ЗЕМЛЕГОР, ИЛИ ПОЕЗД ИЗ ЧАТТАНУГИ

Его внушительные размеры «пять на два», брутальные раздутые арки и растянутая в хищной ухмылке радиаторная решетка заставляют нервничать владельцев «Рейнджей» и «Геликов». На борт он принимает семерых и обеспечивает им комфорт бизнес-класса. Трудно поверить, что под капотом у великана – миниатюрная двухлитровая турбо-«четверка» TSI мощностью 220 лошадок. Встречайте самый большой кроссовер марки «Фольксваген» – VW Teramont!

В «Фольксвагене», вероятно, долго ломали головы и копья, выбирая имя самому крупному легковому автомобилю марки – семиместному VW Teramont. Названий племен кочевников на букву «Т», во всяком случае, благозвучных, уже не осталось, а ведь кроссоверы компании из Вольфсбурга принято именовать Touareg, Tiguan, T-Roc… Вот и окрестили новинку заново придуманным словом Teramont, в котором угадываются латинские terra – земля и montem – гора. «Землегор», говоря по-нашему. Тут вам и простор и размах!

ОТКУДА ВЕТЕР ДУЕТ

Монументальная внешность VW Teramont навевает мысли об устремленных вдаль американских хайвеях. И точно – модель производится на предприятии в городке Чаттануга, что раскинулся на юго-востоке США в штате Теннеси. Этот ничем не примечательный населенный пункт в 1941 году прославила песенка «Поезд на Чаттанугу» в исполнении джаз-оркестра Гленна Миллера. В городке живет около 180 тысяч жителей, что примерно в два раза меньше, чем в нашей Калуге, где в технопарке «Грабцево» тоже находится завод «Фольксваген».

Как несложно догадаться, если с калужского конвейера сходят модели, популярные на российском рынке – VW Polo, VW Passat и т.д., то в Штатах производятся «Фольксвагены», понятные и близкие простому американцу. А за океаном принято считать, что хорошего автомобиля должно быть много. В США Teramont (там он носит громкое имя Atlas – как горная система на северо-западе Африки) сменит немного уступающего ему в размерах пятиметрового «Туарега». Впрочем, «Атлас» / «Терамонт» со своими 5036 мм длины и 1989 мм ширины по заокеанским понятиям всего лишь среднеразмерный SUV. Там ведь водятся такие «авианосцы», как Toyota Sequoya (длина 5210 мм, ширина 2027 мм, высота 1895 мм, колесная база 3099 мм), Lincoln Navigator (5334/2123/1941/3111 мм) и Chevrolet Suburban (5699/2044/1889/3302 мм).

Влияние заокеанского представления о прекрасном заметно и в настройках независимой пружинной подвески на подрамниках – у «Терамонта» она по-американски мягкая. Эта махина с несущим кузовом, колесной базой 2979 мм и на 20-дюймовых катках скорее плывет, а не едет. Даже когда перекатывается через трамвайные рельсы или валит по брусчатке возле станции метро «Улица 1905 года». Что это – лежачий полисмен? Ха-ха! А можно сделать еще заход и снова по нему проехать? Вот когда можно почувствовать себя рулевым танкера «панамакса»!

В салоне заметна еще одна черта загнивающего Запада – многочисленные подстаканники под бутылки с колой и картонные фужеры с молочными коктейлями из «Макдональдса». Они обнаруживаются на широченной центральной консоли (во встроенный в нее «ящик для мелочей» плашмя помещается журнал формата А4), в откидном подлокотнике заднего дивана, в массивных боковых панелях по сторонам третьего ряда сидений. Это не считая вместительных карманов в дверях.

Немногим меньше, чем подстаканников, в салоне 12-вольтовых розеток и USB-входов – но ими все же «охвачены» и водитель, и пассажиры всех трех рядов. Хотите – подзаряжайте свои планшеты и смартфоны, а хотите – «нейтрализуйте» подрастающее поколение, разрешив детворе потупить в любимый гаджет.

Насмотревшись на эти американизмы, невольно ищешь справа от руля характерную американскую «кочергу» переключения передач. Но не тут-то было! Селектор 8-ступенчатого «автомата» находится на своем обычном месте на центральной консоли. Гидротрансформатор производства японской Aisin ставится и на версию «Терамонта» с 2-литровым 4-цилиндровым двигателем (220 л. с. и 350 Нм), и на модификацию с V6 (280 л. с. и 361 Нм).

КОМУ В «ЗЕМЛЕГОРЕ» ЖИТЬ ХОРОШО

Ответ на поверхности – всем! Всем находящимся под колоссальным панорамным люком «Терамонта», на степенное открытие-закрытие шторки которого уходит не менее полуминуты!

