СЕМЕЙНЫЙ «САНТА»

Текст: Петр Лихолитов
Фото: Вадим Конев и Hyundai

СЕМЕЙНЫЙ «САНТА»

Пока мы пытались закопаться в подмосковный сугроб на дизельном Hyundai Santa Fe, в далеком Детройте жюри Североамериканского автосалона признало «утилитарником» года другой кроссовер марки – Kona. И пусть семиместному «Санте» на этот раз не досталось наград престижного автошоу, его статус примерного «семьянина» остался непоколебим, и соответствующие качества никуда не делись. Какие из них главные, мы выяснили в ходе недельного тест-драйва.

Уже из самого названия корейского кроссовера – Santa Fe – следует, что он изначально делался с оглядкой на вкусы американского покупателя. Судите сами, Санта Фе (по-испански – Святая Вера) – небольшой южный городишко с населением около 70 тысяч, административный центр штата Нью-Мексико. То есть, выводя в свет свой первый кроссовер Hyundai Santa Fe, корейцы действовали так, как если бы китайцы запустили в России SUV с гордым названием «Егорьевск», ну, или «Копейск». Согласитесь, в этих именах слышится что-то родное для русского уха. Парадокс, но собираемый сегодня в России на калининградском «Автоторе» кроссовер все же носит название американского населенного пункта.

ЕСЛИ НРАВИТСЯ K-POP

Нынешний Hyundai Santa Fe представляет собой уже четвертое поколение флагмана марки. И прогресс «Санты» с момента, когда в 2000 году на том же автосалоне в Детройте его впервые показали публике, налицо. Тогда, почти два десятилетия назад, невнятный «дутый» дизайн первого поколения Hyundai Santa Fe вызвал недоумение. И все же первенец кроссоверной линейки корейского производителя пришелся за океаном ко двору – спрос на него временами даже превосходил предложение.
В нынешнем «Санте» не осталось и следа от странноватых обводов кузова его предка, не видать и дешевого матового пластикового «серебра» в деталях управления трансмиссией. Наоборот, в новом Hyundai Santa Fe повсюду заметны претензии на нечто большее: в оптике на светодиодах и массивной решетке радиатора, в премиальной кожаной отделке салона и акустике Krell, американского производителя компонентов класса High End, в 7-дюймовом сенсорном экране аудиосистемы…


Если в изначальном облике «Санты» знатоки отмечали родимые черты Hyundai Coupe, Isuzu VehiCross и даже Lexus RX300, то в нынешнем акценты иные. Например, в испытующем прищуре дневных ходовых огней, «трехэтажной» структуре передней части, перевернутой трапеции радиаторной решетки и характерных подштамповках на капоте угадывается Infiniti QX50.


Впрочем, быть похожим на кого-то достойного не зазорно, хуже, когда совсем ни на что не похоже. Увы, в новом Hyundai Santa Fe есть и такое. Как будто гладкое звучание американизированной корейской поп-музыки K-pop нарушил выносящий мозг Gangnam Style в исполнении Пак Чэсана! Например, фары на «втором этаже» передка. Эти огромные «окна» (примерно 26х26 см) расположены достаточно низко, чтобы зимой в ни чем не защищенное стекло летела грязь с асфальта, а летом – камни с грунтовки. Но это, пожалуй, единственная претензия к функциональности дизайна «Санты», который в целом получился, на наш взгляд, весьма внятным и даже симпатичным.

ЧЕРНОЕ И КОРИЧНЕВОЕ

Нам в руки попал Hyundai Santa Fe лимитированной версии Black&Brown. Помимо семиместной конфигурации она предполагает 2,2-литровый дизель (200 л. с. и 440 Нм) и 8-ступенчатый автомат.


Откуда «двухцветное» название? Все просто: кузов кроссовера окрашен в черный перламутр (Black Phantom), а салон – сиденья, дверные панели, торпедо – отделан кожей благородного коричневого оттенка, местами перфорированной, местами с фигурной строчкой. На потолке и дверных стойках – приятная на ощупь опять-таки черная замша.
Кроме неброского шильдика Black&Brown на двери багажника о принадлежности машины к престижному клубу говорят темный хром радиаторной решетки, молдинги по бортам и 19-дюймовые колеса с замысловатым пятилучевым дизайном.
Здесь есть все, что мы привыкли видеть в куда более дорогих автомобилях. Кресла с электроприводами и памятью настроек и регулируемый по высоте и выносу мультифункциональный руль, панорамный двухсекционный люк и камеры кругового обзора, адаптивный круиз-контроль с ассистентом движения в пробке и система предотвращения столкновения сбоку при выезде с парковки задним ходом…


В помощь водителю проекционный дисплей, выводящий на лобовое стекло значения скорости, маршрут, схему дорожной разметки и предупреждение о транспортных средствах, находящихся в слепых зонах слева и справа. И если вы вопреки знаку опасности все же поворачиваете руль в угрожаемую сторону, тревожный зуммер вернет вас к реальности.
Тест-драйв пришелся на январские холода, и ночевавший на улице дизельный «Санта» не только исправно заводился при -20С°, но и оперативно прогревал руль, сиденья, лобовое стекло и собственно салон. Склонный к стремительной разрядке на морозе смартфон набирался сил в модуле беспроводной зарядки на передней консоли.

