СОКРОВИЩА КАРАКУМОВ

Подготовка и проведение первого в истории ралли-рейда Turkmen Desert Race были похожи на восточную сказку – знаменитый Жан-Луи Шлессер и его команда сделали гонку с нуля менее чем за полгода, а ключевой организационный этап и вовсе длился всего три месяца!

Текст и фото: Михаил Ласточкин
При этом «Лис пустыни», как расчетливый визирь, не стал сразу раскрывать всю россыпь внедорожных сокровищ знаменитых Каракумов – песчаные трассы не были беспощадно сложными для участников дебютного «Амуль – Хазара», а караван ассистанса гонки и вовсе к пескам не приближался, совершая бесконечные объезды по асфальту. Но нанизанные на нитку маршрута поразительные бриллианты – горящий кратер Дарвазы и рукотворное Туркменское озеро – Жан-Луи утаить не мог. Возможно, Шлессер и его мудрецы приберегли сложные барханы и дюны для последующих изданий гонки, ведь Turkmen Desert Race с вероятностью процентов девяносто войдет в календарь следующего сезона Кубка мира!

ВТОРОЙ, НО ПЕРВЫЙ!

За всю свою персональную более чем полувековую историю я дважды встречал свой День рождения в воздухе. Оба раза на рейсе Ашхабад – Москва, и оба раза возвращаясь с ралли-рейдов. Но это были совершенно разные гонки!
Если в 2009 году внедорожный рейд по Туркменистану был крайне интересным и самобытным, но являлся лишь частью супермарафона «Шелковый путь», то на сей раз состоялась премьера полностью независимого соревнования Turkmen Desert Race. С идеей проведения ралли по маршруту части древнего Великого Шелкового пути от Амуля до Хазара выступил лично президент республики Туркменистан Гурбангулы Бердымухамедов, а спортивную составляющую гонки делегировали французской команде легендарного французского гонщика и организатора марафона «Африка Эко Рейс» Жан-Луи Шлессера.
Рейд стал вторым по значимости событием в современной истории Туркменистана после Азиады – проходившей в прошлом году олимпиады азиатских стран. Особое отношение к первому изданию новой гонки чувствовалось на каждом шагу – о масштабности события говорило огромное количество волонтеров, установленные буквально по всей территории страны плакаты, праздничное убранство городов и сел по маршруту гонки и отлично оборудованные бивуаки посреди пустыни. Щедрая господдержка, порядок и четкость. Здесь можно рассуждать о закрытости страны и административном ресурсе, но, во-первых – не нам об этом судить, а во-вторых – эта статья о спорте.

ТОПЫ И НЕ ТОЛЬКО

Первый выпуск ралли собрал на старте 84 экипажа из 20 стран мира, 75 из которых представляли спортивные зачеты гонки. Среди них были топ-пилоты легковых внедорожников Нани Рома (выступающий на Mini John Cooper Works Rally немецкой команды X-Raid), Гарри Хант (боевым автомобилем которого является в недавнем прошлом заводской Peugeot 3008 DKR Maxi), Мирослав Заплетал (прототип Hummer собственной разработки и постройки), Матье Серрадори (багги МСМ), сильнейшие гонщики грузового зачета из команд «КАМАЗ-мастер», «МАЗ СПОРТавто» и «ГАЗ Рейд Спорт», а также национальная сборная Туркменистана, насчитывающая 15 экипажей. Много было и любительских экипажей.

КИЛОМЕТРЫ ПО КАРАКУМАМ

Старт соревнования был дан в Туркменабаде, где при личном участии президента Бердымухамедова состоялась церемония открытия и первый квалификационный участок – Пролог – дистанцией 9 км. Туркменский лидер не только организовал гонку, но и возглавил ее – проехал Суперспецучасток за рулем спортивного Mini, и только после этого передал эстафету своей сборной.
За пять этапов караван ралли преодолел более 1200 км спортивных спецучастков при мизерном пробеге по дорожным секциям от лагеря до старта СУ и после финиша до следующего бивуака – всего 411 км за все дни!
Маршрут проходил по пескам пустыни Каракумы, а также по солончакам и каньонам. Жара свыше 50 градусов создавала дополнительную нагрузку на экипажи, требуя максимальной физической выносливости, а сложная навигация предполагала проявление мастерства штурманов, которым на этой гонке отводилась очень важная роль. Бивуаки каждого этапа гонки располагались в знаковых местах – второй этап финишировал около газового кратера в Дарвазе, а после третьего дня караван разместился у рукотворного чуда – Туркменского озера, самого большого в стране.
Финальная глава первого издания ралли «Амуль –Хазар» была цитатой из классического «Дакара»: как и в Африке завершающие гонку несколько километров прошли по живописном пляжам, только не Атлантики, а Каспия. Финишировавших участников чествовали в национальной туристической зоне Аваза.