Где вставками из дерева, а где добротной кожей, местами и перфорированной, отделаны торпедо, дверные панели, руль, сиденья и прочие элементы интерьера. Кресла водителя и переднего пассажира помимо вентиляции и подогрева, имеют множество сервоприводов с памятью настроек. Ну, а трехзонный климат-контроль, обязательный даже в стандартной комплектации, обеспечивает всем равный доступ к благам цивилизации. Но и это далеко не все.

Основной пассажирский диван мало того, что складывается в соотношении 60:40, его боковые спинки еще отклоняются назад на 14 градусов, обеспечивая дополнительное удобство сидящим. Или, наоборот, диван можно выкатить вперед по рельсам аж на 20 см – как в VW Multivan, предоставляя теперь уже обитателям «галерки» дополнительное пространство для ног.

Заметим, что два кресла в третьем ряду – исключительно детские места. То есть, современные отроки и отроковицы лет четырнадцати-пятнадцати там уже не помещаются. А если акселераты и втиснут свои конечности, то потом всю дорогу будут сетовать на произвол «предков». Взрослым же эти «сидушки» совершенно противопоказаны, хотя доступ в глубины салона открывается действительно легко благодаря двигающимся по рельсам креслам второго ряда.

ОДНИМ МАНОВЕНИЕМ

Приборная панель с 12,3-дюймовым TFT-дисплеем – как и положено сегодня, виртуальная – и выглядит нарядно и информацию выдает исчерпывающую. Пожалуй, поначалу она кажется даже избыточно информативной. Особенно досадно, что из-за мельтешения цифр и символов совсем не видно показаний спидометра. То есть, надо привыкать отлавливать взглядом узкий кончик электронной стрелки, гуляющей где-то между 60 и 80 км/ч.

Гораздо удобнее, когда скорость отображается в виде крупной цифры в центре графического спидометра, а включенная передача – внутри тахометра. Переиначить тип и расположение данных на приборке можно несколькими нажатиями кнопок на правой спице мультифункционального руля. Как это сделать, поймет даже дремучая деревенщина, а уж более-менее подкованный современный автолюбитель и подавно.

То же и с управлением мультимедиа-системой – оно несложное, все делается одним мановением. Активировать нужные функции можно кнопками на руле или, что удобнее всего, посредством сенсорного экрана. В этом смысле нам особенно полюбились внятная навигация и алгоритм настройки и сохранения полюбившихся радиостанций. Нужно просто провести рукой возле весьма чувствительного экрана, и он покажет все возможные опции: хочешь наметить новый маршрут – пожалуйста, решил зафиксировать FM-диапазон, в котором звучит драйвовый бит – нет вопросов!..

К слову, открыть дверь багажного отсека тоже можно одним мановением… только теперь уже ноги под задним бампером. Главное, чтобы ключ от автомобиля был у вас в кармане.

Это умный автомобиль. Он легко «дружится» со смартфонами обеих систем через USB-порт, у него есть адаптивный круиз-контроль с функцией Stop&Go, он сам переключает свет с дальнего на ближний, подсвечивает обочину, в сторону которой повернут руль, и следит за сохранением полосы движения. Да и парковаться в автоматическом режиме он тоже умеет. Вот только мы бы не решились доверить автопилоту такое деликатное дело, как парковка на заставленной всякими «майбахами» московской стоянке.

МАЛОЕ В БОЛЬШОМ

Позволим себе небольшое отступление. Не для кого не секрет, что здоровяк Teramont собран из того же модульного конструктора MQB (нем. Modularer Querbaukasten – «Модульная поперечная матрица»), что и, например, малыш Tiguan. Да что там – почти три десятка моделей, производимых компаниями концерна VAG, построены на этой платформе: известные нам кроссоверы Audi Q3 и Skoda Kodiaq, экзотический Seat Tarraco и многие другие. При этом неважно, какая у автомобиля колесная база или ширина колеи – это можно растянуть или ужать – но для всех MQB-моделей характерно поперечное расположение двигателя.

Кстати, о силовом агрегате «Терамонта», том самом махоньком 2-литровом TSI из семейства ЕА888, сиротливо притулившемся под крышкой капота размером с навес стадиона. Нам на тест достался именно он, выдающий 220 лошадок и 350 ньютон-метров крутящего момента. Конечно, чтобы раскочегарить более чем двухтонный «вагон», нужно настойчиво давить на педаль газа – полноценная отдача наблюдается в диапазоне 4420 – 6250 оборотов. Впрочем, максимальный крутящий момент доступен уже с 1485 оборотов, и если не зевать на светофоре, можно неприятно «удивить» владельцев некоторых приемистых «пузотерок». Ну, а разогнавшись по шоссе, машина катит, как бильярдный шар!