АМЕРИКАНСКИЙ ПАПАША

Подстаканников в салоне «Санты» примерно столько же, сколько USB-личинок – то есть, много. Таков американский стандарт: комфорта в автомобиле, особенно семейном, много не бывает. Но семиместная схема в Hyundai Santa Fe реализована несколько нестандартно – по справедливости, что ли. Как говорится, всем сестрам роздано по серьгам.
Так, пространства в третьем ряду не намного больше, чем на заднем диванчике 911-го «Порше». Не теряя лица, там поместятся только дошкольники, зато у пассажиров галерки есть собственный блок управления кондиционером. Тем же, кто окажется в куда более комфортном втором ряду (есть куда вытянуть ноги, можно отклонить кресла назад), придется вручную двигать заглушки вентиляционных отверстий в обращенной к ним части центральной консоли – никакой автоматики! С другой стороны, на галерке всего одна розетка 12 вольт, а во втором ряду аж два USB-зарядника!
Относительная теснота галерки компенсируется простым и похожим на аттракцион алгоритмом доступа к ней через откидываемое кресло второго ряда. Это самое кресло, будто запущенное катапультой, выстреливает вперед и складывается пополам – достаточно нажать кнопку возле подголовника! Только представьте: чадо капризничает, отказываясь лезть на третий ряд, а тут раз – и такой фокус с «летающим» креслом для переключения внимания! Родители оценят…


Правда, когда на борту все семь человек, места в багажнике остается исчезающее мало. То есть чемодан еще влезет, но личные вещи пассажирам придется поместить на коленки.
И да, чуть не забыли: когда вы приехали и двигатель выключен, «Санта» напомнит вам пиктограммой на приборной панели, чтобы вы проверили, не заснул ли кто-нибудь из ваших чад в укромном уголке салона на третьем ряду.

«УМНИК» ПОДСКАЖЕТ

В движении «Санта» производит исключительно приятное впечатление! Восьмиступенчатый автомат переключает передачи на удивление плавно, без запаздывания или рывков, но главное, сразу ясно, что обитающие под капотом двести лошадок 2,2-литрового дизеля CRDi – реальный тягловый скот, а не декоративные пони. Запас мощности под педалью газа есть и в режиме Sport, и в Comfort. Лишь в «зеленом» Eco мотор и коробка начинают откровенно тупить. Непонятно, в какой ситуации может понадобиться эта экономия. Ну, разве что в безнадежной пробке. Или когда едешь «на лампе» – боясь обсохнуть где-нибудь на глухом участке трассы «Кола».


Облегчить муки выбора призван режим Smart – «Умник». Активируя его, вы полностью полагаетесь на электронику, а она уже в зависимости от вашей манеры вождения и текущей дорожной ситуации выберет динамичный Sport или «овощной» Eco. Формат Smart полюбился нам больше прочих: он гармонизирует водительские амбиции, аппетит мотора и возможности трансмиссии.


Устанавливать режим движения предлагается кнопкой Drive Mode на центральной консоли. Это не так удобно, как, скажем, селектором-шайбой с пиктограммами – не наглядно и на ощупь кнопку не найдешь. Но, тем не менее, нажал – и виртуальная приборная панель со спидометром по центру окрашивается то агрессивно-бордовым цветом в «Спорте», то расслабляющей синевой «Комфорта», то потусторонней зеленью «экологически чистого» Eco…
Конечно же, с каждым нажатием Drive Mode меняется не только цвет приборки, но отчасти и повадки автомобиля. Скажем, получив запрос на спортивность, двигатель немедленно откликается многообещающим рычанием, а коробка обеспечивает ощутимое ускорение. Хотя будем откровенны – со своими 9,4 секундами до сотни Hyundai Santa Fe далек от характеристик спорткара даже в своем сегменте. Хотелось бы написать, что в разных режимах меняется усилие на руле и жесткость подвески, но нет – ничего из этого нет.

НАМЕК НА ОФФРОУД

Единственный режим работы мотора, трансмиссии и тормозов, которого мы не досчитались – внедорожного. Но было бы лукавством со стороны производителя переднеприводного по сути кроссовера сулить какой-либо оффроуд. Да, в пределах 60 км/ч можно кнопкой Lock на панели слева от руля активировать режим 4WD Lock и подключить вторую ось на постоянной основе –
например, для подстраховки на скользком покрытии или песке. Но на мало-мальски серьезном бездорожье склонная к быстрому перегреву при пробуксовке электронная муфта, весьма скромный 185-миллиметровый клиренс и низкий передний свес не оставят вам шансов.

