УДАРНИК КАПТРУДА

Не секрет, что корни нового Mercedes-Benz X Class уходят в Японию. Честь носить трехлучевую звезду выпала пикапу Nissan NP300 Navara последнего поколения D23, но «Герр Х» – не продукт обычного «бейдж-инжиниринга», немецкие специалисты серьезно поработали над исходником. Давайте посмотрим, удалось ли привить азиатскому трудяге манеры, если не европейского аристократа, то хотя бы бюргера.

Текст: Григорий Алешин
Фото: Вадим Конев и автор

Знаем-знаем, в «Мерседесе» нервно реагируют на попытки проводить параллель между своим новым Х-классом и его японским предком. Но от этих разговоров все равно не уйдешь, а конкретно этот белоснежный Mercedes-Benz X 250d 4Matic не так давно влился в наш редакционный коллектив, так что мы имеем право по-товарищески правдиво высказать о нем все.

ГДЕ ВАШ БЕЙДЖИК?

Навешивать свои ярлыки на продукцию альянса Renault Nissan «Мерседесу» не впервой. В 2012 году стартовали продажи «каблучка» Mercedes-Benz Citan – по сути, перелицованного Renault Kangoo. Правда, особого успеха автомобиль не снискал – покупатели хотели чего-то большего, чем просто «косметики».

«Навару» же немцы перелопатили куда более основательно. Практически ни одной общей кузовной панели с японским пикапом, абсолютно новый передок и задняя часть. Даже раму доработали, а кабина примерно на 30 мм выше и на 70 мм шире, чем у «Ниссана».

Снаружи X-Klasse хоть и пикап, но Mercedes без всяких натяжек. Колесную базу немцы оставили без изменений, но увеличили колею, да и вообще от родной «ниссановской» подвески осталась лишь очень удачная для «полукоммерческого» пикапа принципиальная схема с пружинами впереди и сзади. У «немца» свои корпуса ступиц, удлиненные рычаги передней двухрычажной подвески, собственная балка моста и задняя пятирычажка, дисковые тормоза на всех четырех колесах.

В Штутгарте не забыли и о такой мелочи, как стационарная буксирная проушина на раме сзади, которой по каким-то совершенно непонятным причинам у пикапов почти никогда не бывает.

Х-КРАСОТА

Немцы значительно улучшили шумоизоляцию и заново нарисовали салон. Признаюсь, ничего более изящного в этом сегменте я не видел, по сравнению с торпедо Х-Класса все остальное просто вырублено топором.

Даже «планшет» главного монитора, установленный над центральными соплами системы обдува, не выглядит чужеродным элементом. А от вогнутой по всей ширине средней части торпедо так и вовсе глаз не оторвать! Особенно хорошо торпедо смотрится с матовой алюминиевой вставкой, как в нашей комплектации.

Глядя на эту красоту, поневоле миришься с дешевым твердым пластиком вокруг, однако кое с чем ужиться непросто. Например, в автомобиле с базовой ценой от 2 899 000 рублей нет не только подогрева, но даже настройки руля по вылету. Спасибо очень удобным передним креслам с электроприводами регулировок, прекрасной боковой поддержкой и развитым поясничным подпором, которым не обделен и передний пассажир. Я со своим ростом 183 см очень неплохо устроился за баранкой и смог вытянуть левую ногу – благо в трансмиссии нашего пикапа «автомат», и третья педаль не мешает. И все же напрягает сам факт – с идеологией «Мерса», во главе которой находится комфорт, это как-то не вяжется.

МАЛОЕ В БОЛЬШОМ

Автоматический режим есть только у двух передних стеклоподъемников, карманы в передних дверях широки, однако бардачок очень мал, а емкость в центральном подлокотнике еще меньше, к тому же облокотиться на него трудновато – он низкий, а небольшая крышка не сдвигается вперед. На центральном тоннеле всего один глубокий подстаканник, да и вообще не слишком много места для мелочей – большую часть полезного пространства съедает «мерседесовский» пульт управления штатными мультимедиа. Да, его тачпад работает четко, но лучше бы главный монитор был интерактивным.

