RIDE THE PLANET. СЕВЕРНАЯ НОРВЕГИЯ. ЭКСПЕДИЦИЯ НА ЯХТЕ «ALTER EGO»

Команда RideThePlanet завершила съемки очередного этапа проекта, который прошел в мае 2018 года на севере Норвегии. Это была морская экспедиция на яхте «Alter Ego» по заполярному архипелагу островов в регионе Nord Norge и Лингийским Альпам, где команда совершала восхождения и спуски в горах на лыжах и сноубордах в формате скитур.

Фотографы: Константин Галат, Тамара Столбова, Артем Оганов, Владимир Горлов

Константин Галат – автор проекта RideThePlanet

За годы съемок наших фильмов команда RideThePlanet уже не раз побывала в Норвегии. Мы возвращяемся в эти северные земли и исследуем все новые районы, поскольку здесь удивительным образом сочетаются океан, фьорды, серьезные горные массивы с ледниковыми зонами и бурные реки. Норвегия – это огромный природный плейграунд для фрирайда – скитура, каякинга, парапланеризма и горного велосипеда.

При всей сложности ландшафтов и климата, путешествовать по Норвегии на машине довольно удобно, последние несколько десятилетий правительство страны вкладывает огромные средства в развитие транспортной инфраструктуры, постоянно строятся новые тоннели, мосты и дороги, делая пригодными для жизни и путешествий все новые труднодоступные северные районы страны. Но для нашего очередного бэккантри-трипа в Норвегии мы выбрали для перемещений по заполярным архипелагам яхту. В районах, где очень сильно изрезана береговая материковая линия, сотни островов с горами, проливов и фьордов – формат Sail&Ski максимально удобен.

Живя на лодке можно всей командой относительно быстро перемещаться в поисках интересных рельефов для катания и вслед за изменчивой норвежской погодой, находить на островах или материке маршруты подъемов и спусков в горах, недоступные никак иначе, кроме как с воды. Подойдя на яхте к незнакомому берегу можно с воды с удобной дистанции просмотреть горный рельф, наметить пути восхождения и спусков. Живя на яхте можно бросить якорь и заночевать там, где это удобно, чтобы утром не теряя времени на долгие подъезды и подходы высадиться на берег и отправиться в горы по запланированному маршруту. Яхта дает свободу и, конечно же, ощущение моря, которое всегда вокруг.

В тех районах, где мы ходили на лодке, на берегу на близлежащих островах или материке с автомобильной дорогой, нас всегда ждал наш верный спутник – Subaru Outback, который мы раз в несколько дней перегоняли из района в район. Это давало нам возможность перемещаться не только по морю, но и по земле – это было удобно и давало еще больше свободы. И здорово, что Норвегия это страна, где можно оставить машину на несколько дней почти в любом месте – в рыбацком хуторе из двух домов на дальнем острове или в конце тупиковой дороги где-нибудь под ледником, и при этом быть уверенным, что к машине никто не притронется.

Яхта «Alter Ego» на которой мы провели почти две недели имеет интересную историю, она была построена и специально оснащена для путеществий в арктических широтах. Три последних года в период летней навигации с июня по сентябрь эта лодка участвует в морских экспедициях по российской Арктике, отправляясь в длительные плавания на архипелаг Земля Франса Иосифа и Новую Землю с учеными и путешественниками на борту.

Впечатления райдера Григория Корнеева

Григорий Корнеев – постоянный участник команды RideThePlanet в последние годы, один из сильнейших российских спортсменов-фрирайдеров, инструктор по горнолыжному спорту.
На курорте Розе Хутор в Красной Поляне, где я обитаю последние несколько лет, в начале апреля официально закрылся зимний сезон. Большинство сезонных работников типа меня – инструкторы, гиды и прочий лыжный люд, разъехались по домам или перешли на летний режим работы.

Но тем временем, где-то очень далеко, в стране викингов, фьордов и трески весной ещё даже не пахнет! На удивление, дорога на машине из Москвы до места назначения, заполярной  норвежской столицы города Тромсё, оказалась довольно быстрой – каких-то 30 часов созерцания карельских и финских пейзажей, и чем дальше на север, тем все более пустынных. Далее погрузка на лодку, разработка плана на предстоящие дни и, наконец, выход в море!

