ХАРАКТЕР – НОРДИЧЕСКИЙ

Фрикционные шины Nokian Hakkapeliitta R3 и R3 SUV мы испытывали на ледяных кольцах полигона «белый ад» рядом с финским Ивало еще в январе, но очередная зима уже близко, самое время рассказать о горячей новинке будущего снежного сезона.

Текст: Григорий Алешин
Фото: Nokian и автора

С ШИПАМИ ИЛИ БЕЗ?

Каждую осень водители решают, какие шины выбрать – фрикционные, то есть не шипованные зимние покрышки, или «шиповку».

Фрикционные шины намного комфортнее, они не «цокают» на асфальте, они мягче, их не нужно «прикатывать», как шипованную резину, на которой первые несколько сотен километров следует избегать резких разгонов, торможений и маневров. Но даже при правильном использовании шипы постепенно теряются, особенно если под колесами регулярно оказывается не снег, а чистый асфальт или жидкая снежная «каша», растворенная реагентами. В таких условиях шипованные покрышки долго не живут, а на хорошей «фрикционке» можно отъездить несколько сезонов.

К тому же шипы запрещены практически во всех европейских странах, поехать на «шиповке» можно только в Скандинавию, а если собрались куда-нибудь южнее, придется купить «фрикционку». Короче говоря, если вы не живете на крайнем севере, то правильно подобранные фрикционные шины выглядят более предпочтительно, ведь единственное преимущество «шиповок» – уверенное поведение на голом льду, с которым, особенно в больших городах, водители встречаются все реже.

ПЛОДЫ ЭВОЛЮЦИИ

Однако от внезапного «оледенения» в нашем климате никто не застрахован. Для российских условий подходят только фрикционные шины «нордического» типа, и вряд ли кто-то разбирается в том, как сделать северную «фрикционку» лучше финнов. Специалисты компании Nokian постоянно совершенствуют свои покрышки серии Hakkapeliitta R, добиваясь уверенной работы на льду без потери достоинств не шипованной резины.

Такие технологии, как Cryo Crystal и ламели, «откачивающие» воду из пятна контакта, уже знакомы автомобилистам по прошлому поколению Nokian Hakkapeliitta R2. Применяются они и в новой шине Hakkapeliitta R3, которая, по данным внутренних тестов компании, получилась лучше своей предшественницы во всех отношениях. Почему?

Вот теоретические выкладки: у Hakkapeliitta R3 новый каркас, повышенное содержание силики – благодаря ей тонкий верхний слой протектора мягче, улучшено сцепление с покрытием. Но в целом покрышка более жесткая, сопротивление качению снижено на 5% – европейцы это очень ценят, ведь хорошее качение помогает экономить топливо. Увеличение жесткости повысило управляемость на чистом асфальте – владельцы мощных автомобилей жаловались на то, что мягкая Hakkapeliitta R2 иногда «подламывалась» при резких маневрах.

Количество ламелей-насосов выросло вдвое, они расположены по всей центральной части протектора, вода из пятна контакта удаляется еще эффективнее. По краям шины раскинута плотная сеть мелких ламелей с острыми зигзагообразными краями, которые открываются и закрываются при торможении и ускорении, улучшая сцепление с мокрой трассой.

Микрокристаллы в составе новой резиновой смеси, которые финны называют Cryo Crystal 3, работают как встроенные шипы, сцепление на льду лучше на 8%. Кристаллы равномерно распределены по рабочему слою и выходят на поверхность по мере износа шины, то есть, пока остаточный слой протектора не истончится до 4 мм – тогда шину нужно менять, впрочем, как и шины других производителей.

Не потерять управление в снегу помогают так называемые «снежные когти» – широкие многогранные ламели, расположенные между блоками протектора и плечевыми зонами. Для шин низкого профиля (от 45%) индекс скорости увеличен с R (170 км/ч) до Т (190 км/ч). Версия для кроссоверов и внедорожников Nokian Hakkapeliitta R3 SUV имеет усиленный двойной каркас, и отличается расширенным центральным ребром протектора и зубцами в плечевых зонах, которые улучшают зацеп в глубоком снегу. Боковины, укрепленные арамидными волокнами, устойчивы к порезам.

В размерной линейке Nokian Hakkapeliitta R3 в общей сложности 68 типоразмеров – от 14 до 21 дюйма. Есть даже варианты для электромобилей, таких как Tesla и VW e-Golf. Для Nokian Hakkapeliitta R3 SUV предлагается 63 типоразмера – от 16 до 21 дюйма. Большинство из них имеют маркировку XL, что означает повышенную грузоподъемность.

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Зимние журналистские тесты в Лапландии Nokian проводит по отработанному сценарию: сначала езда колонной по дорогам общего пользования, потом – упражнения на полигоне White Hell и близлежащих замерзших озерах. Можно наоборот, от перемены мест слагаемых сумма не меняется, ведь машины одни и те же – кроссоверы Audi Q5, легковые Audi RS5 и Volkswagen Golf седьмого поколения с механической КПП.

