НА СТАРТ? ВНИМАНИЕ!

В ПОЛНОМ СООТВЕТСТВИИ С МНОГОЛЕТНЕЙ ТРАДИЦИЕЙ «ПОЛНОГО ПРИВОДА 4Х4», МЫ ЗНАКОМИМ ЧИТАТЕЛЕЙ С УЧАСТНИКАМИ ЗНАКОВЫХ СОБЫТИЙ В МИРЕ ВНЕДОРОЖНОГО АВТОСПОРТА – ЯНВАРСКИХ СУПЕРМАРАФОНОВ «ДАКАР» И «АФРИКА ЭКО РЕЙС», ПРЕДЛАГАЯ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ НЕСКОЛЬКО ПРЕДСТАРТОВЫХ ИНТЕРВЬЮ.

Текст: Михаил Ласточкин
Фото: Из архивов команд и редакции

«ДАКАР-2019»: 100% ПЕРУ!

Впервые ралли-марафон пройдет по территории только одной страны – такого за 41 издание этой легендарной гонки не было ни разу! Однако организаторы стараются подчеркнуть, что 100-процентно перуанская гонка позволяет максимально использовать знаменитые перуанские пески – 70 процентов трасс этого года проложены по пустыне и дюнам.

Торжественный старт ралли-рейда состоится 6 января на берегу Тихого океана – в приморском районе Магдалена Дель Мар столицы Перу, а на следующий день будет проведен первый спецучасток из Лимы в Писко. Гонка будет состоять из 10 этапов с перерывом на день отдыха 12 января в Арекипе. Общая протяженность маршрута – 5000 км, из них 3000 км – боевые. Семнадцатого января марафон финиширует в Лиме.

Россию на «Дакаре» этого года представляют участники 11 экипажей.

БОЕВЫЕ ГРУЗОВИКИ

Как всегда, главные надежды на победу связаны у нас с «Синей Армадой». На «Дакар-2019» команда «КАМАЗ-мастер» выставит четыре совершенно новых спортивных грузовика. В связи с изменениями в регламенте «Дакара», с 2019 года ограничивающими максимальный объем моторов в грузовом зачете 13 литрами, команде фактически пришлось заново сконструировать всю машину. В новом грузовике, увидевшем свет в мае 2018 года и получившем индекс КАМАЗ-43509, использован рядный шестицилиндровый мотор. Этим в основном и были продиктованы существенные изменения в конструкции автомобиля. Кроме того, в двух отправляющихся на гонку машинах использованы автоматические коробки передач.

Основной соперник «КАМАЗ-мастера» неизменен – в Team De Rooy полны решимости опередить россиян и вдохновлены возвращением на южноамериканские трассы своего лидера Жерара Де Роя.

Руководитель спортивной команды «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин: «В категории грузовиков сейчас высочайшая конкуренция. Борьба идет за минуты, за секунды. Машина должна быть мощная, быстрая, легкая и идеально надежная. Мы прошли через непростой процесс разработки, поиска новых решений и подготовки к предстоящей гонке и надеемся показать результат, который порадует наших партнеров и болельщиков».

«КАМАЗ-мастер»

500/Пилот Эдуард Николаев – штурман Евгений Яковлев – механик Владимир Рыбаков
502/Пилот Айрат Мардеев – штурман Дмитрий Свистунов – механик Ахмет Галяутдинов
514/Пилот Дмитрий Сотников – штурман Дмитрий Никитин – механик Ильнур Мустафин
526/Пилот Андрей Каргинов – штурман Андрей Мокеев – механик Игорь Леонов

НЕЛЕГКИЙ ЛЕГКОВОЙ ЗАЧЕТ

В зачете легковых автомобилей выступят два российских экипажа. Обладатели Кубка Мира 2014 года Владимир Васильев (в его активе пятый результат на «Дакаре 2015») и Константин Жильцов (бронзовый призер супермарафона 2013 года) выступают на Toyota HiLuxe подготовки бельгийской конюшни Overdrive за российскую команду G-Enrgy. Машина во многом повторяет конструкцию прототипа заводской команды Toyota Gazoo Racing. Но не во всем – и об этом стоит помнить, сравнивая результаты россиян с выступлением Нассера Аль-Аттия, Жиниеля Де Вильерса или Бернарда Тен Бринке. Возвращение на «Дакар» – два прошлых сезона «новогодние каникулы» экипаж проводил на «Африке Эко Рейс» – важное событие в жизни россиян.