Формат поездки был для меня абсолютно новый – Sail&Ski. В течение десяти дней предполагалось передвигаться на яхте среди фьордов и островов архипелага, делать остановки в интересных и красивых местах. Причем выбор мест для катания осуществлялся не по заранее продуманному плану, а практически на ходу. «Вон та стенка мне нравится. Кэп, мы можем причалить здесь? – Да, конечно, не вопрос». То есть на точку старта скитур-маршрута попадаешь очень просто, а главное, красиво! Следующая часть совершенно понятная, и неплохо отработанная мной в этом году в Красной Поляне, Абхазии и Приэльбрусье – после высадки на берег топаем наверх пешком, вернее, на скитуре. Ну а дальше катимся вниз. И все сначала!

Сам процесс перемещения по фьордам на лодке заслуживает отдельного рассказа, невероятно увлекательное развлечение. И ко всему прочему, это крайне комфортно, когда твой дом перемещается вместе с тобой. Не надо тащить на себе в горы лишних вещей, запасов провизии и кэмпового оборудования, как в других многодневных бэккантри трипах. У подножия всех маршрутов тебя всегда ждет лодка-дом – укрытие от непогоды, еда, тепло, электричество, да еще душ с горячей водой! Единственное слабое место подобного формата путешествия – это качка при выходе на большую открытую воду. Говорят, к этому быстро можно привыкнуть, буквально через пару дней «прикачаешься». Но наши маршруты в Норвегии в основном были аккуратно упрятаны от открытого моря за островами, а ночёвки всегда проходили на спокойной воде фьордов или заливов. В комплекте нашей яхты был маленький катер с навесным мотором, предназначенный для выброски команды на берег, поэтому точка старта скитур-маршрутов была абсолютно любая, практически у подножия горных массивов, что ещё сильнее упрощало нашу жизнь. На каждой из наших высадок, на островах или материке, снег начинался прямо от воды, то есть – Ski In, Ski Out, что характерно для этой части Норвегии.

Норвегия – это сказочное место. Плавные изгибы береговой линии и тихий шелест волн о борт корабля успокаивают и настраивают на созерцание. В то же время, массивные скальные бастионы, поднимающиеся прямо из воды, отвесными вертикальными стенами уходящие в облака, и кулуары, заканчивающиеся огромными лавинными выносами прямо в море, добавляют пейзажу суровости, провоцируя на подвиги и прилично щекочут нервы.

Катаясь здесь в плохую погоду и в условиях недостаточной видимости, постоянно испытываешь чувство тревоги, переживания перед неизвестностью и суровостью окружающего ландшафта. Но вокруг море и всё меняется за минуты, стоит только туману рассеяться и выглянуть солнцу. Углы начинают сглаживаться, кулуары перестают быть безумными тоннелями в неизвестность, а спокойствие моря в заливах и фьордах только добавляет легкости и делает спуски незабываемо красивыми.

Впечатления райдера Александра Ильина

Александр Ильин – профессиональный фрирайдер, гид – постоянный участник путешествий RideThePlanet

В конце апреля в этих широтах наступает полярный день. Темнеет очень поздно – в 23 часа ещё достаточно светло, затем наступает короткая ночь, а в 3.30 уже рассвет. Катайся, снимайся, скитурь, пока есть силы. Когда поднимаешься в гору от подножия до вершины на скитуре ты можешь анализировать состояние снега и детально просматривать рельеф и поэтому когда стартуешь, в голове уже четкое представление о том, где и в каком темпе ехать.

По вечерам на яхте было приготовление еды, просушка вымокшей за день одежды, заряжание многочисленных батареек, обсуждение планов на следующий день – наша лодка чем-то напомнила улей с пчёлами. Очень маленькое пространство, в котором все чем-то заняты. Капитан Михаил расписал нам график дежурств и вахт на мостике – на яхте все должны быть при деле и соблюдать распорядок, все поровну и по справедливости.

