АСТРАХАНЬ – АЛАШАНЬ

Знаменитый российский ралли-рейд «Шелковый путь» в этом году состоял из двух частей: российской, со стартом в центре Астрахани и финишем на Красной площади Москвы, и китайской – начинавшейся в древней столице Поднебесной Сиане, проходившей по пескам пустыни Гоби и завершившейся у крепостной стены города Алашань-Цзоци.

Текст и фото: Михаил Ласточкин

ПЕРЕД СТАРТОМ

О прошедшей в июле российской части Silk Way Rally мы подробно рассказали в прошлом номере «Полного привода 4х4», теперь же предлагаем вниманию любителей ралли-рейдов отчет о сентябрьской китайской половине «Шелкового пути» этого года.

Предстартовой базой гонки, что знаменательно, стал почти одноименный ей Китайско-российский парк высоких технологий «Инновационный «Шелковый путь». Здесь прошли административные проверки, пресс-конференция и брифинг участников, а в непосредственной близости от внушающего уважение своим масштабом комплекса зданий расположился и Парк сервиса с зоной Технической инспекции.

Гонка собрала 51 экипаж, в числе которых были и российские – удобное время проведения рейда позволило команде «КАМАЗ-мастер» привезти в Китай три боевых грузовика. По словам специалистов команды, семь тысяч километров пробега из Набережных Челнов до Сианя и песчаные трассы китайской части «Шелкового пути» позволили провести качественную проверку техники перед главным стартом сезона – марафоном «Дакар».

Остались довольны и партнеры Silk Way Rally – ПАО «Газпром» и «Газпром нефть», компания Toyota – без которых не могла бы состояться и сама гонка, и наше участие в ее освещении: в рамках соревнования перед стартом было проведено несколько важных мероприятий, в числе которых российско-китайский круглый стол «Инновационные проекты в энергетике и транспорте в экономическом пространстве регионов Нового Шелкового пути», посвященный взаимовыгодному сотрудничеству наших стран.

ОДИН ПУТЬ

Совместный проект был и в рамках российской команды – выступавший на КАМАЗ-4326 экипаж «Один пояс – один путь» в составе пилота Цзы Жуна, штурмана Ляо Миня и механика Дмитрия Свистунова. Китайскому пилоту пришелся по душе боевой грузовик.

Цзы Жун: «Машина очень хорошая, мне понравилось ею управлять, потихоньку начинаю привыкать к ней. С дорогой мы справились хорошо, я всегда слушал своего штурмана и выполнял его указания. Ляо говорит на английском языке, поэтому в общении с механиком из России Дмитрием Свистуновым ему было проще».

Ляо Минь перед стартом: «Все окрестности я знаю, как свои пять пальцев, езжу по пескам Китая уже около 15 лет, но таким составом экипажа впервые. На мой взгляд, быть штурманом в грузовике намного проще, чем на багги или джипе: он гораздо выше – открывается отличный обзор. Также из-за высоты нет такого ощущения скорости как на багги. К примеру, на багги ощущаешь даже 50 км/час, а на грузовике и 140 км/час можно не заметить. Больших опасений перед этой гонкой у меня не было, так как я уверен, что грузовик команды «КАМАЗ-мастер» сам нас довезет до финиша, а я, в свою очередь, не дам заблудиться в этих местах».

Дмитрий Свистунов поначалу был слегка шокирован манерами коллег: «Есть специфика у китайского экипажа – они очень много эмоционально разговаривают, смеются, есть такое ощущение, что один рассказывает другому, как проехать к бабушке. У нас штурманы говорят только самое необходимое: «налево», «направо» – коротко, ясно и четко. А они все время о чем-то разговаривают. Однако наш штурман профессионал в своем деле – мы ни разу не сбились с курса!»

ДАКАРОВЦЫ

Высокий статус гонке придавало участие в ней победителей «Дакаров» разных лет: трехкратного триумфатора супермарафона Эдуарда Николаева, а также выигравшего российскую часть «Шелкового пути» и приехавшего в Китай за «второй половиной» престижного трофея Андрея Каргинова.

Главной задачей экипажей был тест машин перед сложнейшими песками Перу, по которым пройдет основная часть маршрута «Дакара» будущего года, а лучшего места, чем пустыня Гоби, для подобной проверки и представить невозможно!

Оба пилота выступали на грузовиках с общим индексом КАМАЗ-43509, но спецификации и настройки машин несколько отличались. Так Андрею Каргинову с Андреем Мокеевым и Игорем Леоновым достался грузовик с «ручкой», а Эдуард Николаев, Дмитрий Никитин и Ахмет Галяутдинов ехали на машине с АКПП. Стоит отметить, что Каргинов управлял грузовиком в данной спецификации только вторую гонку, а Николаев своим – впервые.

