БРЕКСИТОМ ПО АВТОПРОМУ

smmt.co.uk

Предстоящий Brexit, то есть, выход Великобритании из Евросоюза (намечен на 29 марта 2019 г.) спутал карты и в автопроме Туманного Альбиона. Британский интернет-портал Autocar привел данные авторитетного в Соединенном Королевстве Общества производителей и продавцов автомобилей (Society of Motor Manufacturers and Traders-SMMT) о том, что производство машин в стране в ноябре 2018 года упало на 20%.

Всего за предпоследний месяц года было произведено 129 030 автомобилей, сравните этот результат с более чем 160 000 машин, выпущенных в ноябре 2017 года. Падение отмечается пять месяцев подряд. На сегодня отрасль пережила снижение на 8,2% по сравнению с 2017 годом – до 1 441 334 автомобилей. Еще значительнее сократился экспорт автомобилей из Британии – на 22,8%, он составил 105 000 тыс. штук. Да и в самой  Великобритании было продано на 16,8% меньше автомобилей, произведенных в стране.

Исполнительный директор SMMT Майк Хоуз характеризует этот спад как очень тревожное явление и связывает его с неясностью положения в связи с выходом Великобритании из ЕС. Автопром, по его словам, нуждается в определенности, и деформация  согласованной ранее «сделки» по Brexit должна быть исключена.

«Тысячи рабочих мест на британских автозаводах участвуют в международных  производственных цепочках с поставками комплектующих в обе стороны поставок, и поэтому их судьба зависит от свободной и бесконфликтной торговли с ЕС. Если страна упадет с обрыва в марте следующего года последствия будут разрушительными», – уточняет митер Хоуз.

Надо заметить, что ранее британская автомобильная промышленность в целом приветствовала  соглашение по Brexit, которое премьер-министр Тереза Мэй согласовала с ЕС, но при этом настойчиво призывала к работе по обеспечению долгосрочного стабильного соглашения о свободной торговле.

Если не углубляться в статистку, то, безусловно, автостроение Британии можно поставить на третью позицию в европейском рейтинге после Германии и Франции с обязательной оговоркой о том, что в части производства и продажи престижных автомобилей англичане уступают только своим немецким коллегам. Так, Jaguar Land Rover выпускает около 250 тыс. машин ежегодно, Mini – около 200 тыс., Bentley – около 10 тыс., Aston Martin – около 6 тыс., Rolls-Royce – около 4 тыс.

К слову, на Британских островах производятся не только автомобили английских марок. Например, в Англии обосновался Vauxhall, он же Opel. Суммарно на двух заводах «Опеля» выпускается около 200 тыс. машин. Сборочные производства здесь держат Nissan (около 500 тыс.), Toyota (около 180 тыс.), Honda (130 тыс.) и Ford (около 80 тыс.).

Предыстория образования такого «коктейля» восходит к середине 1990-х годов, когда британская автоиндустрия испытывала значительные трудности. В 2005 году высокие зарплаты рабочих и налоги сделали нерентабельным бизнес последнего национального автогиганта MG Rover Group, выпускавшего до полумиллиона машин в год. Компанию раздробили и продали, большую часть приобрели китайцы из SAIC. Англичане потеряли право на легендарные бренды Austin и Morris.

Евросоюз в те непростые годы вдохнул жизнь в автопроизводство Британии, обеспечив ему доступ к европейским проектам развития и профильным программам помощи. Именно поэтому признанные автогиганты осуществили тогда значительные инвестиции в английское автопроизводство в расчете на особый налоговый режим, способствующий экспорту. Неслучайно поэтому к 2015 году британские заводы в целом выпускали более полутора  миллионов машин в год. Почти 60% из них уходили на экспорт, в том числе, в Россию.

И вот теперь, с выходом Великобритании из еврозоны, таможенные пошлины могут вырасти до 20%, то есть, до уровня для стран, не входящих в ЕС. А значит, можно ожидать подорожания Jaguar, Land Rover, Mini, Aston Martin, Bentley и Rolls-Royce. В этом ряду мы видим автомобили премиум-класса, которые доминируют в импорте из Великобритании в Россию. Если цены на эти машины в связи с «брекситом» и вырастут, то вряд ли это скажется на их продажах – богатые не любят менять свои привычки.

Что же касается автомобилей более демократичного ценового диапазона,  производившихся в Британии и завозившихся в Россию, то они или исчезли с российского рынка вообще или теперь производятся у нас. Вспомним, что Toyota ушла от нас со своими Auris и Verso. Поставлявшая из Великобритании модели Civic, CR-V, Jazz компания Honda свернула дела и стала применять предзаказ. Nissan перешел на сборку Qashqai под Санкт-Петербургом.