ХРОНИКА ГОНКИ

О каждом из дней пусть и укороченной, но по насыщенности событиями ничуть не уступающей – или даже превосходящей! – предыдущие издания «Шелкового пути» гонки мы в лучших традициях журнала расскажем в рубрике «Хроника».
ПЕРЕД СТАРТОМ

Подготовка рейда – сложнейший процесс, и начинается Silk Way Rally совсем не с проезда экипажей под стартовой аркой! Гонка готовится целый год, а когда организаторы собираются в месте старта, их труд становится совсем тяжким. Только краткое описание предстартовых мероприятий в «священной книге» гонки с необычным названием «Бук Орга», каждое слово которой должно неукоснительно соблюдаться всеми службами, занимает 32 страницы, в то время как на остальные дни до финиша отведено 39!

Штаб соревнования и все службы размещаются в здании астраханского государственного Театра оперы и балета. Здесь же экипажи проходят административные проверки, а на территории комплекса осуществляется техническая инспекция их автомобилей.

20 ИЮЛЯ. АСТРАХАНЬ. ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ ГОНКИ И СТАРТОВЫЙ ПОДИУМ

На сей раз декорацией церемонии старта Silk Way Rally является величественное здание театра. Церемония начинается с выступления губернатора Астраханской области Александра Жилкина, пожелавшего спортсменам удачи и зачитавшего обращение президента России Владимира Путина к участникам гонки. Через подиум проезжают 43 автомобиля, в составе экипажей которых спортсмены из 24 стран мира. Ведущие церемонии подробно представляют многочисленным зрителям каждый боевой экипаж.

21 ИЮЛЯ. ЭТАП 1: АСТРАХАНЬ – АСТРАХАНЬ

Протяженность спецучастка 311 километров, пробеги до старта и после финиша ничтожны – 26 и 11 километров. Трасса в целом хорошо известна постоянным участникам чемпионата России и зарубежным спортсменам, выступавшим на SWR изданий 2010–2013 годов, в маршрутах которых были задействованы эти места. Но есть и совсем новые отрезки.

Астраханскую зубодробительную степь украшают немного уменьшившиеся в размерах, но все еще внушающие опасения знаменитые песчаные дюны Большой брат, Африка, Скорпионы и другие. После прошедших дождей пески жестче обычного. Жарко. На финише опытнейшие пилоты, лидеры мировых ралли-рейдов признаются, что не ожидали столь сложных условий!

Лучший результат у прототипа Toyota Overdrive Нассера Аль-Аттия, второй – у еще недавно заводского Peugeot 3008 DKR Maxi Гарри Ханта, третьим финиширует Mini John Cooper Works Rally Язида Аль-Раджи. Причем Ханту и Аль-Раджи пришлось останавливаться для замены пробитых колес. Хуан Рома с СР1 отправлен врачами в лагерь. У фаворита Т2 Акиры Миуры нет финиша: сломана трансмиссия. На трассе «обсыхают» сразу несколько автомобилей – вроде и топливо «Газпром нефть» раздает гонщикам бесплатно, ан нет! Первая жертва – победитель «Африки Эко Рейс 2018» Матье Серрадори, вставший буквально в двадцати километрах от финиша. Расход оказывается гораздо выше ожидаемого. Но в рукаве француза есть козырь: полгода назад в Африке в аналогичной ситуации он помог оставшемуся без бензина Андрею Рудскому и теперь вправе истребовать с него должок. Естественно, российский экипаж берет французский багги на буксир и транспортирует его до лагеря. Точнее – почти до лагеря, поскольку теперь топливо заканчивается и у Рудского!

Также с пустым баком останавливается Renault Мартина ван ден Бринка – топливо просто постепенно выливалось на дорогу. Для голландца, под управлением которого в последнее время сгорело уже два боевых грузовика, это далеко не худший исход! Мартин сумел продолжить гонку – дизтопливом поделился российский экипаж газели-прототипа в составе Александра Русанова и Алексея Мальцева – но стремясь отыграть упущенное увлекся: попав в промоину, оторвал передний мост. У других участников грузового зачета проблемы менее существенные – на капотнике Николаева неисправен компрессор воздушной системы, у Мардеева «заканчиваются» передняя блокировка, а затем и ГУР – даже атлетически сложенному Айрату приходится тяжело. Тройка призеров дня – Сотников, Вязович, Каргинов.

