«ЛАДОГА»: ГОНКА? ПРИКЛЮЧЕНИЕ? ФЕСТИВАЛЬ?

В этом году в названии без преувеличения легендарного марафона вокруг Ладожского озера появился термин «фестиваль». В каком направлении развивается «Ладога», насколько актуально определение «приключение» в слогане «Самое большое 4х4 приключение» и не сократилась ли спортивная составляющая этого рейда? Попробуем разобраться.

Текст: Михаил Ласточкин
Фото: автор, Мария Панкова, Алексей Тонкопий, Юрий Овчинников, архив организаторов

ТРАДИЦИЯМ ВЕРНЫ!

Что за «Ладога» без торжественного старта на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга? И пусть подобные мероприятия в городе становится согласовывать все сложнее и сложнее – тут уместно поблагодарить Фонд «Ладога Трофи Рейд» – ярким теплым праздничным субботним утром 26 мая 2018 года участвующие, сочувствующие и провожающие вновь собрались на историческом (и для города, и для марафона вокруг озера) месте. В небо взмыли разноцветные воздушные шарики по числу прошедших с Рождества Христова лет, а участники с разной степенью уверенности преодолели первое препятствие – стартовый подиум. И вскоре окунулись в вязкое болото стоячей питерской пробки, закончившейся только за городом, на Мурманке.

ВЕДЬ БЫЛИ Ж СХВАТКИ БОЕВЫЕ»

Нервное напряжение первого дня нашло выход на интересной и трудной трассе Пролога, где от спортсменов требовалось как раз максимально сохранять самообладание, чтобы не потерять результат на первом же спецучастке гонки. На небольшом болотном пятачке «смешались в кучу» машины, люди… Паутину из переплетенных тросов лебедок удалось распутать не сразу и не без идиом русского языка. Многие «вернулись с поля», но не все! Несколько экипажей вынуждены были заняться ремонтом на первом же этапе «Ладоги 2018».

К СТАРТУ ДОПУЩЕНЫ!

Экономическая ситуация в нашей стране не способствует процветанию автоспорта, редкая гонка собирает столько же участников, что и в «сытые» годы. «Ладога» не исключение, но…

Спортивные зачеты рейда по сравнению с предыдущим годом наполнились на треть лучше! Хотя в абсолютном исчислении и это немного – 37 экипажей в зачетах ТР1, ТР2, ТР3 и Proto против 24 в 2017. Изрядная доля прироста достигнута за счет соседей – делегаций из прибалтийских стран. Согласно тенденциям в смежных дисциплинах автоспорта, наибольшее количество участников собрали старшие классы – по 11 экипажей были заявлены в ТР3 и Proto.

Два квадро-зачета и вездеходная категория ATV Special в сумме собрали 42 команды. В этой дисциплине прирост участников еще заметнее, чем в спорте. Жизнь налаживается?

В зачетах Adventure, Adventure Open и Euro, где места распределяются по итогам пусть и очень сложного, но единственного спецучастка, соревновались 38 экипажей. Еще 22 райдера приехали на «Ладогу» на мотоциклах.

ТЕРТЫЕ И ПОЛИРОВАННЫЕ

Ну а самая многочисленная категория «Ладоги» – по-прежнему Grand Tourism. На этот раз в «профессиональные гранды» зачета GT Pro записался 51 экипаж, а еще 14 машин разыгрывали медали в младшей категории GT Lite. Правда, на сей раз не всегда было понятно, кому из двух зачетов «больших туристов» сложнее – первое сообщение об утопленной машине пришло именно из стана «полированных»! Напомним, что участники GT Lite занимаются собирательством данных для разгадки квеста и другими исключительно туристическими, не спортивными забавами.

А вот экипажи GT Pro в этом году дважды попадали на маршруты спортивных зачетов – на сухой, без грязи, но очень интересной триальными препятствиями и бродами части знаменитого Мегадрайва и сосватанном старшим Овчинниковым «рельефном» отрезке, названном «Привет от Юры». От обеих трасс джиперы остались в полном восторге!

БЕЗ ОСАДКОВ

Поздняя весна и на неделю более ранний, чем обычно, старт «Ладоги» обещали высочайшие уровни воды в водоемах и борьбы в зачетах. Кровожадные фотографы и видеооператоры блаженно улыбались в предчувствии изобилия суперкадров с утонувшими машинами и плавающими спорт­сменами. Конечно, без картинки парочки затопленных прототипов на «Ладоге» никогда не останешься, однако в целом трассы оказались максимально обезвоженными!