ПОЛНЫЙ ИЛИ ЗАДНИЙ?

В зачете внедорожных прототипов Т1 бал правили заднеприводные багги, машин с колесной формулой 4х4 было ощутимо меньше. Топовые команды выставили на гонку нарядные и ухоженные машины известных мировых внедорожных конюшен – только багги SMG подготовки участника одного из «Шелковых путей» – знаменитого Филипа Гаша, команда Hanwei выставила 6 штук.

Также в Парке сервиса сияли на солнце новым пластиком несколько разработанных южноафриканской командой Century Racing заднеприводников CR6 с 6-литровыми двигателями V8 от Chevrolet Corvette и популярных в ралли-рейдах багги MD Optimus с теми же моторами.

Среди полноприводных машин этой же категории Т1 явными фаворитами выглядели несколько гоночных Toyota HiLux и Nissan PickUp. В категории Т2 были представлены Nissan Navara, Isuzu MU-X и D-Max, в T3 – Yamaha YZF 1000, а в открытом классе – сплошь багги, в числе которых один – как водится рыжий – Trophy Truck. Практически вся техника поражала идеальным внешним видом и техническим состоянием, а часть машин и вовсе были абсолютно новыми, «с иголочки».

«ЛЕГЕНДА» ГОБИ

Подготовкой Дорожной книгой китайской части «Шелкового пути» занимались местные специалисты, поэтому россияне поначалу относились к ней настороженно и старались ехать,  как говорят гонщики, «по глазам». Однако очень скоро стало понятно, что «Легенда» «по почерку» не сильно отличается от Дорожных книг «Дакара», «Африки» или предыдущих «Шелковых путей». И штурманам в случае ошибки оставалось жаловаться только на себя. Навигация со второго дня гонки была довольно сложной, впрочем, могло ли быть иначе на спецучастках, практически полностью проходящих по дюнам?

УЧЕТ И КОНТРОЛЬ

Судейство также было организовано четко, используемые для контроля прохождения дистанции оборудование работало без нареканий, хотя использовались не ERTF и Iritrack, а приборы местного производства.

Иногда в песках попадались машины катающихся по ним туристов, что не добавляло безопасности спортсменам, но обеспечить полное перекрытие всех песков Гоби – это утопия. В целом же организация спортивной части рейда – впрочем, как и остальные аспекты подготовки и проведения гонки – вызывала только положительные эмоции.

КРАСИВО, И НЕ ЖАРКО!

В переносе сроков китайской части SWR имелся один положительный момент – в сентябре здесь не так жарко! И даже прохладно, если говорить не о торжественном старте в Сиане, а о ночах, проведенных в удивительном базовом лагере гонки посреди пустыни. А в ночь перед третьим гоночным этапом и вовсе прошел ливень, закончившийся буквально за несколько минут до старта машин на спецучасток. Спортсменам он не помешал, скорее наоборот – сделал песок более плотным.
Зато было очень красиво – декорации гонки постоянно менялись, но всегда были живописными: индустриальный пейзаж Сианя сменился современным масштабным рукотворным оазисом в песках Алашаньского Гоби, затем участники оказались в бескрайних дюнах, задником для которых служил горный массив Хэлань, а завершилась гонка красочной церемонией торжественного финиша у стен стилизованной крепости города Алашань-Цзоци.

САДУ ЦВЕСТЬ

Китай семимильными шагами движется в будущее. Раз в год попадая в эту страну (причем – в изрядно отдаленные от центра регионы), мы видим изменения к лучшему. К этому привыкаешь, но попадая в места подобные построенному компанией FB Life в центре пустыни парку «Сад мечты», вновь поражаешься современной экономической мощи еще совсем недавно аграрного и небогатого Китая.

Заасфальтировав несколько квадратных километров песка, китайцы подготовили площадку для проведения фестивалей, построили всевозможные аттракционы, но самое главное – открыли прокат техники для вылазок в песчаную пустыню. Вид длиннющих шеренг новеньких Jeep Wrangler и лучшего, на мой взгляд, транспортного средства всех времен и народов – квадробагги Maverick X3, делают джипера безвольным, руки сами тянутся к кошельку, чтобы как можно быстрее вырваться с твердого покрытия в песок и носиться по окрестным дюнам!

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ

Прогресс китайцев заметен не только в экономике, но и во внедорожном спорте. Наблюдая за тем, как они умеют ездить по песку, какие прототипы имеются теперь в их распоряжении, мы отчетливо осознали, что пилоты из Поднебесной очень скоро будут задавать тон в мировых ралли-рейдах и опережать европейцев на «Дакаре»! И уровень организации соревнований в этой стране теперь весьма высок, а логистика понятна. Ралли-рейды в Китае перестают быть другой планетой – на гонке в Гоби можно смело пробовать свои силы!

