МАЛЕНЬКИЙ УПРЯМЫЙ РОБОТ

«МОЖНО МЫ ВАШ АВТОМОБИЛЬ КАК VOLVO XC90 НА ТАБЛО ОБОЗНАЧИМ? У НАС В БАЗЕ ЭТОЙ МОДЕЛИ НЕТ, ДА И ВСЕ РАВНО ОБСЛУЖИВАНИЕ БУДЕТ ПО ТРЕТЬЕМУ КЛАССУ – КАК БОЛЬШОГО ВНЕДОРОЖНИКА». СОТРУДНИК АВТОМОЙКИ В ДВУХ ФРАЗАХ ОТРАЗИЛ ГЛАВНОЕ ИЗ ТОГО, ЧТО НАМ НУЖНО ЗНАТЬ О VOLVO XC40 – ПЕРВОМ КОМПАКТНОМ SUV ШВЕДСКОЙ КОМПАНИИ. НО НАМ ЕСТЬ, ЧТО ДОБАВИТЬ ПОСЛЕ НЕДЕЛИ, ПРОВЕДЕННОЙ ЗА РУЛЕМ «СОРОКОВОГО».

Текст: Петр Лихолитов
Фото: Вадим Конев

«СОРОКОВЫЕ» – РОКОВЫЕ

Впервые представленный публике в сентябре 2017 года малыш Volvo XC40 – уже третья по счету шведская новация в сегменте кроссоверов класса премиум, наряду с новыми моделями 60-й и 90-й серий. И это первый в линейке марки из Гетеборга компактный SUV – ранее «вольвовские» вседорожники не «съеживались» до таких размеров: «сороковой» на 26,3 см короче, чем «шестидесятка» и аж на полметра, 52,5 см, – чем «девяностый».

Кроме того, в ближайшей перспективе «сороковой» побьет еще один рекорд миниатюризации, став первым автомобилем Volvo, который оснастят 3-цилиндровым мотором. А ведь еще недавно мы удивлялись «двум пакетам сока», разместившимся под капотом могучего Volvo XC90. В общем, в ряду образов русского фольклора Volvo XC40 занял бы почетное место Алеши Поповича, если Ильей Муромцем мы назначим XC90, а Добрыней Никитичем – ХС60.

«Роковым» же новый кроссовер может стать потому, что его вхождение во взрослую жизнь совпало с решением компании полностью электрифицировать свой модельный ряд. Об этом было объявлено в 2017 году, а уже начиная с будущего 2019-го каждая новая модель Volvo будет иметь электромотор. И если сейчас Volvo XC40 предлагается покупателям с 4-цилиндровыми двухлитровыми двигателями семейства E-Drive – дизельными D3 и D4 и бензиновыми Т4 и Т5 – то вскоре на рынок выйдут «мягкий» гибрид (mild hybrid) и электрокар (полностью электрический автомобиль).

Ценителям классических автомобилей с ДВС «вольвовцы» преподнесли еще один сомнительный сюрприз. На фоне тотальной электрификации в компании намерены свернуть свою программу разработки и производства дизельных двигателей. Тут, конечно, свою роль сыграл скандал с программным обеспечением дизельных моторов VW в США – «Дизельгейт», а также повсеместный тренд на снижение вредных выбросов от автомобильных двигателей. Но какими бы ни были причины, столь радикальный разрыв с дизелями кажется сегодня, мягко говоря, преждевременным.

Таким образом, Volvo XC40, не успев еще толком пойти в народ, оказался на развилке мировых трендов в автомобилестроении и может как «выстрелить», так и провалить планы компании, возлюбившей электричество, по миниатюризации кроссоверов и их силовых агрегатов. Увы, как сказал поэт, «нам ведать не дано, куда влечет нас рок событий»…

ПО ПУТИ ПРОГРЕССА

Но пока неотвратимое еще не случилось, давайте радоваться дизелям D3 и D4 и бензинкам Т4 и Т5. Последний вариант двигателя и достался нам с тестовым бело-черным Volvo XC40 в исполнении R-Design, с 19-дюймовыми колесными дисками и ценником 3 835 200 рублей.

Построенный на компактной модульной платформе СМА (Compact Modular Architecture), «сороковой» по всем статьям автомобиль XXI века. По идеологии, технологиям и возможностям. С турбированного моторчика объемом 1969 см3 здесь сняли 247 л. с. и 350 Нм крутящего момента. Более 120 лошадей менее чем с литра рабочего объема! От нуля до сотни этот «малыш» способен разогнаться за 6,5 секунд! Это ли не достижение? Да и дальнейшее ускорение происходит уверенно, без рывков и провалов, благодаря 8-ступенчатой коробке передач.