Победитель «Дакара», а теперь и трофи-рейда «Ладога» Сергей Карякин: «Было очень сухо, конечно, погода во многом сыграла свою роль – я помню эти же болота в прошлом году – они были едва проходимые, а сейчас они больше похожи на асфальт. А мне больше хочется чего-то среднего!»

Странно, обычно полноводные болота оказались сухими, а уровень воды в Ладоге поднялся больше чем на метр! Вся вода из болот стекла в озеро? От обычно очень широкого пляжа в заключительном лагере марафона осталась лишь узкая полоска песка. С момента проведения первой «Ладоги» в 1992 году такую картину можно было наблюдать впервые. Глубже, чем обычно, оказался и уровень воды на знаменитом спецучастке «Бобры», однако это можно было попробовать объяснить трудолюбием и усердием столь уважаемых джиперами грызунов.

ЗАСАДА!

Наиболее проблемным оказался предложенный участникам категории ТР3 СУ второго дня гонки протяженностью 40 км, за время работы которого всю дистанцию удалось пройти только одному экипажу. Ключевой двухкилометровый участок вязкой черной глины большинство экипажей преодолевали исключительно при помощи лебедки, ехать «колесами» не представлялось возможным.

Сергей Хальзев: «СУ2 был как раз «наш» – длинный, болотный отрезок трассы, требующий выносливости. У нас получилось его отработать, так что мы единственные, кто вообще преодолели этот этап и получили существенный запас по времени от остальных участников в текущей классификации гонки.

«Ладога» – это самое статусное и самое тяжелое соревнование для любителей и профессионалов оффроуда. Большая ответственность по части подготовки машины и тренировки экипажа – физическая нагрузка здесь достаточно серьезная: спецучастки длинные, тяжелые, нужно умудриться не только быстро проехать, но еще и не сломать машину. А если вдруг случается поломка, то ее нужно в максимально короткие сроки устранить и продолжить гонку, поэтому кроме всего прочего – еще и психологическая нагрузка серьезная».

Организаторы переживали из-за излишней сложности трассы второго дня для автомобильного зачета ТР3, но в остальных категориях этап удался. А Карякин (ехавший по тому же маршруту, что и ТР3, но на квадроцикле) очень высоко оценил трассы первых двух дней, назвав их «мега-крутыми»!

ТРИ В ОДНОМ

Вообще же заранее точно оценить сложность трассы в трофи-рейдах на момент проведения гонки крайне сложно: подсохло или намокло – консистенция грязи или «топкость» болота изменились. Да и что считать критерием трудности трассы? Член КСК, многократный победитель «Ладоги» и чемпион страны Геннадий Малецкий предлагает следующий показатель: если 60–70% стартовавших на СУ участников получили финишную отметку, значит, сложность участка оптимальная, а время работы спецучастка (или норма времени) посчитаны правильно.

Исключение Малецкий делает только для самого сложного этапа «Ладоги» – СУ Challenge. Здесь, учитывая напряженный формат, можно «снизить» количество финишировавших до половины.

Многократный чемпион «Ладоги» в зачете ATV-Open Алексей Тузов: «Челлендж» во многом определяет судьбу участника. Он включает в себя прохождение трех новых спецучастков подряд с интервалом два часа между ними. Такое временное ограничение не дает права на ошибку: если ты сломался на первом СУ, у тебя нет времени отремонтироваться к следующему. Расписание примерно такое: прошел один СУ в рамках «Челленджа» – у тебя есть два часа отдыха, за которые ты должен успеть умыться, побриться, починить машину, заправиться, слить результаты и нестись на старт следующего СУ. Финишировал на втором этапе – все по-новой. Выходит, что «Челлендж» – это мини-марафон внутри большого марафона под именем «Ладога».

На сей раз в «Челлендже» были представлены три новых для широкой публики, но частично знакомых участникам осеннего «Ладога Форест» спецучастка: «Калиолампи», «Ютсенярви» и «Каменное озеро». Участники каждого зачета проходили все три трассы, но в разной последовательности и в разное время.