В нашем случае попытка проверить возможности Hyundai Santa Fe на рыхлом январском снегу закончилась, не начавшись – мы просто не добрались до намеченного препятствия даже в режиме 4WD Lock. Говоря проще, завязли передними колесами в снежной каше на окраине поляны, где приметили колею, пробитую в сугробах зубастыми шинами настоящих проходимцев. Не с 19-дюймовыми фрикционными Goodyear UltraGrip Ice SUV было соваться в эти «пампасы»! К чести «корейца», обошлось без посторонней помощи: скупо дозируя газ, покачались вперед-назад и выбрались на укатанный проселок.

БОГАТОЕ НАСЛЕДСТВО

За управление полным приводом Hyundai Santa Fe отвечает электроника в виде системы HTRAC, созданной «Хендэ» совместно с компанией Magna. В аббревиатуре HTRAC зашифрованы имя бренда Hyundai (Н) и сокращение TRAC (от английского traction – «привод»). Система эта имеет привилегированный статус: ее разрабатывали для старшего брата «Санты» – премиального седана Genesis, со временем она перекочевала на кроссоверы.
Благодаря недреманной HTRAC и электрической муфте в зависимости от ситуации, например, в повороте, когда нужно точнее ввинтиться в вираж, крутящий момент может распределяться между осями в процентном соотношении «пятьдесят на пятьдесят».
Восьмиступенчатый гидромеханический «автомат» A8LF2 тоже достался кроссоверу от «Генезиса». Коробка заслуживает похвал уже потому, что она позволяет экономить топливо. Как мы не изгалялись над «Сантой» – на трассе и заснеженных обочинах Егорьевского шоссе – выше заявленных производителем 7,5 литров на сотню в смешанном цикле расход не поднимался. Справедливости ради отметим, что в зимнем городе остаться в пределах 12 литров на сто километров так и не удалось.

КТО БОЛЬШЕ

Поговорим о прозе жизни – о деньгах. После того, как линейка Genesis luxury зажила своей отдельной, но прекрасной жизнью, Hyundai Santa Fe стал флагманом корейской марки, по крайней мере, в части цены. Отсюда, в том числе, и эти 2 949 000 руб. за версию Black&Brown. Вообще же за «Санту» в семиместном исполнении с 2,2-литровым мотором просят от 2 379 000 руб. – это в модификации Lifestyle. За комплектацию Premier возьмут уже 2 549 000 руб. Ну, а топовая версия High-Tech стоит 2 749 000 руб. Для сравнения за самый доступный вариант Family с бензиновым 2,4 л (188 л. с.) и 6-ступенчатым автоматом запросят от 2 049 000 руб.
Среди ближайших конкурентов «корейца» – Skoda Kodiaq Style 2.0TD 7DSG 4WD. С 2-литрового дизеля чехи сняли всего 150 л. с. и в его роботизированной коробке DSG лишь семь ступеней, но за него хотят от 2 321 000 руб. до 2 539 000 руб. Клиренс тут больше на незначительные 4 мм, но по динамике он заметно уступает с разгоном до сотни за 10,2 секунды против 9,4 сек. у Hyundai Santa Fe.
Другой соперник – 180-сильный Land Rover Discovery Sport HSE 2.0TD AT – уже ближе по характеристикам мотора, но заметно «дальше» по ценнику. За дизельного «британца» придется отдать аж 3 781 000 рублей. Да, со своим клиренсом 212 мм он куда больше внедорожник, чем «Санта» и «Кодиак» вместе взятые. А с ускорением от нуля до 100 км/ч всего за 8,9 сек. и 9-ступенчаной АКПП он еще и в большей степени SUV, чем «чех» и «кореец». Но со своим прайс-листом он адресован кому-то с несколько иной покупательной способностью.


Нельзя здесь не упомянуть и 7-местный кроссовер другого корейского производителя – Kia Sorento Prime Premium 2.2TD AT 4WD. Двигатель, трансмиссия, динамика и тип привода у Santa Fe и Sorento практически одинаковые. Различия следует искать в цене: Sorento стоит от 2 865 000 руб. – он более чем на полмиллиона дороже, чем Santa Fe в базовой версии.
Вряд ли эти кроссоверы будут соревноваться в дрэг-рейсинге или тем более внедорожном триале. Есть смысл сравнить их по такому важному для семейного автомобиля параметру, как объем багажника. Тут ситуация для «Санты» непростая – все соперники демонстрируют приличную вместимость. У «британца» при установленных вертикально втором и третьем рядах в багажнике остается 194 л, а при сложенных – 1698 л. У «чеха» данные еще лучше: 270 л и 2005 л, соответственно. Kia же бьет их всех со своими 320 л и 2066 л! Но и Hyundai Santa Fe на этом фоне не подкачал: если все семь мест заняты, в багажнике остается 328 литров, если же второй и третий ряд разложить, то для грузов останется 2002 л полезного объема.
Так что с точки зрения соотношения «цена / количество автомобиля» семиместный Hyundai Santa Fe может рассчитывать на победу в конкурсе на звание «семьянин года». Но, как показывают данные продаж модели в целом, российские автомобилисты склонны приобретать пятиместную версию кроссовера. Из 3388 проданных Hyundai Santa Fe на долю пятиместных приходится 2704 машины, остальные 684 – семиместные «Санты».

