НУ И «БАРДАК»!

Второй день августа. Парни в полосатых майках и синих беретах лезут в фонтаны, по улицам, сигналя и пугая прохожих, разъезжают машины с выставленными из окон зелено-голубыми флагами со стилизованным изображением парашюта. И так по всей стране: десантники отмечают свой профессиональный праздник – день ВДВ! Вот и в Саратове гуляют. Но немного не так, как все привыкли, хотя братание и купания в городских водоемах тоже наверняка были.

Текст и фото: Андрей Фаробин

Сергей Жерновой решил разнообразить программу профессионального праздника крылатой гвардии, устроив показательные выступления с участием десантников в акватории Волги, прямо напротив главной набережной. Событие неординарное, но вряд ли бы оно привлекло наше внимание, если бы не техника, которая была задействована.

БРОНЕТЮНИНГ

У Сергея – «бардак». Не подумайте чего, просто так прозвали в войсках БРДМ-2. Машину выпускали четверть века, до 1989 года, и за это время сварили более 9 тысяч корпусов. Внутрь ставили V-образный дефорсированный двигатель от ГАЗ-13 «Чайка», а снаружи – чуть модифицированное шасси от ГАЗ-66. За открывающейся вверх заслонкой на заднем борту есть винт, упрятанный в трубу, – водометный движитель, поэтому машина, имея водонепроницаемый корпус, отлично плавает – настоящая амфибия!

Однако сегодня эта уникальная техника в армии не востребована, повсеместно идет ее утилизация, а интернет пестрит сообщениями о продаже конверсионных образцов. Правда, «живой» экземпляр, говорят, найти не так-то просто. Вот и Жерновому достался совершенно «убитый» БРДМ-2, даже без силового агрегата, но это, может, даже и к лучшему – его все равно планировалось заменить. Теперь машина приводится в движение комплектом, состоящим из дизеля Cummins 3.8 и КПП от ГАЗ-3310 «Валдай». Почти месяц ушел на приведение автомобиля в работоспособное состояние, после чего на нем успешно покрыли приличное расстояние, приняв участие в бронепробеге по маршруту Москва – Брест. Фоторепортаж об этом событии размещен в прошлом номере журнала (см. №174, 2018 г.). Но опробовать технику на воде тогда не получилось, да и потребности в этом ни малейшей не было. А тут День ВДВ грянул – хороший повод попробовать!

Белый катер сопротивлялся недолго. С подошедшего наперерез БРДМ, в воду сиганул бравый десантник, скрутил незадачливого «террориста», и вот уже спущен черный пиратский флаг. Театр, конечно, но так и замышлялось, и дымовая завеса на воде добавила краткому действу зрелищности. Холостые очереди в воздух обозначили завершение представления. «Бардак», вспенивая позади себя воду, бодро, под аплодисменты ушел со сцены, но на этом ничего не закончилось, а напротив, самое интересное только начиналось!

С НОГИ ПО РУЛЮ!

Конечно, БРДМ-2 и приобретают ради того, чтобы иметь возможность покидать сушу. Порой маршруты включают весьма значительные участки движения по воде: достаточно вспомнить беспрецедентный вояж клуба «Кабан 4х4» по Баренцеву морю (см. «ПП4х4» № 4 за 2015 г.). Но одно дело воспринимать это все заочно, по рассказам непосредственных участников события, и совсем другое – испытать на себе. Поэтому мы не могли отказаться от любезного приглашения Сергея Жернового принять участие в проверке амфибийных качеств его БРДМ на Волге.

Завершив день праздничным ужином по случаю праздника, следующим утром приступили к намеченным заплывам. Специальной подготовки тут не требуется. Главное, не забыть плотно затянуть вентили кингстонов на днище, затем поднять водоотбойный щит и заслонку импеллера на корме – и вперед! Если «нырять» с разгона, то волна накрывает по крышу, поэтому два верхних люка, собственно единственные вход/выход в машину в штатном варианте, разумно задраить. Кстати, официальное руководство по эксплуатации предписывает закрыть все, что можно, съезжая в воду… и не открывать все время нахождения на ней. Мы нарушали правила – шли с открытыми люками, сидели на броне, весело болтая ногами… Отсутствие волнения делало такое поведение вполне безопасным. А разве можно сравнить сидение в закрытом душном бронекорпусе, откуда мир виден лишь через небольшие лобовые окошки-амбразуры, с созерцанием окружающей обстановки сверху, к тому же на тебе сосредоточены пристальные и восторженные взгляды всех без исключения отдыхающих на берегах или в лодчонках, снующих вокруг.

Дизель мерно, как на настоящем корабле, тарахтит в моторном отсеке, жаль, нет ручного газа, чтобы не давить постоянно на педель акселератора. Но нашли выход: установили распорку между педалью и рычагом КПП. А как же, спросите, управлять, сидя на броне? Ногами! Подошвы на рулевое колесо – и перебираешь ногами, вращая его вправо или влево. При этом  поворачиваются и рули в трубе импеллера, и передние колеса. Вместе с задними они, увы, обеспечивают амфибии внушительную осадку, поэтому на мелководье она цепляет за дно и может даже остановиться – водный движитель не в силах преодолеть сопротивление. Тогда стоит включить передачу в КПП – машина просто поедет по дну, если, конечно, там есть какая-то опора, а не сплошной ил.

ЛУЧШЕ, ЧЕМ ВНЕДОРОЖНИК

Приятно иметь автомобиль, на котором можно не только ездить, как все, но и преодолевать водные преграды практически любой протяженности. Пожалуй, перемещаться по воде даже проще. На суше надо быть готовым к плохому обзору с места водителя, тяжелому и не слишком информативному управлению, оставляющей желать лучшего маневренности машины, солидным габаритам. К тому же почти семь тонн полной массы способны подкинуть неприятный сюрприз на мягких грунтах. Тем не менее, Сергей Жерновой полагает, что из «бардака» может получиться неплохой экспедиционный автомобиль, на котором реально пройти маршруты, недоступные даже самым подготовленным внедорожникам, потому… что они не умеют плавать! Действительно, потенциал есть – наши покатушки по Волге это наглядно доказали.

Значит, дело за большой экспедицией? Куда-нибудь на Север, наверное, поближе к арктическому побережью. Сергей уже начал подготовку! А мы постараемся не упустить шанс совершить уникальное путешествие и уж перед читателями обещаем не остаться в долгу.