Давно пора отказаться от предрассудков, заставляющих страдать владельцев «элитных» автомобилей, ведь тыкать пальцем в экран дорогущего «айфона» никому не кажется несолидным. Меню мультимедийки не испугает лояльных покупателей «Мерседесов», однако тем, кто впервые решил повысить свой статус, купив Х-Класс, например, вместо VW Amarok, оно вряд ли будет интуитивно понятно.

А еще я постоянно промахивался мимо единственного подрулевого переключателя и то пытался помигать поворотником, то норовил махнуть дворниками с помощью рычажка круиз-контроля, расположенного в той же плоскости. Переключать режимы работы стеклоочистителей, «подкручивая» регулятор на перегруженном рычаге очень непросто. И особенно обидно, что эти мучения происходят впустую: привычной поклонникам марки «кочерги» селектора АКПП на рулевой колонке у Х-Класса нет – рычаг «автомата» расположен на центральном тоннеле.

В комбинации приборов действительно функционален только дисплей. На него можно вывести практически всю информацию, нужную в поездке. А вот шкалы тахометра и особенно спидометра трудно читать из-за мелкой «нарезки» и оцифровки. По той же причине не блещет информативностью указатель уровня топлива – в его очень длинную, но тонкую шкалу нужно пристально всматриваться. Гораздо проще вывести на цифровую часть приборки данные о запасе хода до следующей заправки.

ИЛЛЮЗИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Кнопка запуска двигателя почти упирается в правое колено, при этом из кожуха рулевой колонки выпирает прилив под обычный замок зажигания. Верхний ряд кнопок на центральной консоли мелковат, «аварийка», которой российские водители пользуются постоянно, крайняя справа – надо тянуться. Блок раздельного климат-контроля съехал вниз, а управление приводом и внедорожными функциями вовсе оказалось в «подвале»… Все эти особенности требуют либо постоянно отрывать взгляд от дороги, либо учиться пользоваться функционалом наощупь.

Эффектные «мерседесовские» сопла обдува, которые у природных представителей марки радуют не только дизайном, но и тактильными ощущениями, у Х-Класса будто разболтаны от рождения. Поворачиваешь – кажется, что сейчас выдернешь из гнезда.

Короче говоря, «мерседесовский» дух внутри пикапа – на девяносто процентов иллюзия, хотя и очень правдоподобная. Единственная вещь, которой по-настоящему наслаждаешься – это система кругового обзора с четырьмя камерами и идеально четким изображением. Маневрировать на малых скоростях в плотном потоке и парковаться с включенной функцией «360 градусов» почти так же легко, как на «Смарте».

ПАССАЖИРЫ И ГРУЗЫ

Места во втором ряду достаточно для троих взрослых пассажиров. Сам за собой я сел почти впритык, однако без стеснения. Но кроме обдува и одной 12-вольтовой розетки задним седокам не положено никаких удобств, даже подлокотника нет. Нижняя подушка дивана откидывается вверх целиком. Под ней два небольших отсека, но спинка закреплена жестко, а жаль, за ней наверняка нашлось бы место для необходимых вещей вроде знака аварийной остановки и буксирного троса.

По наследству от «Навары» Х-Классу досталась система бортовых рейлингов для фиксации груза. Правда крепежных скоб или колец в полу я не нашел, мелкую поклажу на дне привязать не к чему. Зато в кузове есть розетка на 12 вольт под герметичной крышкой, а подсветка грузовой платформы – базовое оснащение для любой версии.

Двухместных и полуторных модификаций с распашными дверями и «насестом» за передними сиденьями у Х-Класса нет, поэтому кузов у него коротковат для перевозки мотоциклов и квадриков – борт не закроешь. Зато стандартный европоддон влезает хоть вдоль, хоть поперек.

ВОЗЛЕ КРАСНОЙ ЧЕРТЫ

Впрочем, возить кирпичи на стройку «мерседесовскому» пикапу вероятно не суждено, а с одним воздухом в кузове Х-Класс на дороге близок к идеалу. Легкий стрекот 2,3-литрового турбодизеля Renault, наддутого двумя турбинами до 190 л. с., слышен только на холостом ходу. Вибраций не чувствуется. Тихо на любой скорости: если нажать на газ от всей души, внутрь прорывается лишь приглушенный рев мотора, не мешающий разговору с приятным собеседником.

