ЗАВЯЗАТЬ И РАЗВЯЗАТЬ: ИТОГИ CAN-AM X RACE 2018

Так происходит каждый год: сначала с нетерпением ждешь первого старта, потом быстро подкрадывается второй этап, а за ним незаметно проскакивает третий. Девятый сезон внедорожной квадросерии Can-Am X Race, кажется, пролетел так же быстро, как и техника, на которой выступают участники.

Текст: Галина Кошелева
Фото: Анна Бойко, Лина Арнаутова, Алексей Волков

ГЛАВНОЕ – ПОСЛЕВКУСИЕ

Как говорит уважаемый Сан Саныч Трушников: в любом процессе главное – послевкусие. Ну, может, не совсем прямо так говорит, и, может быть даже не он, но смысл точный. После первого сезона в квадросерии Can-Am (а это 2010 год, кстати) на душе был тяжелый осадок. Не в плане того, что «все плохо», а «что же теперь делать, гонка-то закончилась». Страхи оказались напрасны. Гонка не закончилась, более того, насколько крепко вросла в жизнь, что теперь ведешь летоисчисление не с Нового года, как все нормальные люди, а с открытия регистрации на новый сезон.

В истории становления и развития квадросерии Can-Am X Race есть одна хорошая закономерность: гонка постоянно изменяется. Да, в нас периодически летят слова, что «Can-Am уже не тот», но, как ни странно, все, кто так говорят, – завсегдатаи соревнований.

НЕПРОСТОЙ СЕЗОН

Сезон 2018 был непростым по многим причинам. Во-первых, смена руководства в середине года. С 1 июля компания BRP перешла к модели прямой дистрибуции в России, а это значит, что Formula 7 стала дилером. Алексей Бердинских, возглавлявший оргкомитет квадросерии с 2017 года, вновь перешел к участникам, и, по его словам, снова начал получать удовольствие от гонки. Оргкомитет же возглавила Диана Коршунова, которая с 2013 года занимает также пост медиа-директора соревнования. Диана отлично справилась с новыми обязанностями (я говорю это не потому, что она мой начальник), и серия заметно выросла под ее чутким руководством.

Во-вторых, это Кубок России. Вернее, два этапа – второй в Удмуртии и третий в Челябинской области – прошли также в статусе Кубка России в категории Т3 Турбо. Не скрою: автор этих строк испытывала некий скептицизм в отношении этой практики, но готова признать – была неправа.

В-третьих, старт новой зачетной категории Adventure. Рост мастерства и профессионализма участников, помимо большинства очевидных плюсов, имеет один, но вполне заметный минус – новичкам не хочется быть лишь заправкой к основному блюду, и постепенно количество экипажей сокращается. Дать шанс новым экипажам, не жертвуя уровнем соревнований – вот основная идея группы Adventure.

Первый этап в Волгоградской области вышел как первый блин. Ко второму соревнованию в Удмуртии ошибки были учтены, и руководство группой взял на себя Игорь Явтушенко – участник квадросерии Can-Am, в свое время на себе познавший все прелести положения младшего в большой семье. К третьему этапу в Магнитогорске обучение для дебютантов ралли-рейдов пошло в нужном направлении: проведены мастер-классы по работе с дорожной книгой, настройке подвески, знакам старта и финиша, тонкостям регламента и просто устранены подводные камни, за которые обычно участники цепляются первые два года. Результат – только положительные отзывы и как минимум шесть новых экипажей на старте 2019.

РЕЗУЛЬТАТЫ СЕРИИ

На этой позитивной ноте самое время перейти к результатам серии. И тут мы спотыкаемся о группу ATV. Если вы активный пользователь социальной сети Facebook, то наверняка знаете, насколько высока там гражданская позиция. Начнем все-таки издалека, точнее, с правил.

Правила Can-Am X Race (п. 7.11. Общего регламента) запрещают GPS-системы и приборы, кроме выдаваемых организатором (SMM, InReach). К третьему этапу три спортсмена – Сергей Храмушин, Владислав Маликов и Сергей Кудашев – имели одинаковое количество баллов, а именно 186. Желание выиграть серию было написано на лице каждого из них, и, видимо, ставки оказались слишком высоки. Сергей Кудашев не справился со скоростью и выбыл из борьбы уже на первом спецучастке. Вскоре кувыркнулся и Влад Маликов, оставшись тем самым безо всех навигационных приборов – роадбука и одометра. И все бы ничего, но до ближайшей зоны сервиса был еще один спецучасток.

