«ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ»: РАЗДЕЛЕН В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ

По замыслу организаторов «Шелковый путь» этого года был разбит на две части в пространстве – стартовав в Сиане и преодолев маршрут по территории Китая, гонка должна была по воздуху переместиться в Астрахань, чтобы через несколько российских этапов финишировать в Москве. Однако в итоге марафон оказался разделен не только в пространстве, но и во времени: российская гонка – тяжелейшая, с лихо закрученной интригой – прошла в июле, а китайская часть проекта Silk Way Rally назначена на конец сентября.

Текст и фото: Михаил Ласточкин

МАРШРУТ МЕЧТЫ

«Шелковый путь» этого года обещал стать фантастической гонкой. Прежде всего, благодаря разработанным командой подготовки маршрута уникальным спецучасткам первой половины дистанции. Даже китайские организаторы Silk Way Rally восхищались найденными российскими специалистами на территории их страны шикарными трассами и просили «подарить» их для проведения внутренних соревнований! Они даже не подозревали, что в родном для них Китае столько сложного и красивого бездорожья, идеально подходящего для проведения ралли-рейдов. Гонка должна была пройти по уже известным участникам предыдущих «Шелковых путей» регионам, однако трассы этапов серьезно обновились – стали еще более техничными и трудными.

СКОМКАННЫЙ ШЕЛК

Причиной разделения марафона во времени стал ремонт аэропорта в китайском городе Урумчи. Дело в том, что организаторы ралли запланировали не совсем обычный способ доставки участников рейда и их техники из Китая в Россию – по воздуху. Причем использоваться для авиамоста должны были самолеты АН-124, только они позволяли перевезти огромное количество автомобилей участников и служб обес­печения гонки в приемлемые сроки. А единственным аэродромом, подходящим для взлета и посадки самых грузоподъемных в мире транспортных самолетов в этой части Китая был именно Урумчи. Проблемы организации китайско-российского воздушного моста сорвали планы соединения двух частей гонки – уложиться в отведенные сроки без него было невозможно. Очень обидно – марафон Silk Way Rally 2018, обещавший надолго остаться в памяти участников, не состоялся в своем первоначальном, крайне интересном для гонщиков, виде!

УДЛИНИТЬ И УСЛОЖНИТЬ

В связи с изменившейся ситуацией организаторы перекроили российс­кую часть маршрута, максимально ее усложнив. В результате этого даже до боли – в позвоночнике – знакомые трассы Астраханской области получили несколько новых отрезков. Но самым главным изменением нитки маршрута стало ее увеличение на два гоночных дня – так в географии гонки появилась Калмыкия – в течение которых были проведены этапы из Астрахани в Элисту и обратно, прошедшие в формате марафона. Всего же в ходе гонки спортсменам предстояло преодолеть семь спецучастков общей протяженностью более 2300 километров!

Открывало гонку кольцо по самой популярной в российских ралли-рейдах «площадке» – астраханской степи. Изюмом как всегда были барханы, в том числе не такой уже теперь большой «Большой брат» и также подрастащенная ветрами и подзаросшая травой, но все такая же масштабная «Африка». Затем стартовал двухдневный марафон с ночевкой в Элисте – отдельно от механиков и полным самообслуживанием в части ремонта техники. Трасса первого дня этапа-марафона проходила по быстрым полевым дорожкам Калмыкии, второго – по калмыцкой и астраханской степям. Впрочем, на обратном пути маршрут был сокращен из-за сильного ливня, сделавшего спецучасток непроходимым. Четвертый этап вновь состоял из круга недалеко от Астрахани, после чего «поезд» «Шелкового пути» взял курс на Москву – с тремя специальными участками и остановками в Волгограде и Липецке.

Общая дистанция «Шелкового пути 2018» составила около трех с половиной тысяч километров, при этом миссией группы реконессанса была минимизация лиазонов между бивуаками и спецучастками – пардон за мой иностранный, но так уж повелось с первых «Дакаров», что в ралли-рейдах большинство терминов французские.