LITE CHALLENGE

О том, как проходил этап «Челлендж» у зачета GT Lite, рассказал руководитель гранд-туристов Андрей Буштаренко: «В этом году в «Лайте» много новичков, но сейчас они уже освоились – поняли, что от них требуется. И если в первый день были вопросы: «А что, все время будет так легко?», а во второй день: «А что, теперь все время будет так сложно?», то теперь они «вкатились» и очень довольны.

У «Лайта» тоже был «Челлендж», и в этом году его трасса проходила аж через Петрозаводск! Когда участники получили контрольные точки, долго писали в наш чат в Телеграм: «А нет ли ошибки? У нас получаются точки на берегу Онежского озера, но мы же на «Ладоге трофи»! На что я отвечал, что трасса действительно проходит вокруг Ладожского озера, а радиус никто не задавал».

ПО «БОБРАМ»

Один из самых известных ныне действующих спецучастков «Ладоги» – бобры и джиперы уживаются в этом месте уже много лет – на этот раз работал для «старшеклассников».

Ежегодно в устроенном грызунами водохранилище тонут автомобили, не стал исключением и нынешний сезон – один из автомобилей поплавал-таки вверх колесами. Многие экипажи оценив, что на сей раз в желании устроить участникам рейда интересное водное препятствие бобры несколько перестарались – уровень воды выше обычного, искали пути объезда.

Без оглядки плюхались в воду только участники ATV Special на плавающих вездеходах. Прошли напрямую, хотя и гораздо осторожнее, с тщательной проверкой траекторий, несколько машин старших зачетов. А из квадроциклистов пересечь бобровое угодье отважились только Стас Куренков и Сергей Карякин. Остальные спускались в воду, но, немного поплавав, в конце концов, возвращались на исходную, чтобы объехать глубокое место посуху. Оказалось, что контрольные точки стоят только на въезде в брод и выезде из него – посередине КП нет.

ДИСКРЕТНЫЙ ПЕНАЛЬ

Кстати о КП. Второй год на «Ладоге» используется дискретная пенализация за их невзятие.

Каждая из контрольных точек имеет вызванный погрешностью систем GPS/Glonass радиус действия. И если раньше трек участника отклонялся от этой воображаемой окружности, следовал незачет точки, то теперь за каждый метр такого отклонения экипаж получает только две минуты пеналя. Как в стрельбе по мишени: центр – 10 очков, а чем дальше от него, тем меньше баллов в зачет.

Новшество прогрессивное, но требующее более тщательного выбора координат КП – при нас несколько экипажей даже не пытались спустить автомобиль в воду, мотивируя тем, что за два недостающих до зачета точки метра получат лишь четыре минуты штрафа – разматывать трос лебедки и тянуться с ее помощью на берег выйдет дольше. А четыре минуты на 67 часах общего результата никак не отразятся.

Ситуацию исправило бы сокращение радиуса действия КП до 30 м, на нынешнем уровне развития бытовой навигационной техники это возможно, однако требует замены парка контрольных приборов, выдаваемых каждому участнику «Ладоги». И организаторы рейда работают в этом направлении!

«ЛАДОГА» НА ЛАДОГЕ

Финальный лагерь гонки традиционно расположился на берегу Ладожского озера: церемония приема новичков в джиперы, красочное награждение победителей, оперный концерт, огромный «пионерский» костер, общение с единомышленниками и выплеск эмоций после тяжелой «рабочей» недели – традиции «Ладоги» соблюдаются неукоснительно! И все это элементы фестиваля.

Тут уместно привести мнение победителя зачета ATV Сергея Карякина: «Ладога» как всегда понравилась! Дело не в участии и не в первом месте, «Ладога» – это уникальный шанс отдохнуть душой, тут такие нетронутые места, особенно Карелия – это незабываемые виды, незабываемые красоты, запах торфяных болот – это ни с чем не сравнить, это нереально. Так что, в первую очередь – отдых для души, плюс – хорошая компания!».

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Полностью согласен с Сергеем! Чертову дюжину раз побывав на «Ладоге», я понимаю, что рейд вокруг озера для меня – нечто большее, чем просто гонка, приключение или фестиваль. «Ладога» стала образом жизни, и пропустить ее мне бы совсем не хотелось.