В детстве мы с отцом часто ездили на рыбалку. Я хорошо помню свои эмоции – адреналин, чувство борьбы и радость победы, когда в твоих руках трофей, пусть и величиной с ладошку. Норвегия – лидер рыболовного туризма, в ее водах обитает множество рыбы. Капитан рассказывал нам, что за один заброс на одну удочку и три крючка здесь можно поймать три рыбы. Выйдя на палубу и увидев удочки, я первым вцепился в них, не имея ни малейшего представления, как это нужно правильно делать. Не прошло и минуты, как мою удочку резко с силой потянуло вниз. Я решил, что зацепил свою снасть за камни у дна. Но камни бились, то и дело сгибали и разгибали удочку, проверяя ее на прочность. Мы боролись несколько минут и, наконец, вот он, мой первый трофей – огромная треска. Самая крупная рыба из всех, что я когда-либо ловил. Моему восторгу не было предела, я радовался как ребёнок. В этом путешествии рыбалка увлекла меня, я был готов ловить рыбу при любой возможности и на всех стоянках, несмотря на промозглую погоду и ветер. Кто поймал рыбу, тот ее и чистит, есть и такой подвох. Зато почти каждый вечер в этом путешествии нас ждал ужин из свежей и невероятно вкусной рыбы. Спасибо дежурившим!

Впечатления Андрея Абрамова

Парапланерист Андрей Абрамов – геолог, специалист по вечной мерзлоте. Благодаря своей профессии и увлечениям за последние годы побывал во многих уникальных местах нашей планеты – от Арктики до Антарктиды.

Занимаясь мониторингом мерзлоты я часто перемещался на больших ледоколах и судах между арктическими и антарктическими архипелагами. В школе мы ходили на плотах по Белому морю, а первый настоящий морской опыт я получил в море Лаптевых – пяти-бальный шторм не оставил возможности находиться в каюте (по морскому – кубрике) и основную часть времени я провел у штурвала – самое правильное место в качку, как оказалось. Потом был поход на исследовательском судне «Академик Федоров» вокруг Антарктиды, на арктическом судне «Сомов» по островам Земли Франца-Иосифа. Но сейчас, в нашем норвежском трипе на небольшой яхте «Alter Ego», морское путешествие воспринималось совсем по другому. Здесь все рядом – и соленые брызги волн, и морские обитатели, и члены команды. К тому же, в этот раз вместо буровой и термометрического оборудования со мной были лыжи и маленькое крыло в рюкзаке. Пилотов и моряков вообще объединяет зависимость от ветра – только морякам желают попутного, а пилотам – встречного!

Я уже много лет осваиваю различные виды парапланов для полетов в горах. Мне всегда не нравилось ходить в горах вниз пешком – гораздо интереснее на лыжах или по воздуху! В последнее время полеты на крыльях малой площади становятся все более популярными, они дают возможность попасть туда, где присутствие человека не было запланировано природой – гигантские ледопады, отвесные скалы – с высоты птичьего полета они выглядят особенно драматично.

Северная Норвегия – край фьордов, снега и ледников. Море подогревается теплым Гольфстримом, поэтому недостатка в осадках горные склоны не испытывают, среднегодовая температура здесь на побережье немногим ниже нуля. Порой, ледники могут существовать и ниже климатической границы, за счет поступления лавинного снега, например. Именно постоянно шумящие лавины дают жизнь леднику Oksfjordjokelen на берегу Oksfjord. Это единственный оставшийся в материковой Европе ледник, спускающийся до уровня моря. Подобные ледники существуют лишь на Аляске, в Гренландии, Южной Америке или Антарктиде. До 1949 года местные рыбаки заготавливали в Oksfjord лед для хранения улова. С тех пор этот ледник существенно сократился в размерах, хотя в Норвегии есть и растущие ледники.

Партнеры проекта: Subaru, энергетический напиток GORILLA, облачный интегратор КРОК, экшн-камеры GoPro, телеканал «МАТЧ! Наш Спорт», социальная сеть Одноклассники, журнал «Полный Привод 4×4», кинохостинг ivi.ru.

Репортажи, статьи и фильмы проекта на сайте: www.ridetheplanet.ru

RideThePlanet — Norway. Alter Ego from Konstantin Galat on Vimeo.