Кроссовер не назовешь «бешеной табуреткой», но мне без труда удавалось озадачивать других участников движения во время стартов со светофора и обгонах на трассе. Можно задать и большего жара, если с кнопки Drive Mode активировать режим вождения Dynamic («Высокие характеристики») и начать переключать передачи подрулевыми лепестками. Нарастающий рокот турбомотора, взрывные ускорения – все будет, как мы любим!

На ухабистой подмосковной грунтовке «швед» тоже не спасовал – пробираясь по залитой дождевой водой колейной дороге к строящемуся дачному поселку, мы с ним догнали КАМАЗ. Двигались, конечно, крадучись, в режиме Off Road – берегли дизайнерское колесное литье и шины Pirelli Zero с индексом скорости V (до 240 км/ч), явно не предназначенные для трофи-рейдов.

Правда, после каждого такого активного тестового дня в мегаполисе и его окрестностях расход топлива вырастал до 18 литров на сотню против официально заявленных 10 л в городском цикле. Но на то он и тест, чтобы попробовать автомобиль во всех пяти запрограммированных режимах движения: Eco, Comfort, Off Road, Dynamic и Individual.

В миниатюрное «тело» кроссовера шведы смогли втиснуть все, чем гордится марка. Функцию полуавтономного управления Pilot Assist и Park Assist Pilot, комплексную систему безопасности City Safety, функцию предупреждения съезда с дороги, технологию предупреждения о транспортных средствах, движущихся в поперечном направлении Cross Traffic Alert, систему кругового обзора 360°… Кажется, разработчики остановились в полушаге от создания беспилотного автомобиля!

Впрочем, от новинки шведской марки мы ничего другого и не ждем с тех самых времен, как Volvo XC90 был назван «айфоном на колесах». Но и сегодня, в эпоху засилья мобильных приложений, Volvo не перестает нас удивлять.

Вот могли мы подумать, что сможем дистанционно открывать доступ к своему автомобилю родственникам, знакомым и даже курьерам, доставляющим товары из интернет-магазинов? Теперь все это делается через приложение Volvo On Call на смартфоне – переслал цифровой ключ и готово. Например, услуга Volvo In-car Delivery превращает автомобиль в почтовый ящик, в котором курьер в ваше отсутствие может оставить заказанную вами посылку. Все тот же виртуальный ключ в строго отведенный интервал времени откроет доставщику багажник, но не позволит запустить мотор.

БУДУЩЕЕ УЖЕ ЗДЕСЬ

Если по начинке Volvo XC40 принадлежит нашему столетию, то с точки зрения дизайна он – пришелец из будущего. В этом светлом далеке автопром избавился от гигантомании, для преодоления бездорожья достаточно клиренса в 211 мм и постоянного полного привода, а полиэстеровые тканевые коврики в салоне сделаны из переработанных пластиковых бутылок – в целях защиты окружающей среды.

Выразительная «маска» а-ля звездный штурмовик спереди, фары в форме «молота Тора», глубокие выштамповки внизу дверей, скошенная линия задних окон, угловатая корма с фирменными футуристическими задними фонарями – внешность «сорокового» его неоспоримое преимущество. Никакой «азиатчины» с ее беспричинной агрессией, только констатация непреложного факта «Будущее уже наступило».

Как утверждает британец Иэн Кеттл, дизайнер, возглавивший работу над проектом Volvo ХС40, образ «маленького упрямого робота» родился из фантастических фильмов «Элизиум – рай не на Земле» и «Обливион». В этих картинах и роботы какие-то необычные, и жилище у них где-то в небесной выси.

Коллега Иэна, Конни Бломме, вместе со своей командой трудившийся над интерьером кроссовера, как и многие скандинавы, увлечен велосипедами и зимними видами спорта. Поэтому велосипедисты и сноубордисты по идее должны угадать в салоне черты сходства со шлемами, которые для них производит шведский спортивный бренд POC. Я нарочно прокатил на «сороковом» знакомого фаната велогонок, обладателя внушительной коллекции спортивных великов итальянского производства – он не заметил никаких стилистических перекличек с велошлемами. Наверное, велики или шлемы у него не той системы.

ХОЗЯЙСКИЙ ЖЕНСКИЙ ГЛАЗ

Ближе познакомившись с новым кроссовером, понимаешь, что над организацией его внутреннего пространства потрудилась женщина. И в этом наблюдении нет никакого сексизма, речь ведь не о безделушках! В действительности, стараниями ведущего дизайнера Беатрис Симонссон был снят извечный женский вопрос: куда все это поместить и потом без проблем найти?