СТАРТОВАЯ ВЕДОМОСТЬ

Одно из следствий разрыва гонки во времени – список участников российских этапов «Шелкового пути» оказался короче, чем мог бы быть – все-таки наиболее привлекательной для потенциальных участников гонки была китайская ее часть. Кроме того, несколько экипажей оказались заложниками ситуации: и рады были бы стартовать в Астрахани, но уже отправили боевую технику в Поднебесную, остались безлошадными и лихорадочно искали «прокатные» гоночные машины в российских командах.

Однако и после секвестрирования стартовый лист «Шелкового пути» этого года остался столь же представительным! Даже исключая «хозяев поля» камазовцев, в составе команды которых сплошь победители «Дакара», «Африки Рейс» и SWR (из шести пилотов команды лишь Сергей Куприянов – пока! – не выигрывал, а был только призером одного из трех супермарафонов планеты), список участников содержал фамилии пилотов высшего мирового уровня.

ЗВЕЗДЫ И «ЗВЕЗДОЛЕТЫ»

Конечно, наибольший вес гонке придавало участие двукратного победителя «Дакара», трехкратного обладателя Кубка мира – и прочая, и прочая – искренне любимого и уважаемого российскими любителями ралли-рейдов Нассера Салеха Аль-Аттия. В Астрахани катарец выступал на гоночном Toyota Hilux подготовки бельгийской команды Overdrive. Столь же важным для «Шелкового пути» было и выступление на ней также дважды побеждавшего на главном мировом ралли-рейде испанца Хуана Нани Ромы.

Никак не мог пропустить домашнюю гонку единственный российс­кий «негрузовой» триумфатор «Дакара» Сергей Карякин, в России традиционно выступающий на двухместном квадробагги (в данном случае это Maverick X3 подготовки собственной команды). Выиграть второй супер рейд в сезоне рассчитывал француз Матье Серрадори, первенствовавший на «Африке Эко Рейс 2018» на багги MCM. Хорошо известен в России – в том числе и по победе на нашем «Северном лесе» – и саудовский гонщик Язид Аль-Раджи, как и Нани Рома выс­тупающий на Mini John Cooper Works Rally немецкой конюшни X-Raid. Британец Гарри Хант пока не выиграл большой гонки, однако повышал престиж ШП тем, что привез в Россию ралли-рейдовый суперкар Peugeot 3008 DKR Maxi, поступивший в свободную продажу после завершения заводской программы знаменитой французской команды.

А в списках участников проходившего в рамках «Шелкового пути», но стартовавшего на четыре дня позже этапа чемпионата страны числился и самый титулованный российский экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова. Наши гонщики проехали бы и весь SWR, однако вынуждены были отлучиться на этап Кубка мира в Испании, чтобы его выиграть!

ШОФЕРСКИЕ ДИНАСТИИ

Грузовой зачет ралли-рейдов продолжает развивать семейственность. По стопам Алеша Лопрайса и Жерара Де Роя, а также участвовавших в нашей гонке Айрата Ильгизаровича Мардеева и Эдуарда Валентиновича Николаева (вообще, в пос­тоянном составе «КАМАЗ-мастера» нет пилотов, чьи отцы не работали в команде или с ней), в Астрахани на скользкую дорожку кросс-кантри ралли вступил и шестнадцатилетний Митчел Ван Ден Бринк. Пока, правда, в роли механика экипажа отца, так все же через это проходили! Терухито Сугавара в 1998 году начинал также, а теперь такой же пилот, как его отец, Йошимаса Сугавара. Даже более быстрый – вновь опередил 77-летнего папу на финише «Шелкового пути»! В Астрахани японский клан первым поздравил семью Бринков с боевым крещением младшенького.

ОДНА БОЛЬШАЯ ЛУЧШЕ ПЯТИ МАЛЕНЬКИХ

Нассеру Аль-Аттия крупно не повезло! Сложно было себе представить, что гонку в Абсолютном зачете выиграет кто-то другой, однако с проверенным годами прототипом Toyota Hilux «что-то пошло не так». Заставить работать задний редуктор автомобиля (точнее – установить третий по счету, специально выписанный из Бельгии, поскольку попытки сделать из двух взятых на гонку узлов один нормально работающий ни к чему не приводили), удалось только к заключительным этапам гонки. Так что катарскому пилоту – выигравшему три СУ, в том числе и без заднего привода – достались лишь второе место «Абсолюта» и ерническое звание лучшего в зачете переднеприводных автомобилей.