ПЕРЕПРОБЕГ

Особенностью первого издания ралли стало то, что ежедневный пробег машин команд технической поддержки участников оказался в разы больше, чем у «боевых» экипажей. Если спортивные машины пересекали Каракумы напрямик с востока на запад с минимальными лиазонами, то машинам сопровождения сначала приходилось преодолевать сотни километров до главного «асфальта» страны, связывающего Ашхабад со столицами веллаятов – областей Туркменабад, Мары, Балканабад и Туркменбаши, а затем с этой автомагистрали добираться менее быстрыми дорогами до бивуаков. Максимальный перепробег машин ассистанса на этот раз составил почти 900 км, надеемся, в следующем издании гонки механикам команд будет полегче.

КУРОРТНЫЙ КАСПИЙ И КАРАВАН ИЗ КАРАКУМОВ

Добрались до заветного финиша и получили классификацию 59 из 75 стартовавших спортивных экипажей. Победителем гонки в Абсолютном зачете стал испанец Нани Рома, «серебро» у чеха Мирослава Заплетала, а бронзовую медаль в категории внедорожников завоевал туркменский пилот Ходжагулы Аннамаммедов.
В зачете Т2 гонку уверенно выиграл выступающий на Nissan Y62 экипаж Кирилла Черненкова из Казахстана. В зачете SSV лучшим стал француз Тьерри Питави на Can Am Maverick X3, а в категории Open – его соотечественник с символичным для туркменско-французской гонки именем Иван-Пьер Дард.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

По итогам Turkmen Desert Race присутствовавший на ней вице-президент Международной автомобильной федерации Моххамед Бин Сулайем отметил высокий уровень организации и выразил уверенность в том, что уже в следующем году туркменская гонка войдет в календарь Кубка Мира FIA по кросс-кантри ралли.
Что же касается впечатлений самих участников, то маршрут ралли и организацию инфраструктуры, а также гостеприимство местных жителей и оргкомитета большинство из них оценили очень высоко. Сокровища пустыни Каракумы – ее огромный внедорожный потенциал – достанутся участникам и в будущем.

ХРОНИКА TURKMEN DESERT RACE 2018
Хроника гонки в сжатом изложении – обязательный элемент отчета о многодневном ралли-рейде в нашем журнале.
ЭТАП 1: «АМУЛЬ – ИКЮЗАКСКАЯ РАВНИНА»

Первый этап включает два спецучастка (9-километровый Пролог и СУ1 протяженностью 247 км) со стартом в Туркменабаде и финишем на бивуаке «Икюзакская равнина». Общий километраж этапа – 308 км, лиазоны всего 52 км.
Гонка берет начало в Туркменабаде, где проходят техническая инспекция и административные проверки. Здесь же проводится короткий Пролог, определяющий порядок старта на большой этап и позволяющий пилотам и штурманам «вкатиться» в гонку.
Главное событие первого дня – на Прологе выступает президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. «Выступает» – не в смысле говорит речь, а непосредственно участвует в гонке за рулем боевого автомобиля!
Трасса большого спецучастка дня проходит в самом центре пустыни Каракумы, а Дорожная книга изобилует запутанной навигацией и движением по курсам – легко заблудиться и остаться без помощи, поэтому многие экипажи придерживаются следов лидеров.
Экипаж Сотникова на середине трассы обходит МАЗ Вязовича, дальше грузовики держатся вместе. Не сильно отстает от них экипаж Айрата Мардеева. Темп сильнейших представителей категории Т4 очень высок, хотя максимальная скорость грузовиков на этой гонке ограничена правилами на отметке 150 км/ч. Впереди финишируют только топы легкового зачета: Рома, Серрадори, Заплетал и Хант.
Гонка проходит по мягкому песку, очень жарко (+48С, совсем недалеко до зафиксированного здесь же температурного рекорда СССР 51 градус по Цельсию), поэтому расход бензина и дизеля повышен. Нескольким экипажам не хватает топлива до бивуака, они заправляются на лиазоне, но в первый день пенализации за это не получают.


