ОТМЕНИЛИ РОЖДЕСТВО

ЖЕНСКИЕ ИЛИ МУЖСКИЕ РУКИ НА ТРАУРНОМ ФОНЕ СЖИМАЮТ ПУСТОТУ ВМЕСТО РУЛЯ – ТРУДНО ПРЕДСТАВИТЬ БОЛЕЕ СИМВОЛИЧНУЮ АФИШУ ДЛЯ MONDIAL DE L’AUTOMOBILE. ДУХ ДЕКАДЕНТСТВА ВИТАЛ И В ПАВИЛЬОНАХ СТАРЕЙШЕЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ МИРА, ОТМЕТИВШЕЙ СВОЕ 120-ЛЕТИЕ.

Текст: Денис Орлов
Фото: Автомобильные компании, newspress.co.uk

Настроение с утра премерзкое. Вообще не следовало приезжать. Ещё в аэропорту наглухо отрубился мой смартфон: оказывается, «Шарль де Голль» для эксперимента ввел связь 5G, и мой iPhone с 3G заглючило. Вид из номера не добавил радости: на фоне свинцового неба хасидским надгробием чернела башня Монпарнас. Этим утром в Париже наступила осень, и наступила она раньше, чем в Москве. Тащиться спозаранку на выставку, о премьерах которой все было заранее известно, совсем не хотелось.

Все же нехорошо узнавать о новинках заранее. Понимаю, всем маркам хочется пораньше привлечь внимание публики. Каждый норовит обскакать другого в наше время всеобщего информационного помешательства. И все же. Это как разворачивать подарки перед Рождеством.

Похоже, Рождество решили просто отменить. На 120-м году жизни Парижский автосалон утратил блеск и смысл. Половина его премьер не считались мировыми, и почти все были не просто засвечены посредством информационных вбросов, а торжественно где-то представлены.

Например, Porsche Macan второго поколения. Его успели показать 25 июля 2018 года на особом мероприятии в Шанхае. Париж, по улицам которого «поршаки» шныряют, как по Москве – «солярисы», утёрся.

В лучших традициях Porsche кроссовер Macan второго поколения очень похож на предшественника

Приборная панель Macan сохранила аналоговые циферблаты несмотря на повальное увлечение виртуальными щитками

А что больше всего обсуждала пресса в канун выставки? Какие марки будут участвовать, а какие – нет! Aston-Martin принял компромиссное решение – присутствовать в лице своего парижского магазина. Lamborghini то соглашалась, то передумывала, то все же решилась, но опять – участвовать только парижским дилером. Салон стал настоящим «шоу неучастников». Была Volkswagen Group, но не было самой марки Volkswagen. А заодно и Bentley. И таких les saboteurs с громкими именами набралось на пару павильонов! Alfa Romeo, Cadillac, Chevrolet, Chrysler, Fiat, Ford, Jeep, Lancia, Mazda, McLaren, Mini, Mitsubishi, Nissan, Opel, Rolls-Royce, Subaru, Volvo…

ГОРЕ-ДЕБЮТАНТЫ

Салон – слово французское. Именно во Франции оно начало ассоциироваться с выставками, еще в эпоху Людовика XIV. Хотя первая международная автомобильная выставка, устроенная французским автоклубом (ACF), салоном еще не звалась. Проходила она с 15 июня по 3 июля 1898 года в саду Тюильри под навесом, признать который павильоном сегодня и язык не повернется. Сад тогда выбрали, поскольку в двух шагах, на пляс де ля Конкорд, размещалась (и находится до сих пор) штаб-квартира ACF. 120 лет назад в саду Тюильри парижанам показали 232 автомобильные новинки. Этот свой рекорд Парижский автомобильный салон так и не побил. И не побьет никогда, поскольку что-то мне подсказывает, что нынешний салон может стать последним.

Наиболее «джиперской» по духу премьерой «мондиаля» стал Suzuki Jimny. Это уже четвертое поколение вездехода. Надо обладать стойкостью самурая, чтобы не поддаться современным поветриям и сохранить в конструкции черты классического внедорожника – лонжеронную раму, зависимую подвеску, подключаемый передний мост, двухступенчатую раздаточную коробку в виде отдельного узла, соединенного с коробкой передач промежуточным валом.

Suzuki Jimny примерил retro-look и единственный вариант мотора – 1,5 л, бензин, 102 л. с. Цена во Франции начинается от 17250 евро плюс «штрафной» налог в 2940 евро за отсутствие электрических версий

И если Land Rover Defender, о котором на салоне лишь вспоминали, до последних дней оставался лишь копией самого себя, то Jimny, дебютировавший в 1970 году, эволюционировал от поколения к поколению.

Хорошо помню, как в октябре 1998-го Париж встречал Jimny третьего поколения – это был уже не наследник Willys Jeep, а модный городской пижон (слово «хипстер» еще не вошло в обиход). Притом что под стильной оболочкой сохранялся здоровый внедорожный дух. В то время в классе компактных внедорожников еще царил идеологический раздрай, спровоцированный «Нивой». Ныне все иначе: Jimny остался единственным в своем роде. Потому-то дизайнеры и придали автомобилю черты самого первого Jimny образца 1970 года, имевшего двухтактный трехцилиндровый двигатель и по этой причине не имевшего никаких шансов на успех за пределами Японии.