Только стоит установить на смартфон программу-переводчик или заранее выучить наизусть, как звучат на китайском слова «пельмени», «картошка» или «свинина в кисло-сладком соусе». Иначе останетесь голодными – все остальное для европейца слишком остро!

ХРОНИКА КИТАЙСКОЙ ЧАСТИ «ШЕЛКОВОГО ПУТИ 2018»
ПОКА БЕЗ ДЮН

В первый гоночный день участники по дюнам практически не ездили – трасса в основном проходила по песчаным и каменистым дорожкам: в начале дистанции извилистым и рулежным, а потом и прямым скоростным. По словам участников российской части «Шелкового пути 2018», этот участок напомнил им этапы в Астрахани. Зато еще один многокилометровый отрезок по высохшему руслу реки был больше похож на трассу южноамериканского «Дакара».

До финиша пилоты добрались без происшествий, и, несмотря на сложность трассы, ни один экипаж не имел серьезных проблем. Лучшее время в общем зачете показал выступающий на багги SMG китайский гонщик Ниу Бан Дин: 1 час и 32 минуты.

Лучшим в грузовом зачете стал Эдуард Николаев, занявший пятое место в Абсолюте: «Все прошло отлично, обошлось без остановок на спецучастке. Сегодня не было больших дюн, были песчаные, извилистые и холмистые дороги, где нужно было спускать давление в шинах. Также встречались высохшие русла рек с множеством камней».

ПЕРВЫЕ ПЕСКИ

Протяженность трассы второго и третьего этапа – а их маршруты практически полностью совпадали – составляла 220 км. И в отличие от первого дня трасса совсем не избегала дюн и открытых песков! Участников ждали живописные пейзажи Гоби – третьей по величине пустыни в мире.

Руководитель «Шелкового пути» Владимир Чагин перед стартом второго дня гонки обратил внимание на условия, которые будут сопровождать 51 экипаж при прохождении трассы: «В сегодняшней программе нашей гонки – первые пески, маршрут должен быть очень интересным для пилотов и штурманов: одновременно их ждут широкие песчаные участки и множество дюн, что даст им возможность проявить себя. Наиболее техничные и профессиональные экипажи обязательно найдут возможность продвинуться вперед по таблице классификации, а самые опытные ребята смогут увидеть величественную красоту пустыни Гоби. Китайская часть ралли-рейда «Шелковый путь» всегда славилась своими уникальными пейзажами, и сегодняшний день – лишнее тому подтверждение».

Лучший результат на спецучастке по морю песка – 3 часа 49 минут – показал китайский пилот Цзя Хай, на минуту опередивший своего партнера по команде Ци Дунляна.

Андрей Каргинов после финиша провел аналогию с российской частью SWR: «Трасса понравилась, дорог практически не было, зато в изобилии встречались дюны и пески, все это напомнило мне российские этапы «Шелкового пути» в Астрахани. Физически было тяжело, ограничивающим фактором являлось состояние организма, трясло так, что приходилось немного отпускать педаль газа, чтобы сберечь здоровье и машину. Спецучасток отличный».

ПОСЛЕ ДОЖДИЧКА В ЧЕТВЕРГ

Ливший всю ночь на четверг дождь волшебным образом закончился непосредственно перед стартом первого участника на третий спецучасток гонки! Намокший песок уплотнился, и первую часть дистанции машины прошли в очень быстром темпе. Пески второй части третьего этапа были уже более мягкими, что сказалось на темпе гоночного каравана, несколько замедлившего свой ход. Интересно, что время победителей проходивших по одной и той же трассе спецучастков среды и четверга оказалось практически одинаковым, то есть прошедший дождь никак не повлиял на результат! Этап с результатом 3 часа 46 минут выиграл выступающий на багги CR6 Чжу Гуанхай.

Как и накануне, не обошлось без поломок. Аожи Геле на VKSO шел вторым в общем зачете, но на бивуак вынужден был вернуться при помощи технички. Первые поломки случились и у грузовиков. КАМАЗ Николаева останавливался дважды и потратил слишком много времени, что привело к серьезному понижению в генеральной классификации. В итоге, до финиша этапа не добрались 12 экипажей, получивших 100-часовую пенализацию.

Эдуард Николаев рассказал о проблемах: «Сегодня получился непростой спецучасток, хотя его трасса была знакома нам по вчерашнему дню. На 110-м километре мы почувствовали вибрацию – вышел из строя подвесной подшипник карданного вала. К счастью, запчасть была с собой, но на замене потеряли около 25 минут. Проехали еще 50 километров, и повторилась та же поломка, после этого вынуждены были ехать по дюнам на заднем приводе. Благополучно доехали до финиша, хотя и потеряли очень много времени».