ГОРОД

С его габаритами и хорошей обзорностью в городе ему не тесно – он уверенно маневрирует в ограниченном пространстве дворов и улочек. Всевозможные электронные помощники водителя облегчают жизнь в джунглях мегаполиса. Динамики достаточно для рывка со светофора, а расход топлива остается на приемлемом уровне.

ТРАССА

Дальние маршруты – его стихия. Эластичный, отзывчивый на разных режимах езды двигатель, расторопная коробка и прекрасная аэродинамика провоцируют динамичную езду. Входить в повороты и не бояться скользкого покрытия ему помогает полный привод. Но ездить агрессивно на двухтонном кроссовере не получится – двухсот лошадок для этого маловато.

ГРЕЙДЕР

Подвеска и рулевое, наверняка, переварят ваши амбиции гонщика классического ралли. Но вот что скажут пассажиры третьего ряда кресел, когда кроссовер начнет подпрыгивать на ухабах? Да и опасения поймать камешек в беззащитное стекло фар на пересеченке увеличивается многократно.

БЕЗДОРОЖЬЕ

С такими геометрией и трансмиссией оффроуд для него под запретом. Да и вы сами вряд ли рискнете соваться в серьезную колею с шестью пассажирами на борту. Даже с подключенной задней осью этот кроссовер ненамного превосходит по проходимости моноприводные легковушки.

КОМФОРТ

В нем не устаешь ни в городе, ни в дальнем путешествии. Богатая отделка кожей и вставками из дерева, подогрев и вентиляция кресел, климат-контроль, развитые бортовые мультимедиа и, наконец, беспроблемная коммутация со смартфоном – этот автомобиль комфортабельный с большой буквы «К». Впрочем, пассажиры третьего ряда с этим выводом возможно поспорят.

РЕЗЮМЕ

У корейцев получился отличный семейный кроссовер. Вместительный, но компактный, динамичный, но не прожорливый, комфортабельный, но не слишком дорогой. А то, что полный привод у него только для луж и гололедицы, а не для брода и колеи, так ведь он в туристы-походники и не набивается.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ HYUNDAI SANTA FE 2.2 CRDI 8 AT
Тип кузова, число дверей/мест универсал, 5/7
Двигатель
Тип Дизельный, CRDi VGT
Рабочий объем, см3 2199
Макс. мощность, л. с. при об/мин 200/3800
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 440/1750 – 2750
Трансмиссия
Тип привода Передний с подключаемой задней осью, система управления HTRAC, электрическая муфта
Тип КПП АКПП-8, A8LF2
Подвеска
Передняя / задняя Независимая, стойки McPherson, с телескопическими амортизаторами, со стабилизатором поперечной устойчивости /независимая, многорычажная, пружинная, с телескопическими амортизаторами, со стабилизатором поперечной устойчивости
Тормоза
Передние / задние дисковые, вентилируемые / дисковые, вентилируемые
Масса
Снаряженная / полная масса, кг 1945 – 2070/2594
Геометрические параметры
Длина, ширина, высота, мм 4770 / 1890 / 1680 / 1705 (с рейлингами на крыше)
Колесная база, мм 2765
Колея передняя // задняя, мм 1643 / 1638 / 1635 (шины 17’’/ 18’’/ 19’’) // 1652 / 1647 / 1644 (шины 17’’/ 18’’/ 19’’)
Дорожный просвет, мм 185
Размер шин 235/65R17 или 235/60R18 или 235/55R19
Динамические характеристики
Разгон 0-100 км/ч, сек. 9,4
Максимальная скорость, км/ч 203
Расход топлива, л/100 км
Городской цикл, л 9,9
Загородный цикл, л 6,2
Смешанный цикл, л 7,5
Прочее
Объем топливного бака / резерв, л 71
Вместимость багажного отделения со сложенными задними рядами /с поднятыми задними рядами, л 2002 / 1016 / 328

 

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОХОДИМОСТЬ

Угол въезда, град. – 18,5

Угол съезда, град. – 21,2

Угол рампы, град. – 20,7