Владимир Васильев: «Мы пропустили два года, но сейчас готовы и физически, и морально!»

Еще один российский экипаж легкового зачета возглавляет Денис Кротов, дебютирующий на «Дакаре», но имеющий хороший опыт (и «серебро» своего зачета!) «Африки Эко Рейс». В роли его штурмана выступает опытный украинец Дмитрий Цыро. Машина экипажа – клиентский Mini John Cooper Works Rally, команда – MSK Rally Team.

Дмитрий Цыро: «Дакар 2019» исторически был и остается самым сложным ралли-марафоном на планете. Для нашей команды MSK Rally Team – это еще один вызов, приключение и что-то невероятно завораживающее и неизвестное. У нас был очень плотный календарь гонок в этом году. Надеюсь, что опыт, полученный нами на марафонах «Африка Эко Рейс», «Шелковый Путь», а также участие в казахстанском, туркменистанском и легендарном марокканском этапах Кубка Мира ФИА 2018 придаст нам больше уверенности в преодолении маршрута в Перу. Это будет нашим дебютом на автомобиле Mini JCW. Организаторы Дакара 2019 обещают удивить всех очень сложным маршрутом, состоящим на 70% из дюн и огромных песчаных гор, так что мы в предвкушении!»

Есть наш человек и в зарубежном экипаже – ассистировать саудовскому гонщику Ясиру Сейдану будет бронзовый призер «Дакара 2012» штурман Алексей Кузьмич.

311/Владимир Васильев – Константин Жильцов/Toyota HiLux Overdrive
374/Денис Кротов – Дмитрий Цыро/Mini JCW Rally
328/Ясир Сейдан – Алексей Кузьмич/Toyota HiLux Overdrive

SxS=Т3

На сей раз наша страна представлена во всех зачетах супермарафона, кроме квадроциклетного – победитель «Дакара 2017» в этой категории Сергей Карякин предпочел «парное катание» – теперь выступает в зачете SxS на квадробагги Can-Am Maverick X3 вместе с Антоном Власюком. К тому же, Сергей возглавляет не только экипаж, но и полноценную команду Snag Racing by Fores – пилотом второго построенного коллективом «Маверика» стал опытнейший гонщик, но дебютант «Дакара» Александр Доросинский, а штурманом – участник многих марафонов Олег Уперенко.

Сергей Карякин: «В этот раз мы подготовились как никогда – везем еще больше запчастей на грузовике, так как впервые поедем «Дакар» двумя экипажами.

Своим болельщикам я пожелаю накапливать энергию, чтобы в новогодние каникулы болеть за нас. Верьте в нашу победу, а мы, со своей стороны, сделаем все возможное, чтобы ее завоевать и оправдать то высокое доверие, которое оказала нам компания Fores, поддержав наше выступление в «Дакаре 2019».

344/Сергей Карякин – Антон Власюк/Can-Am Maverick X3
417/Александр Доросинский – Олег Уперенко /Can-Am Maverick X3

ОРИГИНАЛЬНО!

Наибольший ажиотаж в кругах российских поклонников ралли-рейдов вызвало не столько само сообщение об участии в «Дакаре» Анастасии Нифонтовой – это не первый ее супермарафон, сколько зачет, в котором она собирается выступать.

Анастасия Нифонтова: «Перед вами первая в истории ралли-марафона (нас две таких первых) женщина-участница самого жесткого зачета Original by Motul, где по регламенту запрещено пользоваться техничкой и любой помощью механиков – каждый день после финиша я буду обслуживать мотоцикл сама. Это будет мегажестко! Перспектива остаться с мотоциклом один на один меня не пугает – фактически, в таком формате проходит каждая гонка. И такое уже бывало – когда что-то ломалось и приходилось самостоятельно это исправлять. Естественно, к «Дакару» я дополнительно готовлюсь. Мы с механиком изучаем весь мотоцикл: мне показывают, где могут быть слабые места, на что важно обратить внимание, а что контролировать особенно тщательно. Для меня это не проблема – крутить гайки я умею и даже люблю.