Среди тех, кто в диалоге с руководством гонки слышит устные заверения в отсутствии штрафа и в будущем – команда «КАМАЗ-мастер». Странным образом наказание налагается только в ночь перед заключительным пятым спецучастком и только после протеста команды «МАЗ СПОРТавто». Если бы «пеналь» был выписан сразу, спортсмены могли бы отыграться в течение второго, третьего и четвертого этапов, а так были поставлены перед фактом, когда отыгрываться было уже поздно. Судейская ошибка!
Даже с медленным проколом и небольшой ошибкой в навигации день выигрывает Хуан Рома. Вторым заканчивает первый большой спецучасток Ходжагулы Аннамаммедов, после Пролога сменивший главу государства за рулем президентского Mini. На третьей позиции финиширует Гарри Хант, вместе со своим новым штурманом, хорошо нам известным Ваутером Розегааром, преодолевшие в это день замену колеса, подсадку в песках и медленный прокол.
Остаются без финишной отметки около двадцати экипажей, некоторые из них запрашивают в штабе гонки «джокеры». Точно не нужен такой допуск к дальнейшему участию в гонке с пенализацией 100 часов двум экипажам, чьи автомобили сгорают на трассе первого этапа дотла!
Первый день завершается на бивуаке Икюзак, где туркменские всадники гарцуют на краю дюны, а караван наслаждается выступлением местных певцов и танцоров.

ЭТАП 2: «ИКЮЗАКСКАЯ РАВНИНА – КРАТЕР ДАРВАЗА»

Второй этап стартует на Бивуаке «Икюзакская равнина» и финиширует у знаменитого газового кратера в Дарвазе. Маршрут дня открывает длинный лиазон до старта СУ2 дистанцией 161 км, а продолжает спецучасток протяженностью 221 км. Финиш прямо во втором лагере гонки. Общий километраж этапа – 392 км.
Характер трассы, проходящей через богатые газовыми месторождениями земли, включает интересный микс из быстрых техничных дорог, чередующихся с песками и пересечением дюн. На маршруте участников встречают великолепные пейзажи, включая «Реку бриллиантов» – место, названное так спортивным директором гонки Рене Метджем. День завершается у «Дверей ада» в Дарвазе – с 1971 года горящего днем и ночью газового кратера, одной из достопримечательностей Туркменистана. Диаметр кратера 60 м, а глубина – 20.
С самого утра директор гонки Жан-Луи Шлессер принимает поздравления по случаю 70-летнего юбилея!
Чтобы успеть приехать на следующий бивуак и обслужить боевую технику – это для боевых автомобилей общий пробег дня меньше 400 км, а в объезд получается около 900 – технички уезжают из первого лагеря еще ночью. И это самые ответственные из механиков – некоторые вообще не успевают в лагерь Дарваза, и гоночные автомобили остаются без сервиса.
Пустыня становится все более трехмерной. Песчаные бугры постепенно превращаются в холмы, закрывающие горизонт и мешающие выбору пути. Появляются котловины. Здесь все еще нет гладких песчаных дюн чистых от растительности, где можно поддерживать приличную скорость и брать высоты ходом. Повсеместный «кочкарник» и глинистые бугры не позволяют разогнаться. Высохший к осени кустарник легко протыкает резину колес. Моторы работают на предельных нагрузках. Учитывая, что солнце днем нагревает поверхность песка до 80 градусов, механики должны быть всегда начеку, отслеживая на своих приборах параметры работы двигателя и прочих систем. Учитывая, что топ-пилотов вряд ли устраивает просто добраться до финиша в Туркменбаши, в спортивном смысле гонка становится все более горячей и азартной.
Неудачником дня становится один из претендентов на призовой подиум Маттье Серрадори. Француз теряет лидерство в классификации этапа из-за механических проблем на своем Багги. Борьбу за подиум в категории внедорожников выигрывает Хант, опережающий Рому на 2 минуты 39 секунд, но лидерство в гонке сохраняет каталонец. Третьим день заканчивает Аннамаммедов. В топ-5 попадают Мирослав Заплетал и Денис Кротов. В категории SSV лучшим на этапе становится француз Тьерри Питави, а вот в Т2 победным финишем отмечается российский дуэт Юлии Мигуновой-Хегай и Игоря Петенко.
В грузовиках продолжается плотная борьба российских КАМАЗов и белорусских МАЗов. Ушедшему со старта на этап первым экипажу Дмитрия Сотникова достается непростая задача прокладывать дорогу. Следов практически нет, поэтому штурману Руслану Ахмадееву приходится напряженно трудиться. Россиян догоняет МАЗ Сергея Вязовича, и далее оба экипажа двигаются вместе. В свою очередь их настигает Айрат Мардеев. К финишу три грузовика приходят практически одновременно.
О нагрузках на маршруте можно судить по насквозь мокрым от пота комбинезонам. Термосы экипажей, заправляемые перед стартом водой со льдом, пусты. По словам спортсменов, сегодняшняя трасса была быстрее вчерашней. Несколько раз даже ехали на «максималке». В итоге в общем зачете лидируют два КАМАЗа.

