ПРОХОДИМЦЫ С РОЖДЕНЬЯ

Узаконить изменения в конструкции своего автомобиля сегодня едва ли не сложнее, чем поставить само дополнительное оборудование. Бюрократия такая, что заниматься тюнингом не хочется. Гораздо проще купить внедорожник, доработанный прямо на заводе – тогда уж точно с регистрацией не будет проблем. Мы провели несколько дней за рулем Chevrolet Niva в комплектациях LE и LE+, подготовленных специально для охотников, рыболовов и любителей оффроуда.

Текст: Григорий Алешин Фото: автор и Артем Ачкасов

НЕКУДА ТОРОПИТЬСЯ

Стоит отъехать от Москвы на несколько десятков километров и столичная суета отпускает, а если свернуть с основной трассы, то с непривычки кажется, что картинка за окном замерла. Неторопливый ритм провинции – то что нужно для «Шеви-Нивы» с ее 1,7-литровым бензиновым мотором «классического» жигулевского семейства мощностью 80 «лошадок».

На улицах Киржача, откуда стартовала наша маленькая экспедиция, динамики хватает за глаза. Крейсерская скорость сто километров в час по дороге ведущей в Александров – в самый раз, да мы и не задерживаемся на асфальте, ведь наша цель – добраться до Юрьев-Польского лугами, лесами и заброшенными грунтовками. Расстояние – около восьмисот километров, отличный трек выходного дня для любителей общаться с природой, по возможности не выходя из автомобиля. Но предоставит ли Chevy Niva такую возможность?

ОПТИМАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ

Наши машины обуты в штатные покрышки Cordiant с универсальным рисунком протектора – не самая лучшая резина для оффроуда. Зато не сильно шумит, а в грязи работает вполне сносно, если стравить давление хотя бы до полутора атмосфер. Жаль, что внедорожные версии не оснащают по-настоящему «злой» резиной, впрочем в остальном Chevrolet Niva LE / LE+ укомплектована отлично.

Накладки на дверях и бамперы из прочного некрашеного пластика, мотор, трансмиссия и топливный бак прикрыты стальной защитой, сапуны выведены высоко. В переднем бампере скрытно установлен силовой «квадрат». В заднем свесе – фаркоп с таким же креплением: переносную лебедку или буксирный крюк можно ставить с любой стороны. Это решение снимает проблему маленьких штатных проушин, глубоко запрятанных в бамперы. Слева на передней стойке аккуратный компактный шноркель – «гусек» не торчит, за ветку в лесу не зацепишь. Кстати, чтобы не создавать очагов коррозии, отверстия для крепления шноркеля на заводе сверлят еще до грунтовки и окраски, так что лакокрасочное покрытие не нарушается.

ХОДОМ ИЗ БРОДА

Нитка маршрута, загодя проложенного «разведчиками», пестрит пометками – «глубокая колея», «топкое место». Всю неделю перед пробегом шли дожди, мы готовились к серьезному испытанию, но первые опасные точки проходим неожиданно легко – колеи успели подсохнуть.

Главная задача теперь – не потеряться. Местами навигатор ведет по целине, трава поднялась, следов не видно, но все же находим нужную колею и тут же последняя машина «садится» неудачно пойдя «вразрез». Пока коллеги доставали трос, я решил попытать счастья, сел за руль и аккуратно, враскачку выехал из «засады». У «Шеви-Нивы» маловато «низов», но на пониженной передаче тяги обычно хватает, однако на самых сложных участках лучше использовать привычную тактику – газ в пол, летим с разгона.

У деревни Новинки на выходе из брода пришлось «полетать» и поскользить на «лыже» из защит всем экипажам. Выезд размесил КамАЗ с песком, да еще шофер с помощником накидали в колеи молодых березок, я ненароком «поймал» одну задним мостом. Деревце удалось выдернуть из подвески руками, правда машина застряла в самом нехорошем месте. Думал, без троса не обойтись, и тут снова помогла взаимовыручка – товарищи встали на фаркоп, покачали, потолкали, и «Шнива» мигом оказалась на свободе! С тяжелым внедорожником такой трюк не прошел бы.

В РАЛЛИЙНОМ ТЕМПЕ

Недолго мы радовались ясному небу: к полудню натянуло облака, до самого вечера поливал мелкий дождь. Правда, теперь он оказался нам на руку – прорвавшись через брод, мы выскочили на грейдер, отсыпанный красной кирпичной крошкой, а в сухую погоду покраснели бы на нем от пыли, как вареные раки.

Гнали под сотню, наверстывая потерянное в полях время, и в который раз я нахваливал универсальную подвеску «Шеви-Нивы»! На ямах не пробивается, на волнах не козлит, крены умеренные, руль довольно чуткий. Можно ехать в раллийном темпе, главное – не переоценить свои способности, ведь системы динамической стабилизации в Chevrolet Niva нет даже за доплату.