В салоне повсюду обнаруживаешь карманы, карманчики, пазухи, подстаканники и прочие полезные полости – в дверях, центральном тоннеле, в нише подлокотника заднего дивана и даже под сиденьями. Особенно умилил съемный отсек для мелкого мусора между передними креслами. Нет, ну, правда, если не мусор, то, например, монеты или заглушку прикуривателя порой невозможно достать со дна узкого стакана в подлокотнике. А тут такое изящное решение!

В нише центральной консоли оборудовано место для смартфона. Тут поместится даже 6,5-дюймовый гигант iPhone XS Max. Рядом с площадкой для смартфона логичным образом разместились два USB-входа. Единственный минус – ниша не закрывается шторкой или крышкой. Оставлять на виду дорогой гаджет, магнитную карту-пропуск на стоянку или иную мелочь не совсем правильно.

Объемы багажного отсека – до 1336 л – вряд ли поразят воображение владельца среднеразмерного внедорожника. Однако при сложенных задних сиденьях даже мужчина ростом 180 см и весом 100 кг сможет обустроить свой ночлег в багажнике «сорокового» и раскинуть конечности в позе морской звезды.

НАД ЧЕМ ПОДУМАТЬ

Теперь о недостатках, которые тут тоже есть. Как у любой свежей модели у Volvo XC40 наличествуют детские болезни. Можно их назвать и «девичьими чудачествами», учитывая, что машина как будто создавалась с учетом вкусов прекрасной половины человечества. Если же вспомнить сатирика, женщины делятся на два типа: «чудо, какая дурочка, и ужас какая дура».

Что имеется в виду? Например, у редакционного фотографа, сидевшего на переднем пассажирском кресле, возникли сложности непреодолимого характера с такой, казалось бы, рутинной процедурой, как пристегивание ремнем безопасности. И отнюдь не «трудовой мозоль» и не объемная осенняя куртка мешали застегнуть ремень.

Дело в замке в нижней точке крепления ремня безопасности слева – между пассажирским сиденьем и консолью тоннеля (подлокотника). При максимально поднятой подушке сиденья – той самой «командирской» посадке – замок оказывается утоплен так глубоко, что ни нащупать его, ни тем более вставить в него металлический язычок лямки ремня не представляется возможным. Даже просто просунуть руку в узкое пространство нереально трудно! Только изогнувшись всем своим грузным корпусом, я мог пристегнуть фотографа в соответствии с правилами безопасности, сам он это сделать был категорически не в состоянии, даже будучи левшой.

Впрочем, если мы по умолчанию считаем, что и водителем и пассажиром «сорокового» будут субтильные девицы с изящными ручками, а не граблями, как у нас – мужиков, то вопрос как бы отпадает. Ибо нечего со свиным рылом да в калашный ряд лезть. Но маркетологи из Volvo вроде бы не ставили ребром гендерный вопрос, относя XC40 к разряду сугубо «девочкиных» автомобилей.

Еще одно узкое место обнаружилось вследствие нашей с фотографом собственной невнимательности. Увлекшись съемкой мотора – этим компактным шедевром инжиниринга и впрямь залюбуешься – мы затем второпях неплотно захлопнули капот. То есть, слева, где находится «подсвеченный» желтым пластиком курок открывания, капот захлопнулся, а справа – не до конца. Так мы и проездили полдня, пока сотрудник автомойки не обратил на это наше внимание. И никаких предупреждающих надписей на панели приборов при этом не загоралось! Хотя, скажем, об открытом багажнике машина исправно рапортует там же, на виртуальной приборке, соответствующей пиктограммой.

Ну, и третий момент, который скорее относится к пожеланиям на будущее. Речь об алгоритме работы двери багажного отсека. Раз уж ее научили открываться и закрываться, повинуясь движению водительской ноги под задним бампером, то почему бы не прописать в программе и последующую автоматическую постановку машины на сигнализацию или просто закрытие центрального замка? Ведь если вы уже припарковали авто и ваши руки по-прежнему заняты вынутыми из багажника сумками с покупками, лезть за ключом в карман, чтобы нажать на нем кнопку блокировки дверей, все так же неудобно.

Этот момент заметили не только мы, но и наши коллеги, и ребятам из Гетеборга тут есть, над чем подумать.

ВОЗМУТИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ

Цены на Volvo XC40 начинаются с 2,2 млн руб. за переднеприводную версию с дизелем D3, развивающим мощность 150 л. с. при 3750 оборотах. С таким ценником «прошаренный» шведский кроссовер заставит напрячься многих старожилов в нише премиальных компакт-кроссоверов. И Lexus NX с 2-литровым бензиновым мотором (150 л. с.), и BMW X2 sDrive 20i с 2-литровой бензинкой (192 л. с.), и Mercedes-Benz GLA с 1,6-литровым бензиновым моторчиком (150 л. с.). Все они переднеприводные и стоят от 2,1–2,2 млн рублей.