22 ИЮЛЯ. ЭТАП 2: АСТРАХАНЬ – ЭЛИСТА

Боевых километров 365, дорожные секции прибавляют к дистанции дня еще 108. Первая часть этапа-марафона: на бивуаке в Элисте «самообслуживание» – ремонт техники можно проводить только силами участвующих в гонке экипажей. Старт скоростного участка расположен на границе Астраханской области и республики Калмыкия – основным покрытием трасс дня становятся довольно быстрые и рулежные полевые дорожки, хотя и у штурманов работы много – час­тые смены направления движения, едва заметные следы и езда по заданным курсам.

Неприятности в этот день валятся на экипажи грузовиков. К исходу дня уже три из четырех экипажей «МАЗ-СПОРТавто» выключены из борьбы за высокий результат – Мурылев вообще не стартует, у Вишневского на трассе дня возникают технические проблемы, Василевс­кий застревает в броде, и лишь мотивированный подтвердить свой высокий уровень серебряный призер «Дакара» этого года Вязович финиширует бодро, но с неработающим последние 100 километров турбонаддувом.

Николаев при попытке обгона товарища по команде Мардеева в жесткой пыли налетает на бетонную плиту и пробивает колесо, однако даже с потерей времени на замену показывает третий результат дня в своем классе. В целом же «КАМАЗ-мастер» занимает первые шесть мест грузового зачета. Каргинов выигрывает этап и теперь его отрыв от Сотникова меньше двух минут.

Не отстают от грузовиков по части числа проблем и участники легкового зачета. На багги Жана Бессона сразу после старта срезает привод, лидирующий в Т3 Николя Дюкло делает «уши», в плотной пыли Maverick Марии Опариной и Таисии Штаневой влетает в промоину. Через 100 километров после старта отказывает задний дифференциал прототипа Аль-Аттия и машина становится переднеприводной.

Аль-Аттия: «Было нелегко, но мы доехали до финиша. Если завтра трасса будет иметь характер, аналогичный сегодняшнему, то я не вижу особенных проблем, но придется быть осторожнее. Мы хотим остаться в гонке – она просто фантастическая! Трасса второго дня совершенно отличалась от первого этапа – сегодня было очень быстро».

Аль-Аттия и на переднем приводе ухитряется сохранить лидерство в овероле, хоть и уменьшая отрыв от Ханта до трех с половиной минут.

На центральной площади Элисты проходит торжественная встреча участников ралли, выступают глава Республики Калмыкия Алексей Орлов, руководитель проекта «Шелковый путь» Владимир Чагин, его заместитель Фредерик Лекиен, знаменитый Люк Альфан, действующий победитель SWR Дмитрий Сотников, один из лидеров текущего зачета внедорожников Матье Серрадори и призер прошлогоднего «Шелкового пути» Хань Вей.

А еще на бивуаке в Элисте празднуют Женский день – в лидеры Т2 выходит Анастасия Нифонтова, лучшая в Т3 теперь Мария Опарина!

23 ИЮЛЯ. ЭТАП 3: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ЭЛИСТЫ В АСТРАХАНЬ

Запланировано 332 боевых километра, а также 143 км лиазонов, но перегоны по асфальту в этот день увеличиваются: коррективы вносит погода – начавшийся ливень делает глинистые отрезки трассы непроходимыми. Гонка остановлена на первом Контрольном пункте – отметке 140 километр.

После «ночи без механиков» – самостоятельного ремонта техники, не все смогли восстановить вышедшие из строя агрегаты. Не заметили, что этап был марафонс­кий разве что Сергей Шалыгин и Артем Канивец – они и так всегда самостоятельно, без механиков, ремонтируют свою заслуженную «восьмидесятку», участницу всех выпусков «Шелкового пути», а запчасти возят с собой!

Аль-Аттия и его штурман Матье Бомель не стали мудрствовать лукаво – при помощи членов экипажей «КАМАЗ-мастера» демонтировали задний дифференциал и приводы, сделав «Тойоту» чисто переднеприводной. И даже в этом случае катарец имел шансы остаться во главе общего зачета. Но… В день третьего этапа начинается сильнейший ливень, трасса раскисает, и недоприводный прототип Нассера залипает в жидкой грязи всего в нескольких десятках метров от КП1, на котором гонка в этот день и остановлена! Помогали бы в этой ситуации задние колеса, возможно, дотянул бы до КП и остался лидером гонки. К застрявшему Аль-Аттия спешат всегда готовые прийти на помощь и достойные звания «Чип и Дейл ШП 2018» Андрей Рудской и Евгений Загороднюк… И садятся рядом! Реальная помощь фавориту гонки приходит только с приездом на размокшее поле экипажа Дениса Кротова, которому все-таки удается вытащить HiLux катарца на сухое место.