Для участия в «Дакаре» нужно не так уж и много: знаменитый красный ящик с запчастями с моим номером, два запасных колеса и чемодан с одеждой. Палатку, спальник и коврик под мотоцикл предоставляют организаторы. Как же круто снова быть в деле!»

Собственно, зачет Original называется так первый год. И впервые в нем участвуют две женщины. Раньше на «Дакаре» это легендарное приключение именовалось Male, типа, «дело для настоящих мужиков». Совпадение?

Еще одним участником категории Original, люди в которой довольно быстро переходят границу человеческих возможностей (из-за хронического недосыпания и массы других сложностей, предусмотренных условиями зачета) и пребывают в таком состоянии до самого финиша, стал Дмитрий Агошков. За плечами нашего райдера несколько африканских марафонов, но пока ни одного «Дакара».

Дмитрий Агошков: «Конечно, я в предвкушении большого приключения. Благодаря моим партнерам – TPV Rus, «Земскому банку» и «Спец Автопласту» – у меня есть возможность принять участие в самом масштабном ралли-марафоне планеты. Это не может не радовать! Для меня очень важно дойти до финиша. Это и есть основная цель. Но чтобы финишировать, потребуются силы, и перед стартом я как раз работал над этим. У меня было пять-шесть тренировок в неделю. В основном это силовые и кардиотренировки. Мотоцикл я «выключил», так как погода зимняя – все замерзло. В конце ноября я потренировался в Марокко и готов к перуанским пескам. В целом – настрой боевой, к гонке готов!»

56/Анастасия Нифонтова/HUSQVARNA 450RR
148/Дмитрий Агошков/KTM 450 Rally

АFRICA ECO RACE: НАСТОЯЩАЯ АФРИКА

Знаменитые Жан-Луи Шлессер и Рене Метж проводят гонку по классическому африканскому маршруту «Дакара» уже в одиннадцатый раз. Торжественный старт гонки традиционно проводится в Европе, в последнее время в Монако. Участники проедут стартовый подиум на главной яхтенной стоянке княжества и по отрезку трассы Формулы-1 отправятся в порт Ситэ, из которого паром в новогоднюю ночь доставит их в марокканский Надор. Здесь (утром первого января!) начнется стартовый спецучасток марафона. День отдыха традиционно пройдет на гостеприимном атлантическом курорте Дахла (6 января), а завершиться гонка должна как обычно – на берегу Розового озера в Дакаре (13 января). Таким образом, африканский марафон впервые будет продолжительнее южноамериканского на два дня, а также протяженнее – общий километраж маршрута 6000 км, сумма спецучастков 4000!

В Африку отправятся двенадцать российских спортсменов, объединенные в шесть экипажей.

В ЗАЧЕТЕ ПРОТОТИПОВ

Братья Куприяновы трижды прошли трассу «Африки» на боевом «КамАЗе». Однако теперь им предстоит ответить на новый вызов – пересесть из полноприводного газодизельного российского грузовика во французский багги MD Optimus с приводом на заднюю ось!

Сергей Куприянов: «Африка никого не оставляет равнодушным. Или ты не принимаешь ее, или она навсегда остается в твоем сердце. У нас, однозначно, второй вариант. Поэтому когда стало ясно, что в этом году команде «КАМАЗ-мастер» надо сконцентрировать все силы на американском «Дакаре», (конкуренция усиливается, а нашу команду организаторы опять испытывают на прочность новыми техническими требованиями), мы с братом решили попробовать силы в новом классе. Это будет заднеприводный французский прототип MD Optimus. Пересесть с грузовика на джип, а тем более багги – стопроцентная авантюра. Но тем больше она нам нравится. У нас не оставалось времени ни на тренировки, ни на привыкание к машине, поэтому отводим на это первую часть гонки – до дня отдыха. Ну и надеемся, что нам поможет опыт трех предыдущих выездов на Africa Eco Race на «КамАЗе». Надо ли объяснять, что с такими исходными данными добраться до финиша будет большим успехом? Такую цель и ставим! Справиться с новой машиной, не сломать ее и приехать на Розовое Озеро в Дакаре без пенализаций за пропуск дистанции – вот наша задача-максимум».

