в них отличный микроклимат.

С вершины Учхисара открываются прекрасные виды. По соседству расположена «Голубиная долина», названная так из-за многочисленных и, опять же, выдолбленных в туфе, голубятен, исправно поставлявших здешним крестьянам органические удобрения. Даже сейчас аграрный сектор в Каппадокии не вымер – то тут, то там замечаешь небольшие виноградники, правда местные теперь предпочитают зарабатывать на туристах. Национальный парк Гёреме с десятками христианских церквей в скалах внесен в список всемирного наследия Юнеско, уникальные ландшафты привлекают толпы европейцев и китайцев, а удачное направление воздушных потоков сделало Каппадокию центром коммерческого воздухоплавания на тепловых аэростатах.

НЕБЕСНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ

Очередное путешествие Renault не случайно назвали Duster Sky Challenge. Побывать в Каппадокии и не полетать на воздушном шаре – немыслимое упущение! Городок в долине под Учхисаром живет полетами. Примерно триста дней в году предутренний сумрак озаряется вспышками, наполняется шипением огромных газовых горелок и воем вентиляторов, нагоняющих горячий воздух в купола.

Прямо перед рассветом шары с полными корзинами туристов поднимаются в небо на высоту до километра. Обычно экскурсия длится около сорока минут, за это время легко заполнить тридцатигиговую карту памяти фотоаппарата, а батарейки сотовых телефонов высаживаются мгновенно, потому что остановиться и не снять очередной прекрасный кадр просто невозможно. Рассвет, панорамы долины, больше сотни шаров вокруг – зрелище действительно фантастическое! Во всяком случае, сто долларов за билет на это шоу не покажутся вам потраченными зря, а в конце вас ждет гонка с автомобилем поддержки. Пилот аэростата искусно маневрирует меж холмами в поисках места для посадки, машина несется наперерез, чтобы успеть в намеченную точку, причем тяжелую корзину приземляют прямо в подставленный прицеп – посадка отработана до мелочей.

Впечатления достойны братьев Монгольфье, впрочем, кто теперь помнит пионеров аэронавтики, шутка «почувствуйте себя коптером» куда актуальнее. Кстати, провозить коптеры в Турцию запрещено, так что иных шансов снять панорамы с воздуха у туристов нет.

ГЛУБОКОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ

Ну, а мы использовали все возможности Renault Duster Dakar Edition, чтобы проникнуть как можно глубже в соседнюю «Долину Любви». Шестьдесят с лишним миллионов лет назад извержения древних вулканов наполнили ее лавой и туфом, образовав ровное плато. Резкие перепады температур, вода и лед разрушали вулканические породы, в результате появились многочисленные холмы, которым эрозия и выветривание постепенно придали форму грибов и фаллосов – шляпки из твердого базальта, основания из мягкого туфа. Турки целомудренно называют их «камины фей»…

Следы трактора завели нас в глубокое русло пересохшей речушки. Миниатюрный каньон становился все уже, разворачиваться пришлось в «бутылочном горлышке» с диагональным вывешиванием на грани недюжинной геометрической проходимости «Дастера». Мы тут же окрестили наш маневр «Каппадокийским разворотом», вспомнили про подходящий лаз поблизости, поднялись по каменной осыпи и выскочили прямо под навес одинокого торговца сувенирами возле трех огромных лингамов. Хозяин лавки хотел было потребовать плату за въезд, но сообразив, что его подъездная дорога с противоположной стороны и заметив российские номера, денег брать не стал, а предложил нам чаю. В благодарность мы купили у него маленького каменного ослика – «donkey» – он назвал наш сувенир по-английски и махнул в сторону своего тридцатилетнего универсала Renault 12 TSW – их здесь тоже называют «осликами» за выносливость и простоту в обслуживании.

В Турции Renault 12 делали до начала нынешнего века, этих почти вечных «янгтаймеров» по местным дорогам до сих пор бегает великое множество. Вообще Renault здесь, судя по трафику, марка номер один: как и во время прошлой экспедиции в Марокко, мы не чувствовали себя инопланетянами, наоборот, едва не терялись среди множества таких же «Дастеров», выручал только необычный цвет «Оранжевая Аризона».

ВДОЛЬ ПО РЫЖЕЙ РЕКЕ

В отличие от тесной, зарегулированной напрочь Европы, стонущей под прессом «зеленых», увешанной табличками «въезд воспрещен» на каждом съезде с асфальта, в Турции еще можно вполне свободно и бесплатно найти оффроуд на любой вкус.

Наша утренняя вылазка оказалась лишь приятной тренировкой перед трейлом по местному туфовому бездорожью. Кроссоверный «рок-кроулинг» с диагональными вывешиваниями, крутыми подъемами и спусками закончился проездом по обмелевшему летом руслу реки в одном из соседних с Долиной Любви ущелий. Судя по следам покрышек и многочисленным коровьим «лепешкам», местные активно используют эту «дорогу» с почти ровным каменным дном в сезон низкой воды. В маленькой Каппадокии, которую беглым взглядом можно осмотреть за день, интересных маршрутов хватило бы на неделю, а если включить в программу подробное изучение пещерного наследия, то здесь можно провести такой насыщенный отпуск, что о море ни разу и не вспомнишь.