А мини-трофи-рейд продолжается: теперь в грязи подсаживаются грузовики – экипажи Николаева, Каргинова и Шибалова. На одном поле с «синими» садится и «красный» – МАЗ Сергея Вязовича, которому помогает экипаж «ГАЗ Рейд спорта» Болеслава Левицкого и освободившийся к тому моменту из грязевого плена Антон Шибалов. Однако после окончания спецучастка Вязович объявляет, что руководство гонки предвзято относится к его команде, и как руководитель «МАЗ – СПОРТавто» принимает эмоциональное решение – снимает коллектив с соревнования – белорусы в полном составе убывают на родину.

После вынужденного простоя из-за марафонского этапа, выспавшиеся и посетившие специально для них организованную дискотеку механики набрасываются на вернувшуюся в Астрахань технику и к утру она вновь исправна и боеготова. Как выясняется, не вся…

24 ИЮЛЯ. ЭТАП 4: АСТРАХАНЬ – АСТРАХАНЬ

Еще одно 366 километровое кольцо по кочкарнику астраханской степи, отягощенное ставшим еще более твердым после прошедшего накануне ливня песком. Самые маленькие лиазоны гонки – в сумме 23 километра.

Замененный задний дифференциал прототипа Toyota HiLux Нассера Аль-Аттии выдерживает только сотню километров, затем машина вновь становится переднеприводной, экипаж теряет около 20 минут. Рудской на четвертом этапе пробивает колесо, Рома придается блуду.

Но главный неудачник дня в стане фаворитов – Гарри Хант. Лидер гонки уже в начале маршрута останавливается со сломанной передней подвеской. Самостоятельно экипаж устранить неисправность не в состоянии, однако Хант – единственный в пелотоне гонки пилот, в распоряжении которого имеется идущий в канале гонки грузовик-техничка – MAN категории Т4.3. Выиграть грузовой зачет на нем, в отличие от быстрой технички, к примеру, «КАМАЗ-мастера», нельзя – это оговорено правилами, как и то, что экипаж такого грузовика имеет право закончить этап по асфальту, если уже не нужен боевому экипажу.

Справедливости ради: техничка была и у XTREME PLUS, ей управлял руководитель команды Марко Пьяна, но это был Cruiser легкового зачета Т2.3. Хант дожидается своей технички, ремонтирует подвеску и, потеряв много времени, продолжает гонку. Однако день не его – перед самым финишем британец вновь останавливается и ждет свой MAN. Неудачи Ханта выводят на первое место «оверола» Язида Аль-Раджи. Зато в Т2 и Т3 в лидерах россиянки – Нифонтова и Опарина. Не стоит забывать и про категорию Open, в который были «сосланы» техкомиссарами несколько сильнейших российских гонщиков класса Т3.

В ней после четвертого этапа лидируют екатеринбургские экипажи команды Snag Racing – победителя «Дакара 2017» Сергея Карякина и постоянного участника SWR Сергея Фомина. На 20 минут от Фомина отстает Алексей Бердинских.

В грузовом зачете не везет Мардееву и Сотникову: у Айрата слетает патрубок турбины, у Дмит­рия ломается амортизатор, а также проблемы с электрикой и системой охлаждения.

25 ИЮЛЯ. ЭТАП 5: АСТРАХАНЬ – ВОЛГОГРАД

Самый протяженный спецучасток гонки – 444 километра, с лиазонами – все 538. Сначала трасса проходит по песчаным дорожкам, дальше характер покрытия меняется – броды, непроходимые еще за месяц до гонки, высохли, зато прошедшие дожди наполнили все углубления на дорогах, образовав огромное количество грязевых луж.

Хант снова останавливается, на сей раз поломка движка. День отк­рывает выигравший предыдущий этап Серрадори, однако на второй половине дистанции его темп замедляется – сломаны стеклоочистители и приходится ехать практичес­ки вслепую.

Аль Аттия вновь едет без полного привода, а плохо приспособленный быть единственным ведущим передний мост перегревается и требует остановок для охлаждения. У Рудского срезает шпильки колеса. На LC200 Нифонтовой также срезает три шпильки из пяти. Переворачивается на высокой скорости BMW Дениса Кротова, машина вдребезги, экипаж цел.

Проехав лишь 25 километров от старта, останавливается Сотников – падение давления турбины – и вновь дело в патрубке.

К экипажам Silk Way Rally присоединяются 23 экипажа участников этапа чемпионата России, в том числе прилетевшие прямо с победного для них финиша испанс­кого этапа Кубка мира Владимир Васильев и Константин Жильцов. Васильев стартует после всех участников международного зачета, но к середине дистанции физически опережает почти всех из них! В итоге третье время дня, быстрее только победивший на этапе Рома и лидер гонки Аль-Раджи.

