В МАРОККО ЗА ЗОЛОТОМ

Российские гонщики блестяще выступили на прошедшей в начале октября внедорожной гонке Rallye du Maroc. Они завоевали сразу два «золота» – в категориях квадроциклов и SSV!

Автор: Ольга Звягина
Фото: из архива автора и организаторов

Марокканский этап двух мировых серий – FIA и FIM – подвел итоги сезона в зачетах мотоциклов и квадроциклов, а также досрочно определил обладателей Кубка Мира по ралли-рейдам сезона 2018 в категории автомобилей. Но помимо борьбы за престижнейшие награды, большое количество гонщиков приехало в Марокко для проведения финальной подготовки к марафонам «Дакар» и «Африка Эко Рейс».

НОВЫЙ ОРГАНИЗАТОР

Ралли Марокко 2018 имело успех во многом благодаря известности и хорошей репутации нового руководителя гонки – Давида Кастера. Профессиональный мотогонщик, спортивный руководитель марафона «Дакар» с 2005 по 2015 гг., экс-штурман в составе заводской команды Peugeot – Давид Кастера смог собрать и воплотить в первом выпуске собственной гонки много новых идей, которые участники ралли Марокко оценили положительно. Основной из них стало разделение трассы для категорий мотоциклов, квадроциклов и SSV с трассой, подготовленной для внедорожников и грузовиков. Безопасность и более удобная концепция позволили каждой из зачетной категорий проехать гонку на максимум и в удовольствие. Также, благодаря своему богатому личному опыту работы в роли штурмана, Кастера смог повысить качество подготовки трассы и роудбука (дорожной книги) на каждом этапе ралли.

РЕКОРДНОЕ ЧИСЛО «ПРИОРИТЕТЧИКОВ»

Стартовые списки автомобильного зачета собрали рекордное количество пилотов листа приоритета ФИА – сразу 14 гонщиков оказались на топовых стартовых позициях! Среди них был и титулованный российский экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова (команда G-Energy Team), выступавший на Toyota HiLux, подготовленной в бельгийской конюшне Overdrive.

В общей сложности, в гонке приняли участие 75 мотоциклов и квадроциклов, 22 SSV и около 40 автомобилей. Марокканский этап на этот раз собрал гонщиков из 31 страны мира. Российскую спортивную делегацию помимо дуэта Васильев/Жильцов представляли: райдер квадрозачета Александр Максимов на Yamaha YFM700R, три экипажа SSV – прошлогодние победители Ралли Марокко Сергей Карякин/Антон Власюк, а также дебютант этой гонки Александр Доросинский со штурманом Олегом Уперенко и Федор Воробьев с Александром Обуховым (все три экипажа на Can-Am Maverick), а также участники автомобильного зачета: Денис Кротов с Дмитрием Цыро в категории Т1 на BMW X3 и Алексей Титов с Андреем Русовым на автомобиле Ford F150 категории Т2.

ИНТРИГИ И РАССЛЕДОВАНИЯ

По многолетней традиции – этот спортивный сезон не стал исключением – интрига в борьбе за титул имела место быть как в мотоциклетном зачете, так и в автомобильном. И хотя календарь FIA включал после Марокко еще один, заключительный этап серии в Порталегре, все точки над «i» были расставлены именно здесь, на марокканском ралли, где и разыграли все трофеи сезона!

Еще одну интригу накануне «Ралли Марокко» внесла новость от X-Raid о пополнении команды топ-пилотами Карлосом Сайнсом, Сирилем Депре и Стефаном Петранселем. Все трое подписали контракт с немецким концерном на участие в ралли-марафоне «Дакар» на обновленных Buggy Mini JCW. Семье Квандтов, руководящих X-Raid, удалось значительно усилить общекомандное положение в соперничестве с заводским составом Toyota Gazoo Racing, цвета которой защищают Нассер Аль-Аттия, Жениель Де Вилльерс и Бернард Тен Бринке, а также довольно сильным клиентским составом Toyota Overdrive. Примечательно, что в пару к Стефану Петранселю в качестве штурмана попал сам Давид Кастера – босс марокканской гонки! Правда, в Марокко новоиспеченному экипажу проехать вместе не удалось – каждый занимался своим делом: Кастера руководил гонкой, а Петрансель ехал в экипаже со своей супругой Андреа Майер на SSV.

ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

«Ралли Марокко», как традиционная площадка состязания прямых соперников из числа топ-пилотов и излюбленное место в Африке для многочисленных любителей, прошло в формате шестидневного ралли-рейда (Пролог и 5 этапов) общей дистанцией 2051 км, включая 1362 км спецучастков. Старт и финиш гонки были организованы в городе Фес. Концепт соревнования включал два линейных этапа и три кольца вокруг единого бивуака в городе Эрфуд.

Трассы каждого дня гонки были максимально разнообразны: техничные, быстрые и песчаные дорожки, солончаки, каменистая пустыня, предгорья и дюны. Ежедневная дистанция спецучастков варьировалась от 200 до 350 км.

Давид Кастера эргономично уложил в маршрут все самое «вкусное» и интересное, чем славится Марокко, усилив спортивную составляющую запутанной навигацией и этапом-марафоном, который, правда, прошел только для мотоциклов, квадроциклов и SSV, но, по словам нового шефа, это только начало больших перемен…

В ПЛЮС И В МИНУС

По итогам ралли Марокко россияне смогли завоевать две победы, призовой подиум в классе стандартных внедорожников и пробиться в десятку сильнейших в абсолютном зачете среди автомобилей.

Первое «золото» принес российской команде квадроциклист Александр Максимов. Он не только стал лучшим на этой гонке в своем зачете, но и по итогам сезона оформил чемпионство в мировой серии ФИМ среди квадроциклов, обойдя сильнейших соперников из Польши, Аргентины, Голландии и других стран.

Золотые медали и кубки завоевали россияне Сергей Карякин и Антон Власюк, выступающие в категории SSV на Can-Am Maverick. Для экипажа эта победа стала второй подряд – в 2017 году екатеринбуржцы также были здесь лучшими! Впереди у экипажа главная гонка сезона – марафон «Дакар» в Южной Америке. Третий российский экипаж в категории SSV – Федор Воробьев и Александр Обухов из команды Zavidovo Racing не получил итоговой классификации в гонке из-за поломки техники, но первый международный опыт стал отличной базой для подготовки к сезону 2019.

В зачете внедорожников на счету россиян два достойных результата. Денис Кротов и Дмитрий Цыро на BMW X3 стали восьмыми в Абсолютном зачете, а Алексей Титов и Андрей Русов на Ford F-150, лидировавшие в первой половине гонки, в итоге взяли «серебро» в классе стандартных внедорожников, уступив первое место сильному сопернику – Ахмеду Аль Шегави. По итогам сезона Шегави стал лидером в Кубке Мира FIA в категории Т2, а российский дуэт неожиданно для самих себя вырвался на третье призовое место!

Что касается абсолютного зачета, то основные надежды на подиум в Марокко были связаны с российским дуэтом Владимира Васильева/Константина Жильцова. Однако из-за технических проблем с коробкой передач на прототипе Toyota HiLux россияне вынужденно оформили сход на первом этапе ралли. Тем не менее, сохранить по итогам сезона почетное третье место в Кубке Мира ФИА по ралли-рейдам Васильеву с Жильцовым удалось даже без участия в финальном этапе Кубка Мира в Порталегре.

Лучшим в зачете внедорожников на гонке стал катарец Нассер Аль-Аттия – за рулем Toyota HiLux и в паре с Маттье Бомелем. Катарец оформил пятую по счету победу на «Ралли Марокко», сравнявшись по этому показателю с «Лисом пустыни» Жаном-Луи Шлессером, а его штурман Маттье Бомель и вовсе побил все рекорды, завоевав в Марокко уже шестое золото!

«Серебро» в Марокко получил Куба Пржигонски в паре с Томом Колсоулом на Mini, «бронза» досталась Сирилю Депре на Mini Buggy. Запас ранее набранных очков позволил Пржигонскому и Колсоулу досрочно выиграть Кубок Мира ФИА в Абсолюте.

В зачете мотоциклов лучшим по итогам гонки и всего сезона стал Тоби Прайс на КТМ.