Журнал::Архив::Июль-август 2003 год::Как «подружиться» c GPS

Андрей ФОРОСЕНКО, Илья БАРСУКОВ, фото Ильи Барсукова

Журнал «Полный привод 4х4»июль — август 2003 г.

 

КАК «ПОДРУЖИТЬСЯ» C GPS

Как правило, обучение пользованию GPS идет методом «тыка». Купив новую игрушку, пользователи уже довольны тем, что она у них есть, но со временем приходит желание воспользоваться всеми возможностями «джипиэса», и тогда начинаются вопросы.

Приемники GPS в последнее время стали весьма распространены. Большинство читателей знают, что Global Position System — это система спутников, передающих сигналы, и персональные приемники, эти сигналы принимающие и определяющие таким образом координаты своего местоположения. Однако кроме определения координат, приборы, в зависимости от моделей, имеют весьма широкие дополнительные функции.

Выбор GPS — задача не простая, тем более, что неопытные пользователи с трудом представляют, какая разница между моделями и на какие дополнительные возможности следует обращать внимание. Тут нужна консультация специалиста, благо на сегодняшний день таковых стало много. На наш же взгляд однозначно не стоит покупать самые примитивные модели, так как они имеют ограниченные возможности.

Русскоязычную инструкцию (если ее не было вместе с прибором) можно найти в интернете. Естественно, с ней необходимо как следует ознакомиться и периодически перечитывать. С помощью «глобальной сети» можно, кстати, и обновить программное обеспечение прибора. Но в этой статье мы пока сконцентрируем внимание на самом первом начальном этапе овладения навыками использования «спутникового навигатора».

Внешняя антенна «старого» (слева) и «нового» образца (справа)

Капризная штучка

В автомобиле GPS расположить необходимо так, чтобы его антенна «видела» как можно больший кусок неба. Хорошо, если машина с мягким или пластиковым «верхом» или имеет люк в железной крыше, в этом случае точность и стабильность приема будет лучше. Дело в том, что сигнал спутника не проходит через серьезные препятствия, более того, если сигнал слабый, то он может пропадать даже в густом лесу. А прибору для точного функционирования надо все время «видеть» четыре спутника, а значит возможны ситуации, когда нужно не потерять даже самый слабенький сигнал. Поэтому и приходится пристраивать GPS либо прямо под лобовым стеклом, либо использовать внешнюю выносную антенну, располагаемую на крыше или капоте, которая здорово улучшает прием. Если у прибора есть возможность подключения к бортовой сети, то ее нужно обязательно использовать. Во-первых, в многодневных путешествиях, когда GPS постоянно включен, он за пару-тройку дней разряжает комплект даже самых хороших батареек, а во-вторых, в темноте будет все время работать подсветка экрана, которая автоматически быстро гаснет в «батареечном» режиме.

самый простой «карманный GPS — приемник

Пара слов о «модельном ряде»

Как уже было отмечено, GPS-приемников развелось великое множество. Мы не будем превращать нашу статью в подобие каталога, а попробуем выделить основные группы, или, если попытаться провести аналогию с автомобилями, классы GPS.

Во-первых, все приборы можно разделить «по способу эксплуатации» на стационарные, носимые («карманные») и носимо-стационарные. Стационарные GPS очень удобны в машине, поскольку крепятся на жестком кронштейне, имеют большой экран и большие кнопки управления, что актуально при тряске на бездорожье. Но они запитываются на бортовую сеть и не имеют альтернативного питания, а значит не обладают универсальностью.

Один из самых удобных носимо-стационарных приемников. Garmin 176C

Носимые приборы очень разнообразны по своим функциональным возможностям. Среди них есть как совсем примитивные модели, с очень узким набором функций, не имеющие разъемов ни для внешней антенны, ни для питания, так и весьма «навороченные» экземпляры. Но всех объединяет одно — они очень компактны, поэтому у них маленький экран и клавиши управления. Если такой прибор ставить на «торпедо» в большом джипе, то разглядывать, подпрыгивая на кочках, что там «пишут» на экране — занятие утомительное.

Носимо-стационарные GPS — это плод универсализации. Они имеют кронштейн для крепления прибора на какой-либо жесткой поверхности и, в большинстве своем, увеличенные в размере экран и кнопки по сравнению с карманными приборами, но все равно меньшие, чем у стационарных. Как правило, могут подключаться к бортовой сети. Их главный козырь — возможность эксплуатации как в машине, так и вне ее, что актуально и в путешествии, и в воскресной поездке за грибами, и на соревнованиях (можно сходить пешком на разведку или в ходе подготовки работать с прибором дома).

Вторым критерием в «разделении» GPS является их возможность или невозможность загружать «в себя» географические карты. Дело в том, что на данный момент практически вся территория России (а не России уже давно) представлена на двухкилометровых картах для GPS (там используется специальный формат). Но карты можно загружать только в модели, имеющие разъемы для «картриджей», на которые, собственно, и записывается карта. Такие модели, как, впрочем, и сами картриджи и карты, уже «стоят денег». Но карта — это очень удобно, так как прибор показывает свое положение курсором прямо на карте, поэтому если вопрос выбора модели еще до конца не решен, то имеет смысл учесть этот момент.

