ВОЛНА «ПАТРИОТИЗМА»

 

ЗА РУЛЕМ В КОТОРЫЙ РАЗ ОБНОВЛЕННОГО УАЗ ПАТРИОТ ХОРОШО. НЕ ТАК ЧТОБЫ ОЧЕНЬ, НО НА ОБОЧИНУ ЖИЗНИ УЖЕ НЕ ТАЩИТ, ВЕДЬ ОН НАКОНЕЦ-ТО ПОЕХАЛ ПРЯМО, И ТЯГА ПОЯВИЛАСЬ, А ВМЕСТЕ С НЕЙ И НАДЕЖДА НА ТО, ЧТО МЫ ДОЖИВЕМ ДО СВЕТЛЫХ ВРЕМЕН, КОГДА ЗА НАШ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВНЕДОРОЖНИК СОВСЕМ НЕ БУДЕТ СТЫДНО. ОТ ТАКИХ МЫСЛЕЙ В ГРУДИ ПОДНИМАЕТСЯ ВОЛНА «ПАТРИОТИЗМА», ПОКА, ПРАВДА, СЛАБЕНЬКАЯ, КАК ПРИБОЙ В ПОГОЖИЙ ДЕНЕК НА МЫСЕ НЕМЕЦКИЙ, ГДЕ НАШИ УАЗЫ ВЫСТРОИЛИСЬ ДЛЯ ПАМЯТНОГО ФОТО, ДОЙДЯ ДО САМОЙ СЕВЕРНОЙ ТОЧКИ ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ.

Текст: Григорий Алешин
Фото: Алексей Барашков и автор

ВОСПИТАНИЕ ХАРАКТЕРА

Разноцветный салют быстротечной северной осени почти отпылал, тускнеют яркие лесные краски, но небо над мурманской трассой еще светло и прозрачно, а дорога так чиста и красива, что руки сами тянутся к фотоаппарату. Снимать на ходу опасно, но я все же на мгновение отпускаю руль и… ничего не происходит! «Патриот» уверенно держит курс к норвежской границе, а не виляет по полосам, как маркитантская лодка.

Новый мост с увеличенным кастором и жесткой рулевой трапецией, перепавший ему с плеча коммерсанта УАЗ Профи, решил старые проблемы с курсовой устойчивостью. К тому же с открытыми поворотными кулаками и радиус поворота уменьшился на 0,8 метра. Поворачивать обновленный внедорожник научился так, что с непривычки сердце в пятки уходит – руль отзывчивый, почти не люфтит, да еще мягкая задняя подвеска слегка «подламывается» на виражах – с высоты водительского кресла крены немного пугают.

Ульяновцы говорят – бояться нечего, это мы у «Патриота» спортивный характер воспитываем. Странноватое воспитание – поменяли характеристики амортизаторов, убрали по одному листу из трехлистовых рессор, поставили задний поперечный стабилизатор потоньше – в результате передняя подвеска получилась более собранной, а задняя мягче прежней на шесть процентов. Ну да ничего, если прикрутить обратно старый стабилизатор, то и «козлить» на ухабах не будет и «корма» успокоится.

А вот рычаг КПП уже совершенно спокоен – он теперь составной, со встроенным демпфером, не зудит и не вибрирует. Кулису тоже немного доработали, так что ходы переключения уменьшились чуть ли не вдвое, а в нужную передачу почти всегда попадаешь с первого раза. Не чувствуется прогресса только на педали сцепления, заводчане говорят, что с новым сцеплением от LUK усилие выжима сократилось на двадцать процентов, но моя левая нога им не верит – напрягаться ей приходится как раньше, правда гораздо реже, потому что новый мотор ZMZ Pro тянет на любой передаче как дизель.

МАЛОЙ КРОВЬЮ

Тот самый дизель, который уазовцы никак не хотят ставить, боясь превратить народный внедорожник в антинародный – цена «Патриота» и так уже упирается в миллион рублей. В принципе ZMZ Pro – тот же ЗМЗ-409, только с двухрядной цепью, повышенной с 9,1 до 9,8 степенью сжатия, новыми поршнями, распредвалами, усиленной головкой блока, жаропрочными клапанами, рассчитанными на установку ГБО, измененными фазами газораспределения и системой выпуска с двухгорловым коллектором.