Ни в городе, ни на трассе не испытываешь никаких комплексов в связи с энерговооруженностью «Землегора». Моторчик исправно тянет машину вперед, а автоматическая коробка переключает передачи плавно и без заминок. Если кому-то не хватает драйва, можно при помощи шайбы Driving Mode Selection на центральной консоли выбрать в подменю дорожных настроек режим «Спорт». И тогда… Нет, чуда не произойдет, ни паровозной тяги, ни взрывных ускорений не воспоследует. Но руль сделается упругим, движок зарычит громче, а в центре круглой шкалы тахометра загорится и надолго останется неизменным значок «S3», обозначающий передачу в «спортивном» режиме.

Зато при своих размерах он вовсе не Гаргантюа и тем более не Пантагрюэль. Правда, в городе нам ни разу не удалось добиться заявленных производителем 12 л на сто километров – все время получалось не менее 15 литров, причем 95-го бензина. Ну, так на то зима и знаменитый столичный трафик, плюс постоянно включаемые на полную мощность обогревы руля и сидений. Но когда пришла охота экономить топливо, мы вспомнили про еще один режим движения – «Эко». Тут в окошке тахометра появился уже индекс «Е3», который даже при нежнейшем нажатии педали газа норовил подскочить до «Е4», «Е5» и даже «Е6»…

ВОТ И ПОГОВОРИЛИ

За время теста нам так и не удалось найти «общий язык» с системой голосового управления, активируемой с кнопки Voice. Ну, никак электронное «ухо» не могло расслышать и распознать название улицы «Таллинская» – нас отправляли куда угодно, только не по нужному адресу. Даже простое слово «Москва», и то угадывалось лишь со второй попытки. А, например, номер дома «35» стал понятен только после того, как был произнесен как «три – пять».

Но не будем придираться попусту, ведь может быть кому-то из нас просто нужно обратиться к логопеду или заняться оттачиванием сценической речи.

И еще один курьез случился, когда машина попыталась по-английски с калифорнийским прононсом зачитывать СМС-сообщения на подключенном через USB-вход смартфоне. Это притом, что в системном меню был выбран русский язык. Это было транслитерированное латиницей послание от банка, и электроника прилежно принялась по буквам воспроизводить эту абракадабру. В общем, вот и поговорили…

ИГРИЩА ВЕЛИКАНОВ

Это ощущение знает каждый, кто однажды впервые оказался за рулем высоченного и широченного внедорожника на больших колесах. Будь то Toyota Land Cruiser 200, Mercedes-Benz GLS, Chevrolet Tahoe или Cadillac Escalade…

Поначалу вам кажется, что вся автомобильная «мелюзга» так и норовит броситься вам под бампер или просочиться «под мышкой». Затем вы замечаете, что водители «пузотерок» делятся на две категории: тех, кто вас почтительно пропускает, и тех, кто, наоборот, как бы демонстрирует отсутствие страха перед четырехколесным циклопом. И, наконец, вы приноравливаетесь и начинаете солидаризироваться с другими обладателями «бегемотов» – подчеркнуто уступаете дорогу «Крузаку», даже если он без мигалки, терпеливо ждете, пока «Эскалада» сдаст задним ходом и выберется из тупичка на проезжую часть, благодарите жестом и аварийкой вежливо пропустивший вас «Рейндж»…

ГОРЧИЧНИК ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ

К слову, конкурентов «Терамонту» тоже надо искать среди крупных «ребят». Сам он представлен в России в четырех комплектациях: Origin (от 2899000 руб.), Respect (3099000 руб.), Status (3379000 руб.) и Exclusive (3679000 руб.). Все они изначально богато оснащены, а дополнительных опций относительно немного.

С точки зрения размеров «Фольксваген» можно сравнить с семиместным Ford Explorer. «Немец» на миллиметры длиннее и шире, но где-то на два сантиметра ниже. «Форд» предлагается у нас с бензиновым Cyclone 3.5 Ti VCT V6 (249 л. с.), и цены на него начинаются с 2399000 руб. Из преимуществ Ford Explorer – больший клиренс (211 мм против 203 мм у «Терамонта») и адаптация к 92-му бензину. Из минусов – объемы его грузовой платформы при сложенных втором и третьем рядах кресел заметно меньше, чем у VW Teramont. Разница в 428 л, согласитесь, колоссальная!

Коренной «американец» Chevrolet Tahoe на целых 15 см длиннее и на 6 см шире «Землегора». Но главное, его бензиновый 6,2-литровый мотор почти в два раза мощнее – 426 л. с. Поэтому и цены на Chevrolet Tahoe 6.2 АТ 4WD начинаются от 3875000 руб., что заметно дороже самой упакованной версии «Терамонта». И да, еще «Тахо» все же ближе к внедорожнику благодаря наличию блокировки заднего дифференциала.