Честно признаюсь – был период, когда показалось, что я уже все знаю про этот рейд. Благо наш журнал всегда был связан с трофи-рейдом «Ладога» теснейшим образом, я вновь объехал озеро и с тех пор открыл для себя много интересных вещей – в этом году слегка подзабросив спортивные баталии, мы проехали по удивительно красивым и памятным местам Приладожья, получив массу удовольствия!

Всем советую приобщиться к «Ладоге» – будь то постоянная гонка на время, где дорога каждая секунда, или преодоление сложного бездорожья не на секундомер – в зачетах Adventure, или знакомство с полным таинственного очарования Приладожьем, или фотоохота на джиперов… И неважно, фестиваль это, спорт или приключение – ехать надо!

НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ ОБ ОРГКОМИТЕТЕ И ПЕРСПЕКТИВАХ «ЛАДОГИ» Я ЗАДАЛ АВТОРУ САМОЙ ИДЕИ ПРОВЕДЕНИЯ ПИТЕРСКОГО ТРОФИ-РЕЙДА И ОДНОМУ ИЗ УЧРЕДИТЕЛЕЙ МАРАФОНА АНАТОЛИЮ МОЛЧАНОВУ.

– Кто является организатором трофи-рейда «Ладога»?

– Организацией и проведением «Ладоги», как и прежде, занимается Санкт-Петербургский Офф-Роуд и 4х4 клуб. Но в последние годы мы совместно с Росконгрессом создали «Фонд организации и развития спорта и спортивного туризма «Ладога Трофи Рейд». Задача фонда – содействие проведению трофи-рейда «Ладога» административным ресурсом и привлечением финансов.

– Чувствуется?

– По административной части однозначно стало лучше, и деньги пошли. Третий год большая часть затрат на организацию Торжественного старта «Ладоги» на Исаакиевской площади оплачивается фондом. Кстати, и в прошлом, и в текущем году без его помощи старт на исторической площади Петербурга нам бы просто не согласовали!

– Что такое «Ладога-трофи» в том виде, как она была все последние годы – понятно. Что нового привносится в нее сейчас? В чем развитие?

– Переход в некий большой внедорожный фестиваль, в котором объединены различные соревнования и не имеющие прямого отношения к спорту мероприятия. В этом году мы только наметили пути развития на будущее. Пока же увеличили количество участников спортивных зачетов по сравнению с прошлым годом. К сожалению, по объективным причинам не получилось провести соревнования бегунов и велосипедистов.

– То есть, вы верны традициям, и спорт – есть спорт? Сокращать его вы не собираетесь, но добавляете новые элементы?

– Да. Скажу больше: в этом году мы решили для увеличения спортивной составляющей отказаться от собственного участия в судействе, и привлекли в Коллегию спортивных комиссаров авторитетнейших спорт­сменов, чтобы избежать претензий в том, что судейство ориентировано на интересы организаторов. Это способствует улучшению имиджа гонки. Задачи организаторов – хорошо функционирующие службы лагеря и обеспечение условий для работы судей, а решение спорных вопросов передано никак не зависимой от нас КСК.

 – Переход к формату фестиваля предусматривает множество дополнительных активностей, помимо преодоления бездорожья. Что вы планируете?

– Мы стараемся разнообразить жизнь оставшихся в лагере, чтобы к нам приезжали участники целыми семьями. К уже имевшимся службам бивуака – кафе, душу, бане, туалету, продаже сувениров, детскому саду с воспитателями-аниматорами – мы добавили доступ в интернет (правда, заработал он только начиная со второго лагеря), кинозал, продажу кваса-пива и настоящий бар на закрытии «Ладоги». В этом году спонтанно попробовали – и дальше будем развивать! – проливку водой «улиц» лагеря. Количество пыли принципиально уменьшилось. Планируем организовывать концерты артистов и другие мероприятия, разнообразящие жизнь бивуака.

– В календаре остаются два основных события «Ладоги», планируется ли увеличение количества мероприятий?

– Помимо «Ладоги» мы проводим и осеннее соревнование «Ладога Форест». Пытались организовать снегоходный Ladoga Snow Cup, однако соревнование трижды переносилось за полным отсутствием снега, а в итоге так и не состоялось. Есть и другие задумки, но о них мы расскажем позже.