Малой кровью мощность удалось поднять до 149,6 л. с. при 5000 об/мин, увеличить крутящий момент с 217 Нм при 3900 об/мин до 235,4 Нм при 2650 об/мин, загнать мотор в нормы Евро-5 и, главное, добиться очень хорошей тяги на «низах».

Обновленный «Патриот» легко стартует со второй передачи, не требует частых переключений в плотном потоке, а на магистрали уже к 80 км/ч «просит» включить шестую скорость, которой в его механической КПП, к сожалению, нет. Раньше она и не требовалась. При непосредственном сравнении особенно заметно, как не хватало мощности и крутящего момента дореформенному внедорожнику. Я попросил погонять организаторский дорестайловый УАЗ и через десять минут выскочил из него как ошпаренный, вернее – оглушенный и очень расстроенный. Чтобы добиться той же динамики, 134-сильный ЗМЗ-409 надо «крутить» изо всех сил, да еще удерживать машину на дороге, интенсивно подруливая. А шумоизоляция паршивая, ветер свистит в щелях дверных проемов…

Нынешний же «Патриот» не только быстрее, но и намного тише, причем не только потому, что мотор работает в более спокойном режиме – ульяновцы залатали шумкой почти все дыры в моторном щите, поставили ворсовые подкрылки и наклеили на верхние части дверей добавочный уплотнитель. В багажник больше не засасывает пыль, стекла меньше потеют – воздушные каналы вытяжки перенесли с потолка в боковые пластиковые панели возле заднего бампера.

ДЕМПФИРУЯ ТАНКОВЫЙСЛЕД

А еще на передних и центральных стойках кузова наконец-то появились удобные и прочные дополнительные рукоятки. Как только мы свернули возле Старой Титовки на «главную дорогу» к полуострову Рыбачий, мои пассажиры по достоинству оценили эту обновку. Военные, которых на Среднем и Рыбачьем больше, чем туристов в разгар сезона, в хлам разбили своей тяжелой техникой основной грейдер, на любой скорости седоков не просто трясет, а полощет по всему салону как в барабане стиральной машины. «Размякшая» подвеска, однако, справляется с «танковыми» ямами без пробоев даже на 50–60 км/ч, а водителя очень выручает рулевой демпфер, без него на серьезных неровностях от «Патриота» легко было получить баранкой по пальцам.

Кстати, по словам нашего гида, долго служившего в этих местах, в советские времена отдавшим долг Родине срочникам назначали очень правильный «дембельский аккорд» – выдавали лопаты и отправляли из части в Титовку пешком в сопровождении грузовиков со щебенкой и сухпаями. По дороге дембеля засыпали ямы, ровняли ухабы, а за ними с проверкой и увольнительными документами проезжал командир, так что грейдер поддерживался в приличном состоянии, несмотря на интенсивную эксплуатацию.

НА РЕЛЬЕФЕ

Тех частей давно нет, от военных городков остались лишь кучи мусора да зияющие пустыми глазницами окон полуразрушенные дома. Правда, чем ближе к Рыбачьему, тем грунтовки ровнее, но иногда по ним не проедешь – на время стрельб торные трассы часто перекрывают. Мы как раз «попали под раздачу», пришлось искать объезд, карабкаясь по склонам кружных дорожек.

На рельефе ни разу не понадобилось включить «понижайку». Какой же кайф, когда можно просто заехать на склон не торопясь, не переживая – хватит ли тяги. Недаром я хвалил ZMZ Pro еще на тесте УАЗ Профи, когда таскал в кузове полторы тонны груза, для более легкого «Патриота» мотор подошел идеально.

А вот новые 18-дюймовые легкосплавные диски «Кару» с калужскими покрышками Continental Cross Contact 245/60R18 – совершенно не подходящее для местных каменистых дорог сочетание. Не слишком внимательные коллеги порезали на острых камнях штук пять покрышек. Наблюдая, как меняют колеса, я подумал, что Средний с Рыбачим были бы идеальной площадкой для теста покрышек Nokian Rockproof с боковинами, усиленными волокнами арамида, которые финны представляют как профессиональную внедорожную резину, очень устойчивую к порезам. Хотелось бы вернуться сюда на них и еще раз доехать до Немецкого более сложным путем, ведь первый тест обновленного УАЗ Патриот оказался «пристрелочным».