Еще один фаворит гонки, Хуан Рома, потерял надежду на победу почти сразу, не завершив первый же спецучасток по состоянию здоровья и получив за это 100 часов «пеналя». Выиграв пятый этап, каталонец «забил гол престижа», но не более того. Гарри Хант очень неплохо провел гонку, «забрал» два спецучастка, однако на втором астраханском кольце не выдержала жесткого удара передняя подвеска его бывшего еще совсем недавно заводским прототипа Peugeot.

А вот Язид Аль-Раджи этапов не выигрывал, был «вечно вторым» (четырежды финишировал на второй позиции и дважды – на третьей), зато выиграл гонку! Таким образом, на тяжелейших трассах «Шелкового пути 2018» самым надежным автомобилем стал Mini JCWR.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗВЕЗДЫ

Россия в битве за «Абсолют» была представлена экипажами Андрея Рудского, неизменно выступающего за команду Suprotec на прототипе G-Force BARS, и Дениса Кротова на BMW X3 CC подготовки MSK Rally Team. Для Андрея Рудского и Евгения Загороднюка ШП-2018 наверняка стал самой странной гонкой в карьере. Сначала они «чипэнддейлили», тягая на веревке «обсохший» багги Серредори. Затем застряли в раскисшем поле, пытаясь достать из грязи Аль-Аттия. А в конце гонки на веревке оказывались уже и сами! Подробности – в нашей «Хронике».

Но петербуржцы хотя бы финишировали, пусть и не в пятерке лучших, каковыми числились до заключительного этапа. Москвичу Денису Кротову и его украинскому штурману Дмитрию Цыро повезло гораздо меньше – они жестко «заушились» на пятом этапе, списав технику, но оставшись относительно целыми.

ПЕРВЫЙ – КОМОМ, БЛИН!

Единственным представителем нашей страны в зачете Т2 – зато каким! – стала Анастасия Нифонтова, выступавшая с весьма востребованным ныне штурманом Олегом Уперенко. Чемпионка массы мотоциклетных дисциплин, Настя отчаялась дождаться мотозачета в рамках «Шелкового пути», и при поддержке компании Toyota удвоила количество колес, а также в пять раз увеличила мощность двигателя своей гоночной техники.

Вообще-то, от двигателя она хотела большего, поэтому перепрошила его «мозги», чтобы устанавливаемый в соответствии с техтребованиям рейда ограничивающий подачу воздуха рестриктор не так мешал ехать, не душил мотор LC200. Однако свежая версия программы управления оказалась не самой лучшей – в песках машина нещадно грелась. Тем не менее, на шестой этап гонки дебютант автомобильного зачета вышла одним из лидеров зачета Т2…

Анастасия Нифонтова: «Мне сразу, с первых метров не понравилось поведение мотора, он явно не тянул, а когда въехали в песочницу – мгновенно нагрелся. Мы остановились, из под капота лился антифриз. Подождали около 20 минут, долили воды, завели мотор и проехали еще метров 700, после чего двигатель замолк насовсем. Сказать, что я расстроена – ничего не сказать! Вся команда сделала максимум, чтобы «Бегемотик» добрался до финиша, но есть вещи, которые зависят не только от нас. Я не знаю, когда еще будет возможность принять участие в гонках на автомобиле, но точно знаю, что они меня зацепили, и я хочу проехать гонку на результат от старта до финиша!».

БОК-О-БОК

Ситуацию в зачетах T3 и Open стоит рассматривать совместно – на предстартовой техкомиссии сразу четыре российских экипажа квадроциклов компановки Side-by-side были переквалифицированы в Открытую категорию (собственно, ее и сформировав) из-за неправильной – по мнению комиссаров – установки дополнительных топливных баков.

