Новые правила регистрации авто: «за» и «против»

Новые правила регистрации авто: «за» и «против»

21 января на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (regulation.gov.ru) завершилось общественное обсуждение проекта постановления правительства РФ, устанавливающего новые правила регистрации автомобилей.

Нововведение заключается в том, что при постановке автомобиля на учет в подразделении ГИБДД возможно будет получить номер только того региона, где зарегистрирован автовладелец.

Постановление вступит в силу вместе с законом «О государственной регистрации транспортных средств» 4 августа 2019 года. И вот тогда российские автомобилисты на практике почувствуют, как заработает новая схема.

Но жизненная практика подсказывает, что заверения различных госструктур о благе и удобствах подобных нововведений на деле оборачиваются реальными ограничениями для автолюбителей и сильно бьют по их карману.

Так было и с парковками, и с ценами на бензин, и с техрегламентом, и с налогами, и с ОСАГО, и с техосмотром, и с эвакуаторами, и с электронными штрафами.

Сейчас, пусть пока в абстрактных рассуждениях и оценках, в том числе и на общественных слушаниях, всё же преобладает скепсис. Он основан прежде всего на уверенности, что изменения ГИБДД вызваны исключительно собственными ведомственными удобствами и интересами. А вот о неудобствах и дискомфорте автовладельцев там вряд ли подумали.

Как объяснили в полиции корреспонденту газеты «Коммерсант», «изменения продиктованы необходимостью учета, возможностью анализа и прогнозирования развития регионов, состояния дорожно-транспортной дисциплины и законности». А это не что иное, как технологический ведомственный интерес, но за счет неудобств для граждан.

А вот еще один аспект внутренней кухни гаишников, решаемый этой новацией. Как пояснил интернет порталу Nation News автоэксперт Вячеслав Субботин, в ГИБДД давно уже говорят об этом изменении, мотивируя его тем, что легче будет контролировать людей. На самом деле, это ещё и прикрытие, которым пытаются сохранить рабочие места в центрах МРЭО, расположенных в небольших населенных пунктах. Люди оттуда переезжают в города, и приходится закрывать должности. Ведомство просто бьётся за бюджет».

Как всегда, неизменно вмешивается и инстинкт сборов в госбюджет с моторизованной публики. ГИБДД, взяв с автовладельца госпошлину, не будет выдавать ему знаки госрегистрации, а только присваивать номера. За изготовлением знаков нужно будет обращаться в специальную организацию — и там заплатить ещё раз.

Если сейчас, по правилам госрегистрации ТС от 2013 года, собственник, купивший авто с номерами другого региона, может зарегистрировать машину дома, не меняя номеров, то теперь сэкономить на госпошлине уже не получится…

Не случайно поэтому, возглавлявший направление регистрации в ГИБДД РФ в 2007-2014 годах Борис Ионов отмечает, что в своё время регистрация автомобиля с номерами любого региона вводилась с учетом того, что в стране продается огромное количество недорогих авто. А для их владельцев лишние несколько тысяч рублей играют большую роль. Поэтому и была введена возможность не платить госпошлину 2 тыс. руб. за номер, если гражданин хочет оставить госзнак прежнего владельца.

На аспект бюрократической зависимости граждан указывает в комментарии ФАН председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. По его мнению, право на регистрацию транспортных средств исходя из удобства владельца ликвидируется с единственной целью — поставить людей в зависимость от ГИБДД и «закрепостить» их.

«Все это, безусловно, осложнит жизнь водителям, — уверен Похмелкин. — И самое главное — я не вижу в этой идее никакого смысла. Наоборот, мне казалось, что надо вообще уходить от региональной привязки!»

По мнению Похмелкина, в стране, где во всех регионах действуют одни и те же ПДД, а автомобили свободно используются по всей территории, должны быть только единые федеральные номера. «Место регистрации автомобиля, место жительства автовладельца и место эксплуатации транспортного средства это «три большие разницы», — заключает Похмелкин.

Замруководителя Федерации автовладельцев России Дмитрий Клевцов, в свою очередь, напомнил, что уже сейчас очень много автомобилей зарегистрированы вне зависимости от прописки собственника, и нововведения никак не повлияют на порядок администрирования.

Однако, говорит эксперт, номер региона на автомобиле вполне может стать поводом для остановки инспектором ГИБДД. «У нас по конституции регионы равны, и какая разница, из какого региона ты приехал. Если ты не нарушаешь правила дорожного движения, то к тебе должно быть соответствующее отношение инспекторов, как и везде», — настаивает он.

В тоже самое время среди более близких к властным кругам деятелей есть сторонники ГИБДД. Так, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов уверен, что выдача автомобильных номеров по месту прописки «укрепит режим законности на дорогах». На его взгляд, существующая ныне система препятствует поиску пропавших автомобилей и борьбе с преступностью. А после нововведений порядка на дорогах будет больше, считает депутат.

Первый зампреда Комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков полагает, что для автовладельцев ничего не изменится, так как транспортный налог они все равно будут платить по месту регистрации машины. Он также отмечает, что машина с «неместными» номерами, как правило, привлекает усиленное внимание инспекторов: «Рост регионального автопарка будет проще отследить», — добавил депутат.