Те, кто бывал в Финляндии, знают, что трассы здесь вычищены прекрасно, снега на них практически нет, но местным и в голову не приходит пользоваться реагентами, которые не только разводят грязищу, но и постепенно убивают все живое вокруг. Поэтому вдоль обочин – чистые белые сугробы, а под колесами – почти голый лед, местами присыпанный гранитной крошкой. При этом разрешенная скорость за городом – 100 км/ч, с таким покрытием – очень непривычно, однако Nokian Hakkapeliitta R3 справляется.

Конечно, помогает ESP, которую по правилам теста отключать нельзя. Недаром менеджер по продукту Марко Рантонен рассказывал, что, разрабатывая новые покрышки, специалисты Nokian учитывали – они будут работать в паре с современными системами динамической стабилизации. Hakkapeliitta R3 отлично держит прямую, легко справляется со связками поворотов, а нарочито резкие движения осаживает электронный «поводырь».

Однако ESP не всесильна, особенно если ее «усыпить», против правил нажав на заветную кнопку. Коллеги, решившие поиграть в ралли на ледяном девяностоградусном повороте, «ловят» снежный бруствер, хотя поперечный зацеп у R3 очень неплох. Резко тормозить в пол на льду с большой скорости тоже не стоит, здесь «фрикционка» проигрывает «шиповке», в нашем случае – это Nokian Hakkapeliitta 9, часть автомобилей обута в нее для сравнения. Причем проигрывает с хорошим отрывом! «Вбиваю» педаль тормоза в пол на 100 км/ч – мой Q5 честно держит курс, замедляется, но тормозной путь слишком велик, чтобы в реальной ситуации гонять, не думая о последствиях. Зато на покрытой укатанным снежком сельской дорожке «фрикционка» тормозит очень уверенно, здесь с «шиповкой» почти паритет.

ТРИ ЗМЕЙКИ

Вернувшись на полигон, мы пересели за руль VW Golf и приступили к сравнительным испытаниям «шиповки» Hakkapeliitta 9, «нордической» Hakkapeliitta R3 и зимней шины Nokian WR D4, предназначенной для стран центральной Европы с мягким климатом.

Условия для всех одни – нужно проехать три «змейки». Одна выложена конусами на чистом гладком льду, вторая – на шершавом, третья – на льду, скрытом под тонким снежным слоем. Не зря европейцы так боятся похолоданий, которыми их «балует» меняющийся климат! На «еврошине» даже тронуться на гладком льду – нетривиальная задача: либо буксуешь, либо глохнешь. Педаль газа нужно «ласкать», ESP бессильна против сноса, в поворотах будто ее и нет, на прямой с хорошей скорости легко уйти в пробуксовку, тормозной путь огромный.

Шершавый лед – тоже нелегкое испытание, автомобиль удается контролировать скорее за счет собственного опыта и новых знаний о том, что для настоящей зимы «альпийская» резина абсолютно не подходит. Только на заснеженном льду мы, вместе с ESP, смогли полностью взять «Гольф» под контроль. Как говорится «что и требовалось доказать».

Hakkapeliitta R3 после европейской «фрикционки» показалась идеалом. На голом льду старт без затруднений, с помощью ESP удается маневрировать между конусами. Правда перебор со скоростью тоже заканчивается заносом, прямолинейное движение – без проблем, тормозной путь велик, но в пределах разумного.

На шершавом льду контроль еще лучше, а на снегу… но давайте сначала разберемся с «шиповкой». Hakkapeliitta 9 ожидаемо «уделывает» на голом льду внутренних конкурентов: змейку прохожу на хороших ходах, маневрирование не вызывает вопросов, даже не очень опытный водитель смог бы вписаться между конусами, на торможении «девятка» вгрызается в лед, останавливая «Гольф» намного раньше, чем остальные шины.

Про поведение на шершавом льду нечего и говорить – тут «шиповка» тоже выигрывает без вариантов. А вот на снегу оказалось что «нордическая фрикционка» может с ней поспорить. Обутый в «девятку» VW Golf потрескивал системой стабилизации в поворотах чаще, чем тот, на котором стояла Hakkapeliitta R3, да и тормозной путь не сильно отличался.

ТОЧКИ НАД ii

На тесте в Ивало у Hakkapeliitta R3 не было реальных соперников. Нам не предоставили даже шин прошлого поколения, чтобы на «очной ставке» сравнить их возможности. Но R2 в сравнительных тестах показывала себя лучше многих конкурентов на снегу, льду и миксте, а в R3 подправили и управляемость на чистом асфальте.

В следующий раз финны выдадут еще немного новаций, но поставить знак равенства между «шиповкой» и «фрикционкой» вряд ли когда-нибудь удастся, да и незачем. Hakkapeliitta R3 позволяет с комфортом пережить зиму российской Средней полосы, но в исконных владениях Санта-Клауса или нашего Деда Мороза шипы на покрышках еще долго не потеряют актуальности.