На август этого года запланировано проведение фестиваля «Ладога Фест», объединяющего три субъекта федерации: Санкт-Петербург, Карелию и Ленинградскую область. Ожидается, что он станет ежегодным и будет поводиться каждый раз на новом месте. Возможно, что у нас появятся совместные проекты.

В ФИНАЛЬНОМ ЛАГЕРЕ ГОНКИ СОСТОЯЛСЯ НАШ РАЗГОВОР С ОТЦОМ-ОСНОВАТЕЛЕМ «ЛАДОГИ», НЫНЕ ОТВЕТСТВЕННЫМ ЗА ТРАССЫ «ЛАДОГИ» ЮРИЕМ ОВЧИННИКОВЫМ.

– Что в прошедшей Ладоге понравилось больше всего?

– Как всегда – люди! Это то, что не может не нравится на «Ладоге».

– А еще?

– То, что в аспекте подготовки трасс удалось почти все. Заметный прокол с нашей стороны – во второй день в ТР3 финишировала только одна машина.

Зима была более-менее снежная, воды было море, но с первого мая по сегодняшний день не прошло ни одного дождя! Это сыграло злую шутку, трассы высохли даже несмотря на то, что мы стартовали на неделю раньше обычного. С другой стороны, если бы некоторые наши спецучастки были мокрыми, было бы слишком сложно. А так участники проводили на каждом СУ по три-четыре часа. В этом смысле, с точки зрения сложности и протяженности трасс, все удалось – возможно, они были недостаточно грязными, но их длина покрывала этот недостаток. К примеру, та самая трасса второго дня была более 40 км.

– А как рассчитывается время работы спецучастка?

– Я исходил, прежде всего, из логистики гонки – люди должны успевать доехать до лагеря и отдохнуть. Оно завязано еще и на старт предыдущего дня. К примеру, предшествующие «Челленджу» СУ стартовали раньше, чтобы участники успели подготовиться к самому тяжелому этапу гонки.

 – Что можно сказать про новизну трасс?

– Мы давно приняли решение, что разведкой трасс весной не занимаемся – не хватает времени! «Ладога» начинается 26-го, а десятого мая я застреваю на машине в снегу. Весной есть время только на проверку уже разведанных маршрутов. Зато прошлым летом и осенью как никогда плотно занимались разведкой трасс, в том числе и под Ladoga Forest. И поэтому у нас появилось много новых участков для «Ладоги 2018». Несмотря на сухость, на этапах вблизи Питкяранты часто требовалось использование лебедки, и в целом легко там не было. Нарекания в свой адрес я слышал только по второму дню гонки.

– Как вы относитесь к термину «фестиваль» применительно к «Ладоге-трофи»?

– У меня всегда было отношение к «Ладоге», как к путешествию, отдыху, возможности пообщаться, спорту, туризму… В этом смысле «Ладога» скорее действительно фестиваль, хотя и не совсем. А слово «приключение» когда-то использовалось исключительно как маркетинговое. Но если честно, про термин «фестиваль» я узнал уже после старта гонки.

– Я считаю идею ежегодной смены направления объезда Ладоги гениальной – рейды частично проходили по одним и тем же местам, но заметно отличались и не приедались. Однако в последние годы марафон идет только против часовой стрелки. Почему?

– Мне это тоже не по душе, но так удобнее. Прежде всего, из-за финального лагеря – он привязан к Ладоге и ближе к Питеру, здесь логичнее выглядит награждение. К тому же, это единственное место, где сейчас можно выехать на берег Ладожского озера.

– Какова главная задача организаторов «Ладоги»?

– Главное – в наше экономически непростое время суметь привлечь участников. В этом году мы предприняли поездки по городам и весям с презентацией «Ладоги». Она вызвала живой интерес у местных джиперов. Нам задавали прагматичные вопросы, жаловались на экономику – мол, тяжело и дорого.

Все прекрасно понимают, что основные расходы связаны с подготовкой и проведением «Ладоги», а никакой ни стартовый взнос, тем не менее, разыгрываемые нами уже оплаченные путевки кому-то помогли попасть в число участников.

Мне видится так: во-первых, нужно заблаговременно решить вопрос с нашими партнерами о финансировании проекта, чтобы снизить стартовые взносы. Сначала – для квадроциклистов (сейчас команда из двух райдеров платит больше, чем один экипаж автомобиля). Во-вторых, продолжить работу в джиперской среде – нужно постоянно напоминать, что ты есть, а также что ты хороший и помнишь об участниках. Нужно активно заниматься популяризацией нашего рейда. «Ладога» – это красивая природа, интересные спортивные трассы, качественная инфраструктура, справедливое судейство и общение с такими же больными бездорожьем, как ты сам. Об этом многие просто не знают.

