УЖЕ СЛЫШНА ПОСТУПЬ «КОМЕНДАНТА»

Если взглянуть ретроспективно на историю отечественного внедорожника, то мы можем гордиться еще советским первенцем ГАЗ-64, международно успешной «Нивой» и, наконец, не менее популярным российским «Патриотом».
Однако к серьезному комфортабельному джипу мирового уровня подступились только недавно. Речь идёт о внедорожнике Aurus Komendant, входящем в серию автомобилей Aurus. Её поначалу называли «Кортеж», но разработчики института НАМИ просят оставить в обиходе Aurus (из двух сокращений Au-золото и Rus – Россия). Помимо SUV c таким строгим названием в престижном модельном ряду стоят лимузин, седан и микроавтобус.
И если с лимузином публика уже познакомилась на инаугурации президента Путина 7 мая прошлого года (в 2020-м он пойдёт в серийное производство), то создание первого прототипа «Коменданта» намечено на весну текущего года, а производство будет запущено в 2021-2022 годах.
Техпаспорт

Внедорожный «Комендант» построен на единой с собратьями по серии платформе Aurus (ранее Единая модульная платформа — ЕМП). Её разработали в НАМИ самостоятельно. Она имеет продольное расположение двигателя, 9-ступенчатую автоматическую коробку передач и полный привод. Двигатель и коробка агрегатируются посредством электромотора, то есть трансмиссия у внедорожника будет гибридной.

«Комендант» получит бензиновый 4,4-литровый наддвуный двигатель V8, который работает вместе с компактным электрическим агрегатом. Конструкция мотора V8 разработана совместно с Porsche Engineering. Его отличает алюминиевый блок и два турбокомпрессора. Двигатель развивает 600 л.с. максимальной мощности и 880 Нм крутящего момента. При этом уже известно, что конструкция внедорожника проекта «Кортеж» предусматривает в будущем SUV на электричестве.

Правда, были сообщения, что где-то в потаённых «недрах» НАМИ идёт работа над флагманским 800-сильным мотором, но он еще не готов, и поэтому пока планируется ставить на «Коменданта» изначально разработанный 4.4 V8.

«Комендантская» коробка передач представляет собой 9-ступенчатый агрегат КАТЕ R932 российской разработки. Эту трансмиссию уже показали на ММАС-2016. Помимо «оригинального» количества ступеней её особенность в отсутствии традиционного гидротрансформатора. Крутящий момент здесь передается посредством четырех планетарных рядов. Отсутствие трансформатора повышает КПД коробки передач, при этом плавность переключения передач обеспечивается кратковременной пробуксовкой специальных фрикционных элементов. Коробка КАТЕ R932 способна «укротить» крутящий момент до 1000 Нм.

Дизайн рождался не просто

Разработка дизайна автомобилей Aurus началась вскоре после старта проекта. Для выработки стилевого решения НАМИ объявил два конкурса — открытый, который проводился на ресурсе CarDesign.ru, и закрытый — для ограниченной группы профессиональных дизайнеров.

По итогам открытого конкурса лучшим признали совместный проект молодого российского дизайнера Ярослава Яковлева и его коллеги из Голландии по имени Бернд Веель. По их концепции, экстерьер автомобилей проекта опирался на стилистическое наследие легендарного ЗИЛ-41047, но при этом для внедорожника был предложен обособленный стиль, без отсылок к прошлому.

Однако в конечном варианте за основу НАМИ взял совсем другой дизайн-проект, который отобрали в рамках закрытого конкурса. Его сделал Алексей Чвокин, работавший в фирме «Русский автомобильный дизайн» (подразделение НАМИ). Он предложил «поженить» стилистику автомобилей семейства Aurus с ЗИС-110 еще 1945 года. При этом в НАМИ, возможно, позабыли, что в дизайне самого ЗИС-110 на самом деле было не так много своего, поскольку форма кузова и основные внешние элементы были заимствованы у американского Packard 160.

Наш, но не без иностранного участия…

Проект Aurus реализуется исключительно на средства из федерального бюджета, которые выделяются по госпрограмме «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Сумма вливаний в ЕМП была утверждена еще в 2012 году и составила 11,72 млрд. рублей, что, по нынешним меркам автопрома, совсем немного. Вместе тем, существует версия, что на Aurus дополнительно «накинут» и по другим статьям федбюджета, поскольку девальвация рубля 2014 года была незапланированной, а по проекту НАМИ сотрудничает с западными подрядчиками, с которыми нужно расплачиваться иностранной валютой.

Как сообщала в ноябре 2016 года «Газета.ру», всего в разработке проекта Aurus институт НАМИ сотрудничает со 130 российскими и иностранными компаниями. Помимо вышеупомянутой Porsche Engineering, среди субподрядчиков значатся известные западные фирмы: Magna, Brembo, Haldex, Valeo, Harman Connected Services и Daniel Hertz.

В декабре прошлого года из интервью ТАСС министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова стало ясно, что в качестве «индустриального партнера для серийного производства машин проекта выбрано российско-американское предприятие Ford Sollers и его площадка в Елабуге.

В перечне отечественных участников отметим Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, «Завод корпусов» из Выксы (производит корпуса для бронетехники), красноярский завод «КиК» (колесные диски K&K), Нижнекамский шинный завод (покрышки). В частности, покрышки «Кама» специально разработали для автомобилей линейки Aurus.

Самый массовый

На официальной презентации проекта Aurus Денис Мантуров высказал особый оптимизм именно по поводу внедорожника «Комендант», предсказав ему титул «самого массового автомобиля в линейке нового отечественного бренда». По данным министра, внедорожная версия появится даже раньше микроавтобуса. Примерно 40% производимых в рамках серии машин может составлять именно внедорожник, а оставшиеся 60% разделят между собой седан, микроавтобус и лимузин.

Машины серии, в том числе и SUV «Комендант», помимо поставок по государственной линии, будут продаваться и всем желающим состоятельным российским автолюбителям по цене от 10 млн. рублей. Из теленовостей мы уже знаем, что президент В.В. Путин и премьер-министр Д.А. Медведев уже пересели на персональные представительские лимузины Aurus Senat.

А вот с продажей в розницу ситуация пока туманная. Начавшийся было в прошлом году прием предварительных заявок (с предоплатой естественно) на лимузин Senat был прекращен еще задолго до нового года, в связи с неспособностью производства их выполнить. Также пока нет сведений, что кто-то из частных заказчиков получил возможность выкупить готовый автомобиль.

Фото:
Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт НАМИ
drom.ru