Пожалуй, на этом список конкурентов «Терамонта» из числа официально продаваемых на российском рынке будет исчерпан. Прочие «слоны» либо по цене уходят за пять миллионов, либо по габаритам недотягивают до него. Так что VW Teramont в своем роде уникум. Простой и полезный, как горчичник для всей семьи.

ГОРОД

Для города, который строился в средние века он, конечно, великоват. Всевозможные электронные помощники подстрахуют в плотном транспортном потоке, обнаружат препятствие и облегчат парковку, но езда по узким улочкам исторического центра или заставленным машинами дворам спальных районов будет связана с постоянным преодолением больших и малых препятствий.

ТРАССА

«Терамонт» создан именно для этого – покорения асфальтированного пространства. Динамики хватает для поддержания крейсерской скорости 120 км/ч, а удивительно легкий, но не пустой руль позволяет уверенно выполнять любые уместные на трассе маневры. О том, чтобы путешествие этого «вагона» из пункта А в пункт Б было безопасным и комфортным, проследят адаптивный круз-контроль, система слежения за слепыми зонами и прочие электронные ассистенты.

ГРЕЙДЕР

Тут «Терамонт» тоже хозяин положения. Независимые пружинные подвески на подрамниках делают свое дело – езда по гребенке оставит у вашей пятой точки только приятные воспоминания. Но за дорогой нужно следить – иначе можно пробить подвеску даже этого «бронепоезда».

БЕЗДОРОЖЬЕ

Он не про это. У него нет рамы, пониженной передачи и блокировок дифференциалов. И к тому же он большой и тяжелый. Но в большинстве ситуаций вне асфальта ему будет достаточно системы полного привода 4Motion и внедорожного ходового режима, в котором ABS позволит блокировку колес. Добавьте к этому приличный клиренс, неплохую геометрическую проходимость, некрашеный пластиковый обвес «по кругу» – и можно смело атаковать умеренную «грязьку».

КОМФОРТ

Вне зависимости оттого, как вы окрестите «Терамонт» на своем внутрисемейном жаргоне – «Золотой каретой» или «Горчичником» – семиместный дилижанс будет служить вам верой и правдой. Да, кому-то достанутся места в «партере» – на широченных, как в салоне бизнес-класса, кожаных сиденьях с подогревом, вентиляцией и десятком электрифицированных регулировок, а кому-то на «галерке» – на детских креслицах, отгороженных от основной сцены диваном второго ряда. Но комфорта и милых сердцу мелочей хватит всем.

РЕЗЮМЕ

Новинка от «Фольксваген» полностью соответствует своему назначению – быть автомобилем для всей семьи. Вместительный, комфортабельный, безопасный, обладающий приятной наружностью. И все это за разумные деньги. При таком наборе достоинств машине можно простить сравнительно высокий расход топлива и не всегда уместные в городе габариты.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ VW TERAMONT
Тип кузова, число дверей/мест универсал, 5/7
Двигатель
Тип R4 TSI, бензиновый, рядный, 4-цилиндровый, с непосредственным впрыском топлива и турбонагнетателем V6 FSI, бензиновый, V-образный, 6-цилиндровый, с непосредственным впрыском топлива
Рабочий объем, см3 1984 3597
Макс. мощность, л. с. при об/мин 220 / 4420 – 6250 280 / 6200 – 6500
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 350 / 1485 – 4420 361 / 3500
Трансмиссия
Тип привода Постоянный полный 4Motion
Тип КПП АКПП-8, AQ450
Подвеска
Передняя / задняя независимая, пружинная, McPherson / независимая, пружинная, многорычажная
Тормоза
Передние / задние дисковые, вентилируемые / дисковые невентилируемые
Масса
Масса снаряженная / полная, кг 2060 / 2670 2105/ 2700
Геометрические параметры
Длина, ширина, высота, мм 5036/ 1989/ 1769
Колесная база, мм 2979
Колея передняя / задняя, мм 1707/1722
Дорожный просвет, мм 203
Размер шин 245/60 R18 245/60 R18, 255/50 R20
Динамические характеристики
Разгон 0-100 км/ч, сек. 8,6 8,9
Максимальная скорость, км/ч 190
Расход топлива, л/100 км
Городской цикл, л 12,0 14,4
Загородный цикл, л 7,9 8,4
Смешанный цикл, л 9,4 10,6
Прочее
Объем топливного бака, л 70,4
Вместимость багажного отделения (кресла установлены вертикально/второй и третий ряд сложены), л 583/2741
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОХОДИМОСТЬ

Угол въезда, град. – 22,4
Угол съезда, град. – 20,4
Угол рампы, град. – 17,5