202/Сергей Куприянов – Александр Куприянов/Buggy MD Optimus

ТИТОВ В Т2

Алексей Титов и Андрей Русов удачно выступили на «контрольных сборах» перед АЭР – ралли Марокко и оказались призерами Кубка Мира. На «Гонке в Дакар» экипаж будет фаворитом зачета Т2! Экипаж выступает на автомобиле Ford F-150 рижской команды RE Autoclub.

Алексей Титов: «Настрой на гонку максимально боевой! После «Африки-2018» были сделаны определенные выводы с технической точки зрения – мы изменили ряд моментов в автомобиле: перенесли топливный бак в салон, поигрались с подвеской, поменяли проводку. В совокупности это дало существенные улучшения в надежности машины, ее управляемости. Протестировали эти нововведения в Марокко на этапе Кубка Мира и не разочаровались. Добавляем к этому надежную команду Роберта Элбакяна, никогда не сдающегося штурмана Андрея Русова, хорошее настроение – и на выходе имеем коллектив, настроенный на результат!

Прошлая «Африка» запомнилась ночевкой в песках. Будем в этом году избегать подобных исходов. Также очень понравилась палаточно-лагерная тусовка на бивуаках и жизнь за рулем на протяжении 14 дней. Суммарно марафон запомнился тем, что это квинтэссенция всего необходимого для счастья – борьбы, преодоления внешних и внутренних препятствий, общения с единомышленниками и заслуженной награды в виде ужина на бивуаке, если ты, конечно, до него доехал!

Предстартовое волнение обязательно будет, а пока предвкушение и отсчет оставшихся дней до ТИ и парома!

Пески остаются для меня самой сложной частью маршрута. Особенно Camel grass… Душу вытрясти может. Но гонка в Марокко показала, что накопленный на прошлой «Африке» опыт не пропал.

220/Алексей Титов – Андрей Русов/Ford F-150

КОМАНДНАЯ РАБОТА

Дебютант «Африки» выставил экипажи сразу в двух зачетах – грузовом и легковом зачете прототипов. Интересно, как поведет себя полностью отечественная техника на сложных трассах «Гонки в Дакар»?

Зачет Т1
218/Алексей Игнатов – Дмитрий Чумак/«ГАЗель Next»
219/Евгений Суховенко – Евгений Павлов/«ГАЗель Next»

Грузовой зачет
408/Болеслав Левицкий – Станислав Долгов/«ГАЗон Next»
409/Михаил Шкляев – Александр Лагута/«ГАЗон Next»

Спортивный директор команды «ГАЗ Рейд Спорт» Вячеслав Субботин: «ГАЗ Рейд Спорт» – сравнительно молодая команда, но у нас уже есть успешный опыт выступлений в ралли-марафонах «Шелковый путь» и множество побед в чемпионатах России. Africa Eco Race станет для команды первой крупной гонкой, проходящей на другом континенте. Однако и каменистые пустыни, и песчаные дюны привычны для наших спортсменов, и мы рассчитываем показать достойный результат. Ключевым критерием при выборе «зимней» гонки для нас стало место проведения соревнования. Северная и Западная Африка – регионы, где сегодня активно развиваются продажи автомобилей ГАЗ, и мы надеемся показать отменные скоростные качества наших болидов, их проходимость, выносливость и неприхотливость не только любителям автоспорта, но и потенциальным партнерам и покупателям. Ведь, как известно, фирменная «фишка» нашей команды – то, что наши спортивные машины построены на базе серийных газовских автомобилей».

Мы желаем россиянам удачи на сложнейших гонках планеты и обязуемся следить за их выступлением, чтобы подробно рассказать о «Дакаре» и «Африке» в следующих номерах журнала!