Из ряда конкурентов «сорокового» выбиваются полноприводные Audi Q3 S-tronic quattro с 2-литровым бензиновым движком (180 л. с.) и Range Rover Evoque с двухлитровым дизелем (150 л. с.) – 2,0 млн руб. и 2,6 млн руб. соответственно. Но не приевшийся дизайн и инновационные опции, как представляется, и тут выводят «шведа» вперед.

Впрочем, ничто так быстро не устаревает, как футуристический внешний облик. И если вы хотите выглядеть современно и не мыслите себя вне передовых технологий, вам лучше поторопиться в автосалон. Ну, или подождать прибытия электрокара Volvo ХС40.

ТРАССА

Неисчерпаемый запас тяги, комфортная подвеска, наличие системы поддержания скорости и дистанции до впереди идущего автомобиля, отличная шумоизоляция, возможность выбора индивидуального режима движения – все это обеспечивает «сороковому» лидирующие позиции в борьбе за трассу и максимальные пять звезд в данной категории.

ГОРОД

«Сороковой» создавался как городской SUV и в мегаполисе этот автомобиль в своей стихии. Это не просто транспортное средство, он полноценный второй пилот, страхующий водителя, а порой и заменяющий его. Его субтильность при дефиците парковочного места в бетонных джунглях превращается в жирный плюс.

КОМФОРТ

В компактном салоне «сорокового» не то чтобы просторно, но вполне удобно. Главное – пространство устроено с пониманием запросов водителя и пассажира. Компакт-кроссовер предоставляет своему владельцу все опции, которыми могут похвастаться полноразмерные внедорожники. Одну звезду снимаем только из-за обнаруженных детских болезней.

ГРЕЙДЕР

Шведский кроссовер знает рецепт уверенной езды по грейдерному покрытию: выбираете режим Comfort и вперед! Подвеска, конечно, будет отрабатывать ухабы, но при этом деликатно дозируя воздействие на вашу пятую точку. А захочется поиграть в ралли и войти в управляемый занос на пустом проселке, просто отключите в меню систему стабилизации – будет интересно!

БЕЗДОРОЖЬЕ

Урбанисту, оседлавшему Volvo XC40, по идее нечего делать вне асфальта и вне зоны Wi-Fi – ему там просто не интересно. Да и дорогущие литые диски жаль поцарапать. Но поставьте на дизельную версию кроссовера правильную резину, прикрутите защиту двигателя и коробки и мы еще посмотрим, кто тут «городской пижон»!

РЕЗЮМЕ

Volvo XC40 полностью соответствует своему предназначению – быть «умным» городским SUV. «Сороковой» уже не просто автомобиль, в целом ряде повседневно возникающих ситуаций он претендует на роль партнера современного горожанина, живущего в «облаке» новых технологий.

 

VOLVO XC40 T5 AWD
Тип кузова, число дверей/мест универсал, 5/5
ДВИГАТЕЛЬ
Тип бензиновый, рядный, 4-цилиндровый, с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом, B4204T14
Рабочий объем, см3 1969
Макс. мощность, л. с. при об/мин 247/5500
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 350/1800–4800
ТРАНСМИССИЯ
Тип привода постоянный полный
Тип КПП АКПП, 8-ст., TG-81SC
ПОДВЕСКА
Передняя / задняя независимая, Макферсон, стабилизатор поперечной устойчивости / независимая, стабилизатор поперечной устойчивости
Тип амортизаторов, передние/задние гидравлические амортизаторы, винтовые пружины / гидравлические амортизаторы, винтовые пружины
ТОРМОЗА      
Передние / задние дисковые, вентилируемые/дисковые невентилируемые
МАССА
Снаряженная / полная масса, кг 1735 / 2250
Размер шин 235/50 R19
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
Длина, ширина, высота, мм 4425 x 2034 x 1652
Колесная база, мм 2702
Колея передняя / задняя, мм 1601 / 1626
Дорожный просвет, мм 211
Угол въезда, град. 21,7
Угол съезда, град. 30,4
Угол рампы, град. 21,9
Глубина преодолеваемого брода, см 45
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Разгон 0–100 км/ч, сек. 6,5
Максимальная скорость, км/ч 230
РАСХОД ТОПЛИВА
Городской/загородный/смешанный цикл, л/100 км 10 /6,4 /8,3–9,1
Объем топливного бака / резерв, л 54
Вместимость багажного отделения/ с опущенными задними сиденьями, л 586/1336