Mercedes-Benz X-Klasse управляется как породистый внедорожник – крены оправданные, длинный, больше трех оборотов от упора до упора руль с гидроусилителем, умеренно отзывчив, даже глубокая асфальтовая колея не в силах сбить пикап с курса. Немцы не зря дорабатывали кинематику изначально весьма комфортной пружинной задней подвески – на выбоинах, трамвайных путях и переездах Х-Класс не козлит, легкая задняя часть отрабатывает препятствия почти так же мягко, как нагруженный передок.

Такой же, как у «Навары» 7-ступенчатый «автомат» плавно перебирает ступени, не суетясь без причины, а на резкий удар по педали газа отзывается с совсем небольшой задержкой. Спортивного режима у коробки нет, однако с помощью ручного управления его можно отчасти сымитировать, ведь электроника, в конечном счете, сама переключает передачи. Но делает она это позже, когда стрелка тахометра вплотную подходит к красной зоне. Правда и в обычном «драйве» динамики для обгонов хватает, а провалов по оборотам нет и в помине.

ВКЛЮЧИЛ – ВЫКЛЮЧИЛ

Я с трудом представляю себе Х-Класс в качестве снаряда для регулярных выездов на тяжелое бездорожье – не тот ценовой диапазон. Но если понадобится где-то пролезть, «мерседесовский» пикап не спасует. Отличная геометрия с очень маленьким передним свесом, заявленный клиренс 222 мм, под редуктором заднего моста чуть меньше – я намерял около 210 мм, глубина преодолеваемого брода – 600 мм. На заднем борту красуется шильдик 4Matic, правда к «Мерседесу» полный привод в нашей версии не имеет никакого отношения, так как у Mercedes-Benz X-Klasse 250d тот же что у Nissan Navara – классический Part Time с жестко подключаемыми передними колесами, дополненный опциональной блокировкой заднего межколесного дифференциала.

С тягой в нижнем диапазоне оборотов проблем нет, а вот переключение режимов трансмиссии немного насторожило. «Понижайка» включилась моментально, не заставил себя ждать и привод блокировки заднего дифференциала, но вернуться обратно к заднему приводу после поездки по жидкой грязи и вывешивания оказалось сложнее, отключить блокировку и перевес­ти трансмиссию в 4Н удалось не с первого раза. Я помню, что такая же проблема была у дореформенного Nissan Navara, который мы тестировали много лет назад. Неужели «передалось» по наследству? Попробовал повторить процесс – все сработало быстро и гладко, но осадочек остался.

БУДЕМ НАБЛЮДАТЬ

Впрочем, этот пикап в нашем редакционном парке надолго – убедиться в отсутствии «глюков» еще будет возможность. Но и первый тест дал достаточно оснований для того, чтобы причислить X-Klasse к настоящим «Мерседесам».

Допущения в данном случае неизбежны, ведь немцы не стали разрабатывать собственную платформу, но приложили максимум экономически оправданных усилий, чтобы по праву считать X-Klasse своим детищем – эдаким гламурным трудягой, ударником капиталистического труда.

К тому же нынешней осенью в России появился топовый Mercedes-Benz X-Klasse 350d с родным «мерседесовским» турбодизелем V6 мощностью 258 «лошадей» и АКПП 7G-Tronic Plus. Причем трансмиссия с постоянным полным приводом 4Matic у него от нового Gelandewagen: несимметричный межосевой дифференциал с возможностью блокировки распределяет тягу в 550 Нм в пропорции 40:60 с преимуществом задней оси, есть понижающий редуктор и пять типов ездовых настроек – Comfort, Eco, Sport, Manual и Offroad. В этой версии «мерседесовский» пикап уж точно настоящий «ариец».

ШИНЫ MICKEY THOMPSON

Редакционный Х-Класс переобут в шины Mickey Thompson Deegan 38 AT размерностью 265/60 R18. Эти покрышки можно использовать круглый год. В составе резиновой смеси в нужной пропорции присутствует силика – для комфортного передвижения по мокрым и заснеженным дорогам, а также для повышения ходимости. Покрышки Deegan 38 AT, как и другие модели из ассортимента американской марки, стоят недешево. Однако они свое точно отходят: производитель обещает пробег в 100 000 км. И как мы знаем, если при пробеге в 40 000 км некоторые аналогичные шины стачиваются и теряют зацеп на сложных грунтах, Mickey Thompson только входят в полную силу.