СТАТУС ГОСТЯ

ФЕСТИВАЛЬ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЗРИТЕЛЕЙ. КТО ЖЕ МОЖЕТ СТАТЬ ГОСТЕМ «ЛАДОГИ» И УВИДЕТЬ ЭТО СОБЫТИЕ ИЗНУТРИ? ОТВЕЧАЕТ ДМИТРИЙ ОВЧИННИКОВ, ДИРЕКТОР СОРЕВНОВАНИЯ.

Приятно огромное внимание со стороны зрителей к «Ладоге»! С одной стороны это радует, нам приятно, что на нас обращают внимание и за нами следуют, к нам присоединяются – это, бесспорно, популярность!

Но все-таки мы призываем всех заранее подавать заявки и получать опознавательные знаки соревнования, чтобы находиться вместе с участниками в лагере. Мы соблюдаем все нормы экологии и безопасности, поэтому нам важно понимать, что все болельщики и гости проинструктированы, и никто не нарушает правила регламента.

Чтобы попасть на «Ладогу» болельщиком, нужно быть аккредитованным гостем, то есть, получить поручительство кого-то из экипажей участников. А экипаж уже несет ответственность за каждого своего гостя, и может быть наказан серьезной спортивной пенализацией за нарушение правил поведения гостей. Друзья и гости в таком случае прекрасно понимают все объяснения и предупреждения, почему, например, нельзя разжигать костры в неположенных местах, мыть машину в охранных водоемах, ездить по лагерю более 5 км/ч, рубить деревья или раскидывать мусор.

Что получает аккредитованный гость? Во-первых, доступ ко всей инфраструктуре базового лагеря. Сюда входят полевая кухня и столовая, детский лагерь с веселыми аниматорами, душевая и туалетная кабинки, медицинская служба и даже пышечная. Что позволяет всем участникам и гостям чувствовать себя комфортно в походных условиях? Мусор вывозится централизовано, всегда готова вкусная и сытная еда, в душе льется горячая вода, детям есть чем заняться, и главное – все согласовано и не придется оплачивать всевозможные штрафы, например, за разведение костров в природоохранной зоне.

Во-вторых, удобство и централизованное расположение в лагере, среди единомышленников и профессиональных спортсменов! Можно познакомиться с бытом и стилем жизни настоящих профессионалов трофи-рейдов, увидеть новых интересных людей, заводить знакомства и отправляться на специальные участки трассы в поисках отличных ракурсов для фото, к тому же, доступна вся информация пресс-центра из первых рук.

В-третьих, это безопасность: закрытый лагерь достаточно удален от крупных городов и поселков, поэтому в лагере находятся только организаторы, участники, представители СМИ и гости (друзья и друзья друзей участников).