26 ИЮЛЯ. ЭТАП 6: ВОЛГОГРАД – ЛИПЕЦК

Маршрут боевого этапа протяженностью 317 километров начинается в знаменитых Арчединско-Донс­ких песках, после чего трасса вновь изобилует лужами и жидкой грязью.

Для грузовиков запланировано преодоление известного брода через реку Бузулук, традиционно собравшее множество зрителей. Легковые машины организаторы пускают по мосту.

Нассер Аль-Аттия показывает, «кто в доме хозяин» – наконец-то машину удалось починить, полный привод работает как надо, а если техника исправна, катарец неудержим.

Он «привозит» Роме около семи минут. Третий результат у контролирующего ситуацию Аль-Раджи.

Оба претендента на третье место заканчивают этап «на галстуках» – багги Серрадори тянет на своем Land Cruiser Марко Пьяна, а Рудского транспортирует сначала «как бы «Нива» Дмитрия Воронова, а затем построенный на отечественных агрегатах «как бы «Соболь» Ивана Самарина.

У Нифонтовой греется двигатель, лидер первых четырех этапов вынуждена закончить этап по асфальту.

В грузовом зачете смена лидера – на машине Сотникова неисп­равна трансмиссия. На первую строчку текущей классификации выходит экипаж Андрея Каргинова.

Васильев вновь вынужден обгонять десятки машин международного зачета. Он очень быстр, но на второй половине дистанции его Mini попадает в промоину и переворачивается. Передний мост вырван с корнем и лежит на приличном удалении от изуродованной машины, экипаж цел.

После схода Васильева победу на этапе чемпионата страны одерживает Сергей Карякин. Второе время показывает гонщик команды «ГАЗ Рейд Спорт» Евгений Суховенко – он же становится лучшим в зачете Рейд-Спорт. Андрей Сушенцов замыкает тройку призеров.

27 ИЮЛЯ. ЭТАП 7: ЛИПЕЦК – МОСКВА

Запланировано 192 километра боевой дистанции и 316 километров дорожных секций, но погода вновь вносит коррективы – глубина расположенного примерно посередине маршрута брода за ночь увеличивается до 90 сантиметров! Старт перенесен на КП1, таким образом участникам предстоит пройти всего 80 километров.

Очередных перестановок в группе лидеров, которых уже по привычке ждали и от последнего, даже укороченного этапа, не происходит. Финишировавшие в этот день пятыми Язид Аль-Раджи и Тимо Готтшальк с огромным преимуществом в один час восемь минут выигрывают гонку и подтверждают надежность Mini John Coopr Works Rally, подготовленного немецкой конюшней X-Raid.

После схода лидеров Т2 Анастасии Нифонтовой и Олега Уперенко победителями гонки становятся китайцы Юн Ганг Цзи и Сонг Юн на Toyota LC200. В Т3 титул победительниц Silk Way Rally защают Мария Опарина и Таисия Штанева, выступавшие на подготовленном в Петербурге Максимом Сергеевым и сумевшем полностью удовлетворить техкомиссаров гонки Maverick X3. Первым в истории «Шелкового пути» победителями нового зачета Open становятся Сергей Карякин и Антон Власюк на квадробагги собственной подготовки. Экипаж команды «КАМАЗ-мастер» Андрей Каргинов, Андрей Мокеев и Игорь Леонов одерживает победу в грузовом зачете ралли.

И все-таки совсем без проблем не обходится даже заключительный этап! Еще на лиазоне у прототипа BARS Андрея Рудского открывается течь масла… По асфальту машину на веревке буксирует все тот же Серрадори, а по боевой трассе – все тот же Пьяна! К сожалению, события заключительного дня отбрасывают российский экипаж с пятого на девятое место. Не уезжает с гонки без возгорания Мартин ван ден Бринк – приходится тушить колесо. Традиция?

27 ИЮЛЯ. МОСКВА, КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ

Впервые столица России становится не местом старта, а финишной точкой «Шелкового пути» – выдавшаяся очень тяжелой и безумно интригующей гонка вернулась домой. Но это еще не все – впереди осенняя часть Silk Way Rally в Китае. О ней мы также расскажем на страницах нашего журнала.