ДЖИПЕРЫ СОМНЕВАЮТСЯ

Мы не видели настоящего тяжелого бездорожья, но если к двигателю наверняка не возникнет вопросов в любой ситуации, то новый мост, несмотря на очевидное улучшение управляемости, вызывает у джиперов подозрение. В теории пыльники ШРУСов в открытых поворотных кулаках можно порвать, неудачно наскочив на какую-нибудь палку, а рулевой демпфер, хоть и не стал самой нижней точкой переднего моста, но расположен низковато. Ульяновцы разрабатывают защиту рулевых тяг и демпфера для нового моста, надеюсь, что она уже будет стоять на автомобилях из пресс-парка, когда мы возьмем обновленный УАЗ Патриот на серьезный внедорожный тест.

Ну а первые впечатления – только положительные. Все изменения – по делу, и 35 000 рублей, на которые в среднем подорожал ульяновский внедорожник – очень гуманная доплата за отличную тягу и хорошую управляемость.

НОСТАЛЬГИРУЙТЕ БЕЗ НАС

Познакомившись с обновленным «Патриотом», прежний хочется забыть навсегда, тем более что пакет сертифицированного оборудования – с лебедкой, защитой рулевых тяг, усилителями порогов, силовым багажником и лестницей – теперь доступен за доплату в любой, а не только «Экспедиционной» версии.

Однако для ностальгирующих по прошлому в линейке оставили комплектацию «Классик Fleet» со старым мостом с закрытыми поворотными кулаками и 134-сильным мотором ЗМЗ-409, тоже получившим двухрядную цепь. Это базовая комплектация, которая подорожала только на 15 000 рублей, но вряд ли стоит экономить.

Я бы, наоборот, доплатил за шестискоростную «механику» или «автомат», если они появятся к следующему обновлению, но по-настоящему задумаюсь о покупке «Патриота» только когда дело дойдет до дизеля, ведь как ни хорош бензиновый ZMZ Pro, настоящий ведорожник просто обязан иметь в моторной гамме двигатель на тяжелом топливе.

ОБНОВЛЕННЫЙ УАЗ ПАТРИОТ 2019 МОДЕЛЬНОГО ГОДА

Комплектации – цены (руб.)

КЛАССИК FLEET – 746 500

КЛАССИК – 766 500

ОПТИМУМ – 866 500

ПРЕСТИЖ – 979 000

МАКСИМУМ – 1 049 000

Окраска цветами металлик – 11 900

Окраска кузова «Оранжевый не металлик» – 11 900

Блокировка дифференциала заднего моста – 38 000

Пакет экспедиционного оборудования: багажник экспедиционный, лестница задней двери, тягово-сцепное устройство, защита порогов, пакет оффроуд, пакет мультимедиа, блокировка дифференциала заднего моста, резина BF Goodrich All-Terrian 5 шт., диски стальные R16 или диски литые R16, запасное колесо на стальном диске, дополнительный отопитель салона – от 179 900 до 204 900 рублей в зависимости от комплектации

УАЗ Патриот
Тип кузова, число дверей/мест универсал 5/5
ДВИГАТЕЛЬ
Тип бензиновый, атмосферный, 4 цилиндра, расположен продольно
Рабочий объем, см3 2693
Макс. мощность, л. с. при об/мин 149,6/5000
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 235,4/2650
ТРАНСМИССИЯ
Тип привода подключаемый, полный
Тип КПП МКПП 5
ПОДВЕСКА
Передняя / задняя зависимая / зависимая
ТОРМОЗА
Передние / задние дисковые / барабанные
МАССА
Снаряженная / полная масса, кг 2125 / 2650
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
Длина, ширина, высота, мм 4785/1900/1910
Колесная база, мм 2760
Колея передняя / задняя, мм 1600/1610
Дорожный просвет, мм 210
Размер шин 225/75R16; 235/70R16; 245/70R16; 245/60R18
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Разгон 0–100 км/ч, сек. н.д.
Максимальная скорость, км/ч 150
РАСХОД ТОПЛИВА
Расход топлива при движении с постоянной скоростью 90 км/ч, л/100 км 11,5
Объем топливного бака, л 68