Команда Сергея Карякина подготовила сразу два боевых «сайд-бай-сайда», второй – для земляка-екатеринбуржца Сергея Фомина. В такой же ситуации оказались один из сильнейших гонщиков популярнейшей российской серии Can-Am X Race Алексей Бердинских и не менее опытный Федор Воробьев. К атмосферному Maverick X3 действующей победительницы ШП Марии Опариной у техкомиссаров традиционно вопросов не было, поэтому «экипаж супротековских блондинок» Опариной и Штаневой остался единственным фаворитом зачета T3. Помешать Маше и Тае защитить титул могли болгарский экипаж Петара Чинкова на Yamaha YXZ 1000R и два французских Polaris RZR 900 хорошо нам известных Николя Дюкло и Фреда Шавиньи.

Таким образом, зачет двухместных квадроциклов разделился на две «лиги»: в одной – а она стала моноклассом турбированных Can-Am Maverick X3 – играли Карякин, Фомин, Бердинских и Воробьев, в другой – все остальные. Но ломались все, независимо от категорий T3 или Open! Чаще всего не выдерживали приводы, но и других технических неприятностей хватало. И только Мария и Таисия не отвлекались на ремонт своего транспортного средства – не женское это дело, маникюр испортить можно! Машинка не подвела и вновь привезла Машеньку к победе. В зачете Open Карякин и Власюк свой квадробагги чинили регулярно, однако не допускали ошибок в пилотировании и навигации, поэтому стали лучшими не только в Открытом классе, но и сильнейшим российским дуэтом Silk Way Rally 2018.

ГРУЗОВАЯ ИНТРИГА

Уже на третьем этапе «Шелкового пути» возникла странная ситуация, которую не упомнят и старожилы ралли-рейдов – «МАЗ СПОРТавто» в полном составе прекратил участие в соревновании, усмотрев предвзятое отношение со стороны руководства гонки к белорусской команде.

Думаете, после такого демарша гонка утратила интригу и экипажи «КАМАЗ-мастер» спокойно покатили в сторону Красной площади? Ничего подобного, драматизма в развитии интриги грузового зачета, по крайней мере, не убавилось – командный успех стал ближе, поэтому в борьбе за персональный результат у экипажей «Синей армады» руки оказались развязаны. Украшением гонки стало соперничество экипажей Дмитрия Сотникова и Андрея Каргинова. Два этапа гонки выиграл Дмитрий, четыре – Андрей, и лишь урезанный заключительный спецучасток достался Ван ден Бринку. Дуэль закончилась на шестом этапе гонки, до которого оба экипажа добрались с разницей в 44 секунды! На машине Дмитрия возникли проблемы с трансмиссией, и звание победителя «Шелкового пути» пришлось передать товарищу по команде. Андрей Каргинов стал первым в истории пилотом грузовика, выигравшим все три современных ралли-марафона планеты: «Дакар», «Африку Эко Рейс» и вот теперь «Шелковый путь»! До него это удалось лишь знаменитому Жану Луи Шлессеру, выступавшему в категории внедорожников.

А экипаж Сергея Куприянова на четвертое место зачета привез работающий на газодизельной смеси экспериментальный грузовик «КАМАЗ-мастера», проявлявший по ходу гонки чудеса экономичности. Кроме того, на жаркой гонке этого года было выявлено еще одно преимущество машины. Сергей Куприянов: «Обычно на подобной трассе на таком двигателе уходит 130–160 литров на 100 километров. А у нас вместе с газом расходовалось всего 100 литров. Это первое. А во-вторых – газ у нас холодный и, приходя в мотор, дополнительно его охлаждает!».

ТАЛИСМАН МАРАФОНА

Дальневосточников Сергея Шалыгина, Артема Канивца и их нестареющую «восьмидесятку» пора уже записать в официальные талисманы марафона «Шелковый путь»! С самого первого издания гонки, не пропустив ни одного выпуска, экипаж неизменно приезжает на старт своим ходом, проходит всю дистанцию и возвращается на малую родину. Без помощи механиков… На перегруженной инструментом и запчастями машине…

Не перестаю восхищаться этими мужиками! И не только я – в этом году российское представительство компании Toyota оценило преданность экипажа и гонке, и марке. На Красной площади, прямо на финишном подиуме, Сергей и Артем получили из рук президента ООО «Тойота Мотор» господина Сюдзи Суга сертификат на поездку в Токио с посещением центрального музея компании Toyota. Заслужили!

