ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ ОТМЕНЕ ТЕХОСМОТРА ВНЕСЁН В ГОСДУМУ

Группа депутатов фракции «Справедливая Россия» во главе с ее руководителем Сергеем Мироновым 29 января внесла в Госдуму законопроект об изменениях в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств» и в соответствующие законодательные акты РФ.

В пояснительной записке к изменениям прямо указано, что действующая ныне система технического осмотра ввиду значительных сущностных и технических изъянов направлена не на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, а является на сегодняшний день дополнительным финансовым обременением для владельцев транспортных средств.

Поэтому предлагается вообще исключить проведение обязательного технического осмотра для транспортных средств, используемых гражданами- физическими лицами для личных нужд и дать статью 2.1 Федерального закона в следующей редакции:

«Действие настоящего Федерального закона не распространяется на личные транспортные средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам и используемые ими исключительно в личных целях, не связанных с иной деятельностью, в том числе с предоставлением услуг легкового такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием личного транспорта в служебных целях»

Понятно, что, как и любое законодательное новшество, эти изменения вызвали разноплановую реакцию. Так, автоюрист Андрей Вехрин сказал РИА Новости, что, если законопроект об отмене технического техосмотра пройдет, то на российские дороги будут выезжать машины в настолько плохом состоянии, что количество аварий возрастет многократно.

«Даже сейчас, когда техосмотр отдали страховщикам, на дорогах стало гораздо опасней. Многие автовладельцы годами не видели техосмотра, поскольку не все страховые компании его заставляют проходить. Некоторые вообще подписывают лист прямо в офисе. А теперь представим, что его отменили совсем. Люди будут ездить на любой «рухляди», купленной задешево. Студенты и так далее. И дороги станут еще опасней», — уточняет Андрей Вехрин.

Но есть немало возражений на этот счёт. Сами депутаты-авторы поправок ссылаются на данные Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ о том, что за первые девять месяцев 2018 года среди ДТП доля происшествий по причине технических неисправностей т/с составила всего 3,8%. При этом более трети аварий (37,1%) связаны с состоянием улично-дорожной сети. Кроме того, в указанные 3.8% включены также ДТП с участием всех т/с и коммерческих, и личных, и прочих. То есть, доля ДТП ввиду технических неисправностей является незначительной.

Надо также отметить, что в позиции автоюриста звучит недопустимая в социальном плане дискриминационная составляющая, которая лишает множество людей, имеющих старые автомобили, права ими пользоваться, по сути, по имущественному признаку. В подавляющей массе нашего не очень богатого населения такой подход явно чреват ненужными общественными обострениями.
С другой стороны, Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин в беседе с RT высказал следующее мнение: «Очень важно, что данная тема выставлена на обсуждение депутатами Госдумы. Мы поднимали этот вопрос на протяжении многих лет. Хорошо, что на него откликнулись. Техосмотр в отношении частных автомобилей абсолютно неэффективен и ничего не даёт, кроме головной боли для граждан. Тем более он не решает поставленные перед ним задачи. То есть никакой оператор техосмотра не несёт ответственности за техническое состояние автомобиля. Всё равно она лежит на водителе»
Действительно, сама схема и главное — реальная практика техосмотра оставляет желать много лучшего. Но и в неё МВД намерено внести дополнительные бюрократические препоны. Ставится вопрос о том, чтобы оператор ТО мог отказывать в предоставлении данной услуги водителям, которые переделали свои машины и не внесли указанные изменения в регистрационные документы.

Соответствующий проект опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Оператор обязывается сверять номера компонентов автомобиля — кузова, рамы, кабины, шасси автомобиля — и данные, содержащиеся в документе транспортного средства. При их несоответствии следует отказ заявителю в техосмотре, отмечается в проекте. И это при том, что в реальности в большинстве случаев сейчас автомобилисты вообще не проходят ТО. Просто платят деньги и им ставят нужные отметки. Эту ситуацию не изменит никакая «добавка» в виде лишней бюрократии.