ПОБЕДИТЕЛИ И ПРИЗЕРЫ ТРОФИ-РЕЙДА «ЛАДОГА 2018»
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЗАЧЕТЫ
ЗАЧЕТ TR-1
1 Дронов Юрий/Кузнецов Сергей Санкт-Петербург Toyota LC 70
2 Богословский Игорь/Богословский Сергей Саратов УАЗ-31512 «Зебра»
3 Столярчук Виктор/Иванов Сергей Санкт-Петербург Land Rover Defender
ЗАЧЕТ TR-2
1 Багаев Алексей/Гайсин Вадим Санкт-Петербург Toyota LC 70
2 Миронов Дмитрий/Пушной Павел Санкт-Петербург Land Rover Defender
3 Кадыр Алмаз/Ахмудов Руслан Казахстан, Алматы Toyota LC 73
ЗАЧЕТ TR-3
1 Лубешкин Виталий/Шохин Алексей Санкт-Петербург/ Саратов Прототип TRX 4
2 Козловский Виктор/Кротенок Дмитрий Беларусь, Новый Двор Land Rover Suhogruz
3 Хальзев Сергей/Пазычев Андрей Липецк КотоПес 3.0
ЗАЧЕТ PROTO
1 Gurklys Nerijus/Емелин Павел Литва, Вильнюс/ Тольятти Прототип VW Amarok
2 Klaasimae Tarvo/Praks Ivar Эстония, Таллин Прототип Honda T4
3 Purga Joel/Ojala Kiur Эстония, Мулкланд Прототип JP5
ЗАЧЕТ EURO
1 Guzauskas Tomas/Gaspariunas Gytis/Morkunas Darius/Sereika Justas Литва, Пасвалис Nissan Patrol GR
2 Чесноков Станислав/Чесноков Владислав Москва Jeep Cherokee
3 Туманов Артур/Рудницкий Владимир Беларусь, Минск Jeep Wrangler Rubicon
ЗАЧЕТ ADVENTURE
1 Сычева Татьяна/Алексеев Александр Санкт-Петербург Toyota LC 70 «Маруся»
2 Клюев-Корчагин Алексей/Клюева-Корчагина Татьяна/Ганичев Андрей Санкт-Петербург Toyota LC 70
3 Trukman Marti Mihhail/Meresaar Rannar Rein/Paas Veiko Vaino Эстония, Таллин Toyota LC 70
ЗАЧЕТ ADVENTURE-OPEN
1 Жулябин Сергей/Антошин Андрей Пенза Прототип «Альфа»
2 Милотаев Сергей/Алексеев Антон Пенза Прототип F1
3 Данов Константин/Матвеенко Алексей/Данов Роман Апатиты Great Wall

 

ПОБЕДИТЕЛИ И ПРИЗЕРЫ В ГРУППАХ ATV
ЗАЧЕТ ATV-OPEN
1 Куренков Станислав/Карякин Сергей Снежинск/Екатеринбург Yamaha Grizzly 700
2 Гасак Артур/Таран Сергей Санкт-Петербург BRP 850/BRP 650
3 Шубин Денис/Декснис Константин Санкт-Петербург Yamaha Grizzly
ЗАЧЕТ ATV-ADVENTURE
1 Виноградов Сергей/Кондратьев Сергей Москва Yamaha Grizzly 700
2 Костин Константин/Сказов Денис Санкт-Петербург Yamaha Grizzly
3 Гуляев Юрий/Попов Сергей Москва Yamaha Grizzly 700
ЗАЧЕТ ATV-SPECIAL
1 Поздеев Алексей/Шумахер Олег Новосибирск Квадроцикл «Сокол-Про»
2 Подлескин Денис/Туров Константин Новосибирск Квадроцикл «Сокол-Про»
3 Платонов Денис/Петухов-Ромашин Александр Москва Sherp Pro

 

ПОБЕДИТЕЛИ И ПРИЗЕРЫ В ГРУППАХ MOTO
ЗАЧЕТ MOTO SPORT
1 Oja Joonas/Sulev Ahlberg Эстония, Таллин KTM ЕХС 350-F/500-F
2 Randman Priit/Tiit Toomas Эстония, Таллин Sherco SEF-R 300/Husqvarna fe 350
3 Karppinen Reijo/Hoikkala Pekka Финляндия, Илоярви KTM ЕХС 450-F/350-F
ЗАЧЕТ MOTO-ADVENTURE
1 Шерстенников Григорий/Кондратьев Сергей Санкт-Петербург Honda XR 350/Husqvarna fe 350
2 Григорьев Борис/Фролов Владимир Москва KTM 250/KTM 450
3 Raidovitc Ainlo/Raidovitc Tuisk Эстония, Таллин KTM ЕХС 350-F/500-F

 

ПОБЕДИТЕЛИ И ПРИЗЕРЫ КАТЕГОРИИ GRAND TOURISM
ЗАЧЕТ GT PRO
1 Ившин Андрей/Ившин Константин/Плотников Александр Петрозаводск Land Rover Discovery
2 Кадетов Виктор/Есютов Сергей/Курицын Михаил Петрозаводск Toyota LC 105
3 Puss Arnis/Melveris Edmunds/Osups Edvards Латвия, Саласпилс Toyota LC 73
ЗАЧЕТ GT LITE
1 Яунземс Райвис/Искров Сергей Латвия, Рига SUV
2 Герцев Роман/Черендник Адрей Санкт-Петербург Isuzu D-Max
3 Богомил Сергей/Потиханов Василий Москва Isuzu D-Max AT35