А вот ностальгия продается по-прежнему хорошо. Из уступок времени – лишь отказ от дизелей и куча мультимедиа на 7-дюймовом экране (который, впрочем, смотрится в салоне Jimny столь же аляповато, как когда-то – блок кондиционера в Defender). Все бы ничего, да дебютанта успели до Парижского автосалона осмотреть все, кому не лень.

А пальму первенства скомканных сенсаций «мондиаля», несомненно, следует отдать вьетнамской марке VinFast. Насколько сильнее мог быть эффект, если о ее появлении публику проинформировали не 18 июля 2018 года, а хотя бы незадолго до выставки.

Первое в истории Вьетнама автомобильное производство затеяно крупнейшей частной компанией страны с годовым оборотом в $15 млрд – VinGroup. В сфере ее интересов – недвижимость, розничная торговля, туризм, гостиничный бизнес, сельское хозяйство. Вьетнамская экономика – одна из самых быстрорастущих в Юго-Восточной Азии. Пока на 1000 жителей приходится всего 23 автомобиля (против 204 – в соседнем Таиланде).

Интерьер концепт-кара GAC Enverge разработан русским дизайнером Александром Суворовым

Учитывая отложенный спрос, VinGroup возвела в портовой зоне Хайфон на севере Вьетнама завод площадью 335 га и стоимостью $1,5 млрд. Закупили лицензию на 2-литровый двигатель BMW N20 (правда, без сложной системы газораспределения Valvetronic), адаптировали баварскую же платформу под две модели – седан и кроссовер, привлекли дизайнеров итальянской студии Pininfarina. А еще в проекте участвуют Bosch, EDAG, General Motors, Magna и Siemens. К 2025 году VinFast рассчитывает выпускать полмиллиона автомобилей, за седаном Lux A2.0 и кроссовером Lux AS2.0 последуют городская модель и электромобиль.

Впервые показался в Париже и производитель из китайского Гуанчжоу – GAC Motor. В Европу китайцы не спешат, взвешивая шансы – предыдущие попытки Landwind, Brillance и даже китайско-израильского Qoros успеха не снискали. На пути в Париж GAC сперва завернул на Детройтский, а затем на Московский автосалон. Нет, среднеразмерный кроссовер GAC GS5 там не показывали – это одна из немногих полноценных парижских премьер, – а вот концептуальный GAC Enverge в Детройте побывал. Кстати, дизайн интерьера Enverge разработал выпускник Приволжского Федерального университета Александр Суворов.

Вся электрика дизельной версии Mercedes-Benz GLE обслуживается сетью напряжением 48 В. Цена во Франции начинается от 69 000 евро

В салоне GLE – сдвоенная цифровая панель (каждая секция с диагональю 31,24 см). Кроме того, показания выводятся на стекло на поле размером 45х15 см с разрешением 720 на 240 точек

Впрочем, настоящий «баттл» премьер развернула меж собой большая германская тройка – Audi, BMW и Mercedes-Benz. Так, Audi выставила сразу четыре новых кроссовера, начиная с компактного SQ2 и заканчивая полностью элект­рическим e-tron quattro.

ПРАЗДНИК ДЛЯ СВОИХ

Не участвуете? Ну и ладно! Это, в конце концов, национальный праздник. Великая французская автомобильная тройка и примкнувшая к ним премиальная марка DS не дали украсть его у себя. Ну, во всяком случае, очень постарались.

Поскольку в этом году в павильонах стало просторнее, французские компании ни в чем себе не отказывали. Исторические модели красовались на стенде Renault. На стенде Citroёn работал бутик, праздновали 60-летие культовой малолитражки 2CV, играли молодежные группы в рамках фестиваля с забавным названием ‘Oui are French’ (все они до этого озвучивали рекламу разных моделей марки). Чуть ли не половину стенда Peugeot занимал гигантский блестящий лев (высота в холке – 4,8 м) – постмодернистское скульптурное чудо от Peugeot Design Lab. Аналогии с троянским конем напрашивались сами собой – старинная марка захвачена китайскими инвесторами.

Кроссовер Renault Kadjar делит платформу с Nissan Qashqai. Дизайн румына Виктора Сфязова заметно уточнен, обновлена и линейка силовых агрегатов

DS 3 Crossback создан в формате «городского кроссовера». Во Франции поступит в продажу с марта 2019 года по цене от 23500 до 37300 евро. Дороговато за шик

Известно, что «мондиаль» непременно посещает глава Французской республики. На этот раз президент Макрон в канун выставки пригласил двадцать les patrons автомобильных компаний отужинать в Елисейском дворце. Он завел такой обычай в марте, в ходе Парижской недели мод. Прекрасная возможность обсудить перспективы отрасли! Пока они явно не в пользу Макрона. В 2017 году французские компании выпустили всего 1,67 млн легковых автомобилей. Не густо. Можно даже не сравнивать с соседней Германией, у которой Франция исторически оспаривает первенство в этой отрасли. Сопоставим французский результат с Россией, где сплошные кризисы да санкции. Несмотря на это, в 2017-м мы выпустили 1,35 млн легковых автомобилей – всего на 300 000 меньше, чем преуспевающая Франция!