ПРИЗРАК АРМЕНИИ

Жаль, у нас не было времени на серьезное исследование местности, мы торопились в Малую Армению. Это царство со сложной судьбой подчинялось Ахменидам, и было отвоевано у них Александром Македонским, ненадолго получило независимость после его смерти, но вскоре опять «пошло по рукам» и в конце концов оказалось еще одной римской провинцией. Себастия, бывшая ее столица, превратилась в Сивас после захвата туркоманами в XI веке. Правда армяне жили здесь вплоть до Первой мировой войны. И не просто жили – им почти целиком принадлежало банковское дело, торговля и производство, вокруг города стояло несколько почитаемых монастырей, но на рубеже XX века практически все армянское население Себастии и Малой Армении было уничтожено, а храмы разрушены.

Об армянском влиянии напоминает разве что гробница какого-то средневекового турецкого владыки – ее десятигранная башня под остроконечным куполом, подозрительно похожая на церковь, возвышается над бывшим больничным медресе в самом центре Сиваса. Здесь, у бассейна во внутреннем дворике, по вечерам чинно пьют чай укутанные в хиджабы и бурки женщины с мужьями, детьми и родственниками – Сивас считается очень традиционалистским мусульманским городом. Правда, в отличие от Марокко, местные жители не устраивают скандалов, заметив в руках путешественника фотоаппарат.

ДИКИЕ ГОРЫ

В Сивасе можно взглянуть на жизнь турецкой провинции, не «испорченной» влиянием туристического интернационала, и двигаться дальше, через Понтийские горы к Черному морю. В предгорьях нас радушно встретили местные джиперы из клуба Cotanak off-road: накрыли «поляну» среди холмов и устроили заезды на окрестные сопки, причем в основном старался клубный «Дастер», на равных соперничая с классическими внедорожниками. Ну, а мы своих «коней» поберегли – до моря путь не близкий.

Забираясь все выше по узкому грунтовому серпантину, мы достигли альпийской зоны и тут же пропали в низких облаках. В трех метрах уже не видно габаритных огней, пробирались чуть ли не ощупью, боясь сшибить в пропасть какую-нибудь неосторожную буренку, пасущуюся у обрыва. Высоты здесь до двух тысяч метров, пейзажи напоминают алтайские своей нетронутой дикостью, хотя от цивилизации совсем недалеко. Идеальные места для горнолыжных курортов и летнего трекинга – от гор до моря часа два езды.

ДЕЛАЙ КАК ВСЕ

Если ездить как турки – и того меньше, ведь скоростные ограничения в Турции почти не соблюдают. Штрафы, говорят, большие, но радаров почти нет, вот местные и носятся как по немецкому безлимитному автобану, благо дороги ровные. А еще тут принято пролетать перекрестки на мигающий желтый и розовеющий красный. Тормозить перед светофором загодя или слишком резко очень опасно, но и начинать движение, едва загорится зеленый, тоже не стоит – этого здесь никто не ожидает. Разобравшись в местной логике, мы влились в поток и мигом домчались до Трабзона.

ЛУЧШЕ НА КОЛЕСАХ

На следующее утро нам оставалось только пересечь турецко-грузинскую границу, что оказалось едва ли не легче, чем попасть из России в Белоруссию. Визы россиянам не нужны, пограничники и с той и с другой стороны не придираются, очередей нет.

На грузинскую сторону перешли за полчаса, но надолго застряли в тесном аэропорту Батуми – в сезон народу здесь, как сельдей в бочке, маленькая воздушная гавань не справляется с потоком курортников. Мы бы лучше доехали хоть до Тбилиси, но путешествие Duster Sky Challenge подошло к концу, а вот наши кроссоверы как всегда отправилась в Москву своим ходом и в следующей экспедиции я обязательно напрошусь помочь организаторам с перегоном – хочется отдохнуть за рулем от бесконечных перелетов.

DAKAR EDITION

Лимитированная серия Renault Duster Dakar Edition окрашена в яркий цвет «Оранжевая Аризона». В «дакаровскую» комплектацию входят легкосплавные диски Black Thema 16” черного цвета, расширители колесных арок, черные корпуса боковых зеркал, логотип Dakar и защитные пластиковые накладки на дверях, предохраняющие кузов от повреждений, хромированная накладка на задний бампер все с той же надписью Dakar.

Салон лимитированной серии отличается черными вставками в панелях дверей и торпедо, оригинальной обивкой, хромированными накладками на пороги и резиновыми ковриками с надписью Dakar.

Серия Dakar Edition создана на основе полноприводных версий Renault Duster, цены – от 941 990 до 1 031 990 рублей без учета доплаты за опциональное оборудование и пакет Protection Dakar: металлическая защита редуктора, топливного бака, металлическая защитная сетка радиатора.