ИТОГИ SILK WAY RALLY 2018
ЗАЧЕТ ВНЕДОРОЖНИКОВ
1 Язид Аль-Раджи (SAU) – Тимо Готтшальк (DEU) Mini John Cooper Works Rally 23:49’14
2 Нассер Аль-Аттия (QAT) – Матье Бомель (FRA) Toyota Hilux 24:57’26
3 Матье Серрадори (FRA) – Фабиан Луркин (BEL) MCM Original 28:56’21
4* Сергей Карякин – Антон Власюк (RUS) Maverick X3 903TCIC Can-Am 31:22’27
5** Мария Опарина – Таисия Штанева (RUS) Maverick X3 Atmo BRP 32:32’57
6 Петар Ченков – Пламен Николов (BGR) Quaddy YXZ1000R 32:45’53
7 Алексей Бердинских – Кирилл Шубин (RUS) BRP Can-Am Maverick X3 XRS 32:54’34
8*** Юн Ганг Цзи и Сонг Юн (CHN) Toyota Land Cruiser 200 33:26’58
9 Андрей Рудской Евгений Загороднюк (RUS) G-Force Bars 33:30’47
10 Александр Русанов – Алексей Мальцев (RUS) Gaz 23107 34:30’36
ГРУЗОВОЙ ЗАЧЕТ
1 Андрей Каргинов – Андрей Мокеев – Игорь Леонов (RUS) КАМАЗ 43509 25:26’12
2 Айрат Мардеев – Айдар Беляев – Ахмет Галяутдинов (RUS) КАМАЗ 43269 25:44’14
3 Антон Шибалов – Дмитрий Никитин – Иван Романов (RUS) КАМАЗ 43269 26:29’41
4 Сергей Куприянов – Александр Куприянов – Дмитрий Свистунов (RUS) КАМАЗ 4326 27:17’41
5 Эдуард Николаев – Евгений Яковлев – Владимир Рыбаков (RUS) КАМАЗ 43509 27:45’26
6 Терухито Сугавара – Мицугу Такахаши (JPN) Hino Ranger 500 28:27’47
7 Михаил Шкляев – Александр Лагута (RUS) ГАЗ C41R13 37:58’29
8 Болеслав Левицкий – Станислав Долгов (RUS) ГАЗ C41R13 38:40’22
9 Йошимаса Сугавара – Ахито Сакураи (JPN) Hino Ranger 48:27’04
10 Дмитрий Сотников – Руслан Ахмадеев – Ильнур Мустафин (RUS) КАМАЗ 43509 130:25’55

* Лучшие в зачете Open.

** Лучшие в Т3 и среди женщин-пилотов/женских экипажей.

*** Лучшие в Т2.

 

ИТОГИ ТРЕТЬЕГО ЭТАПА ЧЕМПИОНАТА РОССИИ ПО РАЛЛИ РЕЙДАМ

«ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ 2018»

АБСОЛЮТНЫЙ ЗАЧЕТ
1 Евгений Суховенко – Евгений Павлов Ростов/Тверь ГАЗель Next 10:24’25
2 Дмитрий Воронов – Александр Андреев Санкт-Петербург ВАЗ НИВА Suprotec 10:32’33
3 Сергей Карякин – Антон Власюк Екатеринбург Maverick X3 10:36’53
ЗАЧЕТ Т2
1 Александр Горьков – Александр Щекин Москва/Н.Новгород Toyota LC 200 11:53’28
2 Богдан Вавренюк – Руслан Мосолов Коломна УАЗ Карго 12:39’37
3 Леонид Петров – Антон Плетенев Москва/Коломна Toyota LC Prado 13:06’50
ЗАЧЕТ Т3
1 Мария Опарина – Таисия Штанева С.-Петербург/Владимир BRP Maverick 12:19’55
2 Игорь Хмельницкий – Дмитрий Кожухов Москва Yamaha YZR 1000R 13:23’19
3 Сергей Калинин – Дмитрий Калинин Москва Citroen C1 16:16’43
ЗАЧЕТ РЕЙД-СПОРТ
1 Евгений Суховенко – Евгений Павлов Ростов/Тверь ГАЗель Next 10:24’25
2 Дмитрий Воронов – Александр Андреев Санкт-Петербург ВАЗ НИВА Suprotec 10:32’33
3 Алексей Игнатов – Олег Нежнов Челябинск/Н.Новгород ГАЗель Next 10:51’39
ГРУЗОВОЙ ЗАЧЕТ
1 Эдуард Николаев – Евгений Яковлев – Владимир Рыбаков Н. Челны КАМАЗ 43509  9:23’27
2 Андрей Каргинов – Андрей Мокеев – Игорь Леонов Н. Челны КАМАЗ 43509  9:23’38
3 Антон Шибалов – Дмитрий Никитин – Иван Романов Н. Челны КАМАЗ 43269  9:27’54

 

КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ
1 Suprotec

 

2 Вираж

 

3 ГАЗ Рейд Спорт