ЧЕМПИОНАТ В РАМКАХ

Традиционно организаторы чемпионата и Кубка России по ралли-рейдам стараются провести в рамках «Шелкового пути» этапы двух главных соревнований страны. Возможность окунуться в атмосферу большого международного марафона и выйти на трассы с грандами мировых внедорожных ралли – это здорово. Правда, некоторые участники российских серий считают, что в рамках Silk Way Rally этапу чемпионата отведена роль пасынка и внимания их нуждам и заботам уделяется меньше.

Чемпионат присоединился к «большому» ШП на пятый день марафона, чтобы иметь возможность отпраздновать финиш на Красной площади. В списках главных российских серий числился 41 экипаж, однако они содержали несколько экипажей, к тому моменту уже ехавших в международном зачете. В том числе и непривычные для чемпионата России фамилии Ван Ден Бринк и Сугавара!

«АБСОЛЮТНЫЙ» ПАРАДОКС

Итоги этапа чемпионата парадоксальны – машины категорий «Рейд-спорт» и турбированные квадробагги Т3+ опередили суперпрототипы! Триумфаторами гонки стали два Евгения – Суховенко и Павлов – из команды «Газ Рейд Спорт», традиционно выступавшие на построенной на серийных агрегатах ГАЗель Next. С отставанием в восемь минут на втором месте «Абсолюта» оказался экипаж Дмитрия Воронова из команды «Супротек Рейсинг». Пилоты классического ралли, пришедшие в ралли-рейды только в этом году, стабильно показывают отличные результаты и почти каждую гонку лидируют в своих зачетах. На третьем месте Абсолютного зачета оказался Maverick X3 Сергея Карякина и Антона Власюка. Они всего на 12 минут отстали от Суховенко.

Если бы в автоспорте можно было бы хоть что-то загадывать – этап чемпионата должны были «забрать» Владимир Васильев и Константин Жильцов. Первый день чемпионата подтвердил силу экипажа: стартуя через полчаса после всех участников международного зачета, Васильев с Жильцовым показали третий результат дня и отстали от победителя – Хуана Ромы – всего на семь минут. При этом Нани на трассе обогнал две машины, а Владимир – 28! Естественно, опережать такое количество машин опасно, однако руководство SWR просьбу российского пилота Листа прио­ритета FIA «поднять» его экипаж повыше в стартовке следующего дня отклонило – соревнования разные. На шестом этапе Васильев вновь активно атаковал, что в итоге привело к аварии и сходу. Похожая участь постигла и другой экипаж «Абсолюта» чемпионата – Дениса Кротова и Дмитрия Цыро, также совершивших несколько оборотов через крышу. А вот Андрей Сушенцов и Александр Щанов, несмотря на «уши» на первом СУ чемпионата, сумели продолжить гонку и стали лучшими из экипажей SuperProduction.

В зачете Т2 первенствовали Александр Горьков и Александр Щекин, выступающие на Toyota LC200, а в категории атмосферных Т3 победила Мария Опарина.

Среди грузовиков, как и в международном зачете «Шелкового пути», первые пять мест остались за пилотами «Синей армады». Только места здесь распределились иначе! Наилучший результат показал капотник Эдуарда Николаева, всего 11 секунд ему уступил Андрей Каргинов, а у ставшего третьим Антона Шибалова разрыв с победителем составил почти пять минут.

ЖДЕМ ПРОДОЛЖЕНИЯ!

Странная ситуация: торжественный финиш на Красной площади прошел, призы и кубки вручены, российская часть Silk Way Rally завершена, но уже скоро пройдет торжественный старт этого рейда в Сиане! И есть хорошие шансы, что в одном из ближайших номеров нашего журнала появится рассказ очевидца о китайской части Silk Way Rally 2018.

На сей раз не все задуманное получилось, точнее – получилось по частям и не для всех. Но очень важно, чтобы наша гонка продолжилась в будущем. И не важно – будет ли это ралли-рейд в прежнем формате или марафон Париж – Москва – Пекин, о планах проведения которого в 2020 году много говорят уже сейчас. Россия заслуживает свой марафон!