Раз компьютер, два компьютер…

GPS сам по себе — уже компьютер, только маленький, но его можно еще подключить к большому РС. Оптимален в этом плане ноутбук, лучше всего в ударопрочном, пылевлагозащищенном корпусе. В России сейчас можно раздобыть, например, «бэушные» Panasonic CF-25 за разумные деньги. Такой компьютер можно без опаски таскать с собой куда угодно. Работоспособность системы проверена на спортивных трофи-рейдах, а условий, худших, чем там, пожалуй, не бывает. Плюсов от такого «сотрудничества» много. Существует несколько программ, позволяющих согласовать компьютер с приемником. (Наиболее распространенная — Ozi Explorer. Саму программу и ее описание без труда можно найти в интернете.) В компьютер уже можно загружать любые обычные географические карты, естественно, предварительно отсканированные, а затем откалиброванные. Тогда на экране ноутбука тоже можно получать картинку своего местоположения прямо на карте, только экран этот намного больше, чем у GPS, он цветной (справедливости ради надо сказать, что у части GPS тоже цветные экраны). Но самое главное, в РС можно загружать карты того масштаба, который удалось раздобыть, например 500-метровки, которых нет для GPS, но с которыми приятно работать. Кроме этого, компьютер здорово облегчает взаимодействие с прибором. В компьютере легче планировать маршрут и набивать координаты точек. С компьютера можно загружать карты (maps) — только специальные, маршруты (routs), точки (points), пройденные маршруты-следы (tracks), программное обеспечение (soft) в GPS и наоборот. Предположим, мы «перекачали» в свой GPS какой-то маршрут. Переносим его в компьютер, загружаем нужную карту и получаем линию этого маршрута непосредственно на местности. А далее уже можно спокойно с ним работать. Измерить расстояния между различными точками, изменить траекторию, рассчитать время движения и т. д. и т.п. И все это в тепле и уюте, сидя за письменным столом и попивая кофе. А можно, например, передать этот маршрут по электронной почте товарищу, он, в свою очередь, загрузит его в свой прибор и без труда найдет дорогу в лагерь.

загрузка карты в ноутбук в домашних условиях тандем GPS — ноутбук в салоне автомобиля скачать карту с CD-диска в компьютер  можно и прямо на капоте

«Дедовская» навигация

Даже если так сложилось, что GPS прост, как авторучка, а ноутбук для него не планируется даже в перспективе, то это все равно очень здорово. Потому что, имея этот волшебный приборчик и хорошую географическую карту, можно чувствовать себя в любой точке земного шара, как у себя дома. Главное, чтобы на карте была нанесена координатная сетка (помимо хорошего масштаба, это главное требование к карте). Тогда с помощью самой обычной линейки, пересчитав, сколько минут в избранной единице измерения (миллиметр, сантиметр, дюйм…), можно с умеренной точностью (поправку на местности, конечно, придется внести) определить свое местонахождение, а также снять координаты точки, на которую необходимо выйти и загрузить ее в GPS. Он и укажет нужное направление движения. Правда, всегда (а не только при таком способе работы) надо помнить, что GPS «думает» только по прямой, поэтому каждое отклонение от прямолинейного курса надо учитывать. То же самое касается и движения по GPS. Он будет указывать только направление «по прямой», а дороги имеют свойство петлять, поэтому чем доскональнее «прописан» каждый поворот, тем легче будет ориентироваться.

То, что нужно знать «прямо сразу»

Теперь мы едва коснемся некоторых, но самых необходимых функций GPS.
Фиксирование пройденного пути (track). Пройденный путь можно отобразить на дисплее в масштабе имеющейся бумажной карты и определить местоположение или удостовериться в правильности курса. Маршрут можно загружать в компьютер и перезаписывать на другие приемники. Функция trackback позволит вернуться по пройденному пути. Сохраненный в памяти компьютера или самого прибора «след» позволит точно пройти маршрут спустя годы!
Маршрут (rout). Маршрут составляется из внесенных точек, количество маршрутов и точек в каждом маршруте зависит от модели приемника. Маршрут можно перезаписывать в другие приемники. При включении функции навигации (navigate) прибор покажет направление движения к каждой следующей точке. При прохождении вблизи точки он автоматически переключается на следующую, сообщая об этом сигналом. Кроме того, прибор посчитает текущую среднюю скорость и покажет остающееся расстояние и ориентировочное время прибытия.
Дорожный компьютер (trip computer). Имеет два одометра, считает среднюю скорость, фиксирует максимальную скорость, показывает время в пути, время остановок. Эту информацию сперва получают ради удовлетворения любопытства, но со временем накопленный опыт позволит точно рассчитать расписание любого маршрута и отслеживать его соблюдение.
Альтиметр (alt). Как ни странно, это очень полезная функция не только в горах, но и на равнинах, так как с помощью высотомера можно выбрать наиболее сухое место для стоянки, особенно в темноте. К сожалению, многие владельцы GPS не могут похвастаться умением хотя бы наполовину пользоваться его возможностями. И в самом деле, процесс обучения не очень быстрый, но и не безумно сложный, главное — к этому стремиться.