ЭТАП 3: «КРАТЕР ДАРВАЗА – ТУРКМЕНСКОЕ ОЗЕРО»

Третий этап эффектно стартует в непосредственной близости газового кратера и финиширует у знаменитого искусственного озера Туркменистана в Каракумах. Этап включает в себя зачетную секцию протяженностью 237 км. Лиазон до старта спецучастка – 14 км, от финиша до бивуака – 6. Общий километраж этапа – 257 км.
Спецучасток начинается быстрыми, но извилистыми трассами вдоль железной дороги, приводящими экипажи в зону песков и пересохших озер. Затем спортсмены попадают в заброшенный канал с довольно ровным дном и соответственно высокой скоростью движения по нему. Пустыня становится все более засушливой, на гладких обветренных барханах все меньше растительности. Один из подобных песчаных эргов длиной около километра предложен организаторами в качестве основного внедорожного отрезка этапа. Эвакуация из песков здесь весьма затруднительна, тем более что караван ралли очень далеко уходит от населенных пунктов (ассистанс вновь делает сильный крюк, порядка 700 км).
Роме на преодоление 237 км сложной дистанции достаточно трех часов, соперникам везет меньше: на Peugeot Ханта ломается КПП, и британец теряет шансы на подиум. Переворачивается Mini Аннамаммедова, однако лучший туркменский экипаж финиширует, потеряв совсем немного времени. На дистанцию в 20 секунд в общем зачете приближается к нему Денис Кротов.
Хуан Рома: «Это очень непростой этап с участками старых дорог, покрытых песками и дюнами. Были также солончаки и сложная навигация. На шестом километре я совершил ошибку, проскочив левый поворот, и потом с трудом нашел правильную дорогу. После СР2 дорога стала более скоростной, мы проехали Гарри Ханта, который стоял на трассе, и после этого до финиша ехали в спокойном темпе, не рискуя. Если мы продолжим вести гонку в таком же режиме, то имеем все шансы выиграть, поэтому самое главное теперь не совершать ошибок».
На 50-м километре спецучастка Айрат Мардеев видит в зеркалах Сергея Вязовича, ехавшего очень быстро и на поворотах выскакивавшего с дороги. В одном месте МАЗ даже сминает небольшое сухое дерево, что не проходит без последствий – вскоре белорусский экипаж вынужден менять колесо из-за прокола. Сотников останавливается из-за неисправности датчика оборотов турбокомпрессора. Поломка оперативно устранена, и экипаж продолжает движение.
Дистанцию дня быстрее всех преодолевает Мардеев. Десять и пятнадцать минут уступают ему соответственно Вязович и Сотников. Следует также отметить, что экипаж Мардеева выходит на третью строчку общего зачета, уступая лишь двум представителям класса легковых внедорожников каталонцу Нани Роме и чеху Мирославу Заплеталу.
В категории Т2 новым лидером становится экипаж Кирилла Черненкова из Казахстана. Отличную скорость демонстрируют и участники зачета SSV. Третий этап стал победным для 79-летнего французского пилота Тьерри Питави, который лидирует и в общем зачете за рулем Can-Am Maverick. В топ-3 итогового протокола Жан-Клод Риффье (Can-Am Maverick) и Андрей Чередников (Polaris).
Расположившийся на берегу Туркменского озера бивуак еще более комфортен, чем предыдущие: оснащенные всем необходимым душевые, великолепная столовая, удобные пресс-центр и штаб гонки. Как всегда подготовлена развлекательная программа с участием национальных творческих коллективов.