Нет никакого желания пересказывать все перипетии этой запутанной истории, скажу лишь, что после того, как результаты стали окончательными (и, следовательно, не подлежали изменению), выяснилось, что на рулевой панели у Влада лежал телефон. Использовал спортсмен запрещенную программу или нет – знает только он. Активная общественность бунтовала и требовала правосудия. Но устраивать самосуд не в правилах официальных гонок, и оргкомитет серии принял решение лишить Владислава Маликова звания победителя Открытой внедорожной квадросерии Can-Am X Race 2018, кубка, медали и призов – за неспортивное поведение. Как вы понимаете, Facebook требовал другого… Оставим это все на совести пользователей Facebook. На второй позиции в группе ATV по итогам сезона Сергей Храмушин, третьим стал Алексей Орлов.

В категории SSV Standard борьба прошла почти стандартно. Несмотря на неудачу на третьем этапе, экипаж Анатолий Кузнецов / Алексей Смолин закончили сезон, взяв первое место, и теперь с чистой совестью могут перейти в другую группу. Их земляки Фарит Губаев и Александр Чернов могли бы потеснить их на пьедестале, но также потерпели неудачу на финальном этапе и стали лишь третьими. Второе место у веселого экипажа  Виталий Шишменцев / Алексей Волокитин.

В SSV Sport тоже все исторически верно. Азат Минниханов / Ильназ Гиззатуллин долго гоняли «просто так» или «ради опыта», как принято говорить. Но начиная с прошлого сезона, с пьедестала не слезали. Заслуженное и долгожданное «серебро» у Ивана Стахеева и Андрея Сталаш, ребята шли к нему долго и настойчиво. Третье место у не менее опытных Артема Шумейко и Романа Елагина.

В группе SSV Super Sport самый огонь! Как минимум 25 экипажей на каждом этапе, среди них – титулованные, с мировым именем и просто сильнейшие. И здесь не все было однозначно с первого этапа. Победу в серии (и, кстати, еще и «бронзу» в Абсолютном зачете) празднуют Сергей Карякин и Антон Власюк. На вторую строчку (как они сами сказали: «неплохо для первого сезона») поднялись Раис Минниханов и Вячеслав Мизюкаев. С «бронзой» за серию Can-Am X Race 2018 можно поздравить Дениса Кротова и Дмитрия Цыро.

Быстрейшим же экипажам по итогам сезона 2018 в категории «Абсолют» стали Артем Хайруллин и Алексей Кузьмич. Вторые – Ирек Миннахметов и Кирилл Шубин.

Вот такой вот сезон квадросерии Can-Am. Новый год, если что, будем праздновать по нашему стилю в начале февраля.


Диана Коршунова, председатель оргкомитета Can-Am X Race:

«Осталась позади шикарная трехмерная трасса Челябинской области, которая бросила вызов даже самым опытным экипажам! Спецучасток за спецучастком менялось положение лидеров в таблицах результатов, напряжение в штабе росло с каждым часом, а результаты оставались непредсказуемыми до самого последнего момента. Становится чертовски грустно от того, что мы встретимся вновь только в следующем сезоне. Поэтому предлагаю прямо сейчас запустить обратный отсчет до следующей встречи:

 

24-26 мая – первый этап сезона принимает гостеприимная Казань.

26-28 июля – второй этап пройдет в одном из красивейших мест России (и мы там еще не были) – в Республике Карелия.

6-8 сентября – закроем сезон в горячо любимых астраханских песках.

Второй и третий этапы квадросерии Can-Am X Race 2019 пройдут в статусе Кубка России. И да, впереди у нас еще одно яркое событие – это награждение победителей серии и самая классная вечеринка года, которая состоится в Москве предварительно 29 ноября!

От себя хочу сказать спасибо всем, кто делал для вас эту гонку. В субботу мы с Сергеем Таланцевым облетали на вертолете трассу перед стартом экипажей. Признаюсь, впервые посмотрела на гонку с высоты. И это было незабываемым опытом, поскольку впервые как на ладони увидела масштаб квадросерии Can-Am X Race, весь объем работы и человеческих усилий, который зачастую остается незаметным. Эту гонку делают для вас такие же люди, как и вы сами, вкладывая часть своей души в интересную трассу, четкое судейство, безупречную безопасность, масштабное освещение и уютный бивуак. Коллеги, вы самая лучшая команда. И я горжусь тем, что являюсь частью этой яркой истории!»