Состоялся ли званый ужин? Пресс-служба Елисейского дворца не подтвердила, хранили молчание и «патроны» индустрии. А третьего октября в 16:09 президент Франции Эммануэль Макрон вошел в павильон №1 выставочного центра Порт де Версаль. Очень буднично, прямо в дверях, на сквозняке, поручкался с устроителями Mondial de l’Automobile, и тут же был ухвачен за лацканы Карлосом Таваресом, главой группы PSA.

Таварес – один из тех, кто пытается вразумить европейские власти не вводить новые ограничения по выбросу углекислого газа. Углекислый газ не настолько вредит природе как тотальный переход на электромобили (как, например, утилизировать ядовитые литий-ионные аккумуляторы?). Не говоря уже, что автомобили снова подорожают и это окончательно подорвет позиции отрасли.

В президенте Макроне Таварес и его коллеги видят защитника перед Советом ЕС. Впрочем, другой Карлос, глава группы Renault-Nissan-MMC Карлос Гон, напротив, ратует за все более строгие ограничения выбросов. Оно и понятно: Гон – менеджер с амбициями политика, к тому же Renault столько уже инвестировала в электромобили, что назад хода нет.

Toyota RAV4 пятого поколения показали еще весной на автосалоне в Нью-Йорке. Редкий случай, когда новое поколение короче, а не длиннее предыдущего – 4,6 м. Пусть и всего на 5 мм

Единства нет ни в рядах автомобилестроителей, ни среди политиков. «Зеленые» настаивают на снижении выбросов углекислого газа к 2030 на 50%, хотя более консервативные члены Европарламента предлагают 30%. Кроме того, проталкивается решение проводить испытания по выбросам не в лабораторных условиях, как сейчас, а на дорогах – чтобы избежать жульничества с показателями. В разгар салона в очередной раз (не случайно!) поймали за руку Audi за подтасовку очередных цифр. В итоге Европарламент 389 голосами против 239 принял снижение на 40% и теперь с этим решением вышел в Совет ЕС. Выручит ли Макрон? Похоже, он был больше обеспокоен случившейся накануне отставкой министра внутренних дел Жерара Колона. Он не продержался в этой должности и года. Во всяком случае, в ходе стремительного ознакомления с экспонатами автосалона, только вопрос о Колоне смог задержать президента перед объективом телекамеры канала TF1.

e-Tron quattro – первый электрический кроссовер от Audi. Заряда батарей по циклу WLTP ему хватит на 400 км. Моторов два, мощностью 140 кВт для задней оси и 125 кВт – для передней. Емкость батареи – 95 кВт-ч

ХМУРАЯ ОСЕНЬ

На этом фоне меньшей неприятностью оказалось полное отсутствие на выставке стендисток. Красивая женщина, как роскошный автомобиль, притягательна своей недоступностью. Этот психологический нюанс прежде всегда учитывался устроителями выставок. Теперь, похоже, и в этом отрасль перешла на режим энергосбережения – ведь когда вздыхаешь по красоте, выбрасываешь в атмосферу больше углекислого газа! Спасибо, не заменили девушек «стендистами» из ФСО, как этим летом произошло на Московском автосалоне на стенде Aurus.

Небогат оказался салон и концепт-карами. Зачем они, когда и так понятно, куда зарулит автомобиль в ближайшем будущем! Страница перевернута, закончена этапная глава в эволюции транспортных средств. Модели с гибридными силовыми установками перекочевали с подиумов в магазины. Обозначен переход к беспилотным транспортным средствам. Но интересны они, скорее, посетителям выставок электроники, чем гостям автосалона. Да и начни сейчас нахваливать беспилотники, как отнесется публика к обычным новинкам? Не оттого ли BMW не привезла в Париж беспилотный концептуальный кроссовер Vision iNext? Зато в канун «мондиаля» баварцы устроили возле Центра Помпиду грандиозный перформанс «Эй, Мона Лиза!» для демонстрации возможностей голосовой коммуникации с автомобилем BMW Intelligent Personal Assistant. Любой желающий мог задать вопрос 10-метровому светодиодному портрету, который на сей раз не только загадочно улыбался, но и подмигивал, отвечал и делал всякие жесты руками.

Вторил «баварским моторам» и Seat, разместивший уличные киоски с новинками у вокзала Сэн-Лазар и выхода станции метро «Марэ». Да и на территории Mondial de l’Automobile испанцы предпочли разместиться не под общей крышей, а в обособленном шале при въезде – так больше шансов, что публика не пройдет мимо. Прочь от салона – на улицы, на закрытые вечеринки, в любые другие форматы, еще способные заинтересовать, затронуть, расшевелить. Надолго ли, вот вопрос. Осень наступила до срока не только в Париже. Это осень автомобильных выставок и осень современного автомобиля как такового.

Seat показал новый кроссовер Tarraco в отдельном шале при въезде на автосалон…