ТРАССА

По трассе пикап идет очень уверенно: слаженная работа турбодизеля и 7-ступенчатого «автомата» обеспечивают трехтонной махине приличную динамику, а внятный руль и настроенная подвеска – требуемую маневренность. Единственное, о чем следует помнить – заднеприводные автомобили в крутых поворотах на скользкой дороге склонны к избыточной поворачиваемости и заносам.

КОМФОРТ

Не надейтесь обнаружить здесь комфорт, как в Mercedes-Benz GLE – это все же утилитарный пикап. Без присущих «премиуму» регулировок и подогрева руля, функции массажа, брендовой «музыки» и прочих изысков. Но зато есть просторный салон с отличной шумоизоляцией, удобные и обшитые добротной кожей кресла, а также мультимедиа, не уступающие тем, что были на «Гелендвагене» прошлого поколения.

ГРЕЙДЕР

Пружинная подвеска, конечно, не позволит вам «плыть» по грейдеру, особенно с пустым кузовом. И все же по управляемости и комфорту водителя и пассажиров к Х-Классу нет претензий – это скорее внедорожный «Мерседес», чем утилитарный пикап.

ГОРОД

Ему тут тесновато – габариты не те. И если за вашим Х-Классом не закреплено место на парковке возле вашего дома и офиса, то находить причал для этого судна будет проблематично. Но жизнь пикапера в городе скрасят камеры кругового обзора, умеренный расход топлива и, конечно, обаяние большого «Мерседеса».

БЕЗДОРОЖЬЕ

Вне асфальта Х-Класс способен на очень многое! Тяговитый дизель, пониженная передача, блокируемый задний дифференциал, рамная конструкция, отличная геометрия кузова, внушительный клиренс и «командирская» посадка водителя – налицо все признаки классического внедорожника. В «пампасах» пикап пробуждает чувство вседозволенности, за что мы и любим настоящих проходимцев!

РЕЗЮМЕ

Х-Класс – самый настоящий «фан-кар», машина для души. Не на каждый день. Недостатки пикапа это продолжение его достоинств, среди которых «мерседесовские» звезды на решетке радиатора и на откидной крышке кузова. Это как горнолыжный костюм от Gucci или фотоаппарат в корпусе Leica с начинкой от Olympus. Свою задачу – радовать владельца и служить ему внедорожником и грузовиком – Х-Класс выполняет.

 

 

MERCEDES-BENZ X 250d 4Matic
Тип кузова, число дверей/мест пикап 4/5
ДВИГАТЕЛЬ
Тип дизельный, рядный, 4-цилиндровый, с двойным турбонаддувом, расположен продольно
Рабочий объем, см3 2298
Макс. мощность, л. с. при об/мин 190/3750
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 450/1500–2500
ТРАНСМИССИЯ
Тип привода подключаемый полный, с подключением передних колес
Тип КПП АКПП-7, пониженная передача, блокируемый задний дифференциал
ПОДВЕСКА
Передняя / задняя двойной поперечный рычаг, пружины, газонаполненные амортизаторы, стабилизатор поперечной устойчивости / многорычажная, пружины, газонаполненные амортизаторы, стабилизатор поперечной устойчивости
ТОРМОЗА
Передние/задние дисковые, вентилируемые/дисковые, вентилируемые
МАССА
Снаряженная / полная масса, кг 2159/3250
Размер шин 265/60 R18 (установлены), 255/65 R17 110H 255/60 R18 112V, 255/55 R19 111H
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Разгон 0–100 км/ч, сек. 11,8
Максимальная скорость, км/ч 175
РАСХОД ТОПЛИВА
Городской/загородный/смешанный цикл, л/100 км 9,6/6,9/7,9
ПРОЧЕЕ
Размеры грузовой площадки, мм 1581 х 1560 х 431
Полезная нагрузка, кг До 1000 кг
Емкость топливного бака/резерв, л 73/10