С МЕСТА В ПЕСКИ

Плотность результатов в ведомости общего зачета перед заключительным днем гонки оказалась достаточно высокой, и на счету была каждая секунда. На изменение расклада в генеральной классификации пилотам отводилось 146 км боевой дистанции по пескам, а на трассу смогли выйти лишь 48 экипажей из 51 проехавшего стартовую арку в Сиане.

Организаторы не стали тянуть с трудностями для участников – прямо со старта экипажи штурмовали крутой 50-метровый склон дюны, после чего отправлялись вглубь не менее сложных песков. Трасса напоминала предыдущие два дня и даже финишировали гонщики в месте старта СУ2 и СУ3.

Лидер общего зачета  Лю Кунь на SMG с самого начала скоростного участка задал высокий темп, а на финише показал третье время, позволившее ему триумфально завершить свое выступление в ралли «Шелковый путь – 2018». Победитель китайской части «Шелкового пути» преодолел четыре этапа, включавших в себя более 700 км спецучастков, за 11 часов 47 минут 17 секунд. Вторым стал Аожи Геле (11 часов 51 минута 16 секунд), третье время показал Лю Яньгуй (11 часов 55 минут 54 секунды).

Лю Кунь: «Четвертый этап гонки получился очень напряженным и интересным, борьба за победу на спецучастке шла до последних метров трассы. Мы очень довольны, что смогли выиграть эту часть «Шелкового пути», это очень престижное соревнование, в котором принимают участие сильные команды и пилоты. Первые два этапа гонки у нас получились не слишком удачными, однако на третий день мы смогли захватить лидерство и довести дело до нашей победы. Спасибо организаторам за отличную гонку!».

К титулу победителя российской половины Silk Way Rally Андрей Каргинов сумел добавить и победу на китайской: «Безумно рад, что наш экипаж стал лучшим и на российской, и на китайской части «Шелкового пути»! Гонка очень понравилась, мы смогли проверить технику на интересной трассе. Мастерство механиков, штурманов и пилотов выросло на голову. Машина показала себя отлично, но теперь нам предстоит провести подробный анализ по возвращению домой».

Пилот экипажа «Один пояс – один путь» Цзы Жун: «На сегодняшнем этапе было много скоростных участков, все прошло отлично. Я уже привык управлять КАМАЗом, с каждым этапом делать это было намного проще. Сейчас я могу сказать, что уже освоил управление этой отличной машиной. Тяжело расставаться с грузовиком, на котором я провел четыре замечательных и запоминающихся гоночных дня. Надеюсь, в будущем у меня получится продолжать ездить за рулем автомобиля команды «КАМАЗ-мастер», буду рад, если вновь удостоюсь такой чести».

ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ФИНИШ

Старт российской части ШП проходил на фоне Астраханского театра, финиш – на Красной площади. Декорации китайской церемонии завершения гонки также были величественны: стена крепости и храм Хэлань в Алашань-Цзоци. Здесь и завершилось разделенное во времени восьмое издание ралли «Шелковый путь» – прошло награждение победителей и призеров в зачетах внедорожников и грузовиков.

Руководитель проекта Silk Way Rally Владимир Чагин: «Чем запомнится «Шелковый путь»? Как всегда – бескомпромиссной борьбой, удивительным и захватывающим маршрутом по фантастическим дюнам пустыни Гоби и традиционным гостеприимством местных жителей, которые приветствовали гонщиков.

От имени дирекции ралли и от себя лично хочу поблагодарить китайскую сторону, в особенности, руководство города Сиань, аймака Алашань-Цзоци, а также представителей Федерации автомотоспорта Китая, которые на высоком организационном уровне смогли в сжатые сроки организовать соревнование и такой красочный и запоминающийся всем финиш гонки. Также хочу поблагодарить наших партнеров – ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть» и компанию Toyota, чьи автомобили помогали нашей команде в прокладке маршрута и в работе журналистов, освещавших соревнование.

Особо хочу отметить успех российско-китайского экипажа «Один пояс – один путь» в составе пилота Цзы Жуна, штурмана Ляо Миня и механика Дмитрия Свистунова. Их результат в очередной раз подтверждает, что языковой барьер на нашем ралли-марафоне преодолевается быстро, и на первое место выходит профессионализм, опыт и взаимовыручка». И самое для нас главное: «Впереди – подготовка соревнования 2019 года. Как всегда, руководство ралли стремится к тому, чтобы каждый новый маршрут был интереснее и разнообразнее предыдущего!».