ЭТАП 4: «ТУРКМЕНСКОЕ ОЗЕРО – ГАМЫШЛИНСКАЯ РАВНИНА»

Четвертый этап включает в себя один спецучасток протяженностью 245 км. Лиазон до старта зачетной секции – 49 км, от финиша СУ до бивуака – 116. Общий километраж этапа – 411 км.
Стартовав вдоль берега Туркменского озера, экипажи очень скоро попадают на быстрые песчаные дороги. Господствующий ландшафт – глинистая, местами волнистая равнина. Ближе к середине СУ трасса проходит у подножия плато Капланкыр с красивыми чинками-обрывами, напоминающими устюртские. Почти 70 км после старта экипажи едут вдоль канала с водой и пересекают его русло в том месте, где вода уже пересохла. Далее маршрут проходил по укрытой щебенкой пустыне. На такырах и солончаках скорость максимальна, а на участках с «феш-фешем» приходится быть максимально осторожным, особенно при обгонах – пыль существенно затрудняет видимость. Населенных пунктов практически нет. Штурманам спортивным директором гонки Рене Метжем подготовлено множество ловушек – необходимо очень четко отслеживать позиции Легенды, чтобы не заблудиться в хитросплетениях малозаметных дорожек в каньонах.
Несмотря на прокол колеса незадолго до финиша и потраченное на его замену время, Гарри Хант выигрывает спецучасток. Стартовав с 11-й позиции, желтый Peugeot совершает много обгонов. На середине спецучастка экипаж Сотникова сбивается с курса и теряет на поиск верного пути около 15 минут. Вязович на сей раз опережает Мардеева и садится писать протест на события первого дня.
В категории Т2 первые два места занимают экипажи из Казахстана под управлением Кирилла Черненкова и Марата Абыкаева. Россиянка Юлия Мигунова-Хегай идет на четвертой позиции.
В SSV лучшим на этапе становится Херве Диерс на Can-Am, но лидером по-прежнему остается Тьерри Питави.

ЭТАП 5: «ГАМЫШЛИНСКАЯ РАВНИНА – ХАЗАР»

Пятый этап включает зачетную секцию протяженностью 234 км. Спецучасток берет старт прямо от бивуака, а дорожная секция от финиша СУ до лагеря составляет всего 12 км. Общий километраж этапа – 247 км.
Основные характеристики этапа – песок, бездорожье скорость и пыль. Нужно аккуратно работать с Дорожной книгой, чтобы найти единственный путь на вершину плато, откуда открывается захватывающая дух панорама. Финальные километры гонки проходят по побережью Каспийского моря и являются великолепным завершением первого издания ралли!
Особых происшествий и связанных с ними перестановок в генеральной классификации на трассе не происходит, экипажи фиксируют позиции: лучшими в Абсолюте становится экипаж Хуан Ромы, в Т2 – Кирилла Черненкова, в SSV – Тьерри Питави и в грузовом зачете – Сергея Вязовича.
После финиша все экипажи проходят через подиум и получают памятные медали и призовые кубки, а вечером всех ждет торжественный президентский ужин в честь окончания международного ралли «Амуль – Хазар 2018».

Итоги Turkmen Desert Race 2018

1 Хуан Рома Карарач – Алекс Харо Браво (ESP) MINI 13:46’39
2 Мирослав Заплетал (CZE) – Марек Сикора (SVK) HUMMER 14:55’26
3 *Сергей Вязович – Павел Гаранин – Андрей Жигулин (BLR) MAZ 15:14’17
4 Ходжагулы Аннамаммедов – Гайгысыз Акмырадов (TKM) MINI 15:30’33
5 Айрат Мардеев – Дмитрий Свистунов – Ахмет Галяутдинов (RUS) КАМАЗ 15:34’56
6 Дмитрий Сотников – Руслан Ахмадеев – Ильгиз Ахметзянов (RUS) КАМАЗ 15:34’56
7 Денис Кротов (RUS) – Дмитрий Цыро (UKR) BMW 15:49’26
8 Алексей Вишневский – Максим Новиков – Андрей Невярович (BLR) MAZ 16:02’56

14 **Тьери Питави – Жиль Коломбе (FRA) CAN-AM 19:21’06
15 ***Кирилл Черненков – Алексей Мун (KAZ) NISSAN 19:35’28

18 ****Иван-Пьер Дард – Вероник Дард (FRA) TOYOTA 20:04’12

* Лучшие в грузовом зачете
** Лучшие в зачете SSV
*** Лучшие в T2
**** Лучшие в Open