Ходом выскочили на песчаную грунтовку, «размешанную» огромными фурами с местного карьера. «Шниве» она далась тяжеловато: вот где по-настоящему чувствуется недостаток крутящего момента – притормозишь, потеряешь инерцию – копать придется долго. К счастью, с этим испытанием справились все, теперь оставалось лишь подкачать колеса и неспешно катить по сельским дорожкам, наслаждаясь видами и местными достопримечательностями.

ОПАСНАЯ КОЛЕЯ

Заночевали в Иваново. Заодно отдали машины на осмотр местному дилеру – механики не нашли повреждений, чего и следовало ожидать. Обычным бездорожьем Средней полосы «Шеви-Ниву» быстро не укатаешь.

Но наши приключения еще не закончились. На следующий день мы отправились в Юрьев-Польский самыми глухими местами. Проехав Нерль и Кибергино, свернули в лес на старую бетонку. Название ближайшего населенного пункта – Большая Уронда – не обещало ничего хорошего, однако вспученные плиты вывели в опрятную деревню со стриженными газонами и крепкими срубами.

Дачники удивленно смотрели вслед – дорога тупиковая, дальше только колея на насыпи меж двух болот. Честно говоря, я надеялся, что здесь мы как следует засядем – не зря же брали с собой столько динамических строп, шаклы, лопаты, сендтраки, хайджек, лебедку и даже аккумуляторную бензопилу. Но бездорожье боится хорошо подготовленных джиперов – весь этот набор так и пролежал без дела в багажниках. Правда скачки по глубоким лужам выглядели опасно, особенно когда капот целиком скрывался под волной – если бы не шноркель, могли бы и хлебнуть.

Через десяток с лишним километров болотистая колея вывела к селу Мирславль, ну а дальше все просто – очередной раллийный грейдер, немного асфальта и финиш у кремля в Юрьеве-Польском.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Очень хотелось отдохнуть в этом красивом городке, но половина нашей команды торопилась на ралли «Шелковый путь». В одну машину набились четверо здоровых мужиков вместе со всем внедорожным шмурдяком. Двести километров до Москвы выдержали легко – вместо подлокотников рюкзаки и фотосумки, пирамида вещей на центральном тоннеле перед задним диваном, багажник набит под завязку, открывая дверь, придерживаешь поклажу – иначе вывалится.

Тесновато в «Шеви-Ниве» полным экипажем, впрочем, как и в любом компактном внедорожнике, взять тот же Suzuki Jimny или Lada 4×4. Однако, путешествуя вдвоем или втроем, да еще с кофром на крыше, можно ни в чем себе не отказывать.

Chevrolet Niva, пожалуй, самая комфортная в своем классе на длинных дистанциях. Отличная подвеска, хорошая звукоизоляция, трансмиссия не утомляет вибрациями, посадка за рулем удобна, отделка приятна. На бездорожье Chevrolet Niva – неплохой боец и в базовой версии. Клиренс под редуктором заднего неразрезного моста 220 мм, короткие свесы (угол въезда 37, съезда 35 градусов) и небольшая колесная база позволяют легко справляться с рельефом. Постоянный полный привод с межосевой блокировкой, понижающий ряд в трансмиссии – классическая схема. Со шноркелем, «квадратами» и защитой можно заехать подальше и поглубже.

GM – АВТОВАЗ сертифицировал самый правильный пакет дополнительного оборудования «на каждый день». При желании можно самостоятельно поставить в передний и задний дифференциалы межколесные блокировки, не связываясь с бюрократией. Но и без них Chevrolet Niva в комплектации LE/LE+ многое может на бездорожье. Главное – не пытайтесь строить из «Шеви-Нивы» бескомпромиссного грязевого монстра и тогда эта скромная звезда полей верой и правдой прослужит не один год.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ CHEVROLET NIVA LE/LE+
Тип кузова, число дверей/мест универсал 5/5
ДВИГАТЕЛЬ
Тип бензиновый, рядный, 4 цилиндра
Рабочий объем, см3 1690
Макс. мощность, л. с. при об/мин 79,6/5000
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 127,4/4000
ТРАНСМИССИЯ
Тип привода Full Time 4WD
Тип КПП МКПП5
ПОДВЕСКА
Передняя / задняя независимая/зависимая
ТОРМОЗА
Передние / задние дисковые/барабанные
МАССА
Снаряженная, полная масса, кг 1485/1860
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
Длина, ширина, высота мм 4056/1800/1690
Колесная база, мм 2450
Колея передняя/задняя, мм 1466/1456
Дорожный просвет, мм 220
Угол въезда/съезда, град. 37/35
Глубина преодолеваемого брода, мм 500
Размер шин 215/65R16
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Разгон 0–100 км/ч 19,0
Максимальная скорость, км/ч 140
РАСХОД ТОПЛИВА
Городской/загородный/смешанный